Итоговое мероприятие по познавательному развитию «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тупицина Светлана Васильевна

Итоговое мероприятие по познавательному развитию

«Путешествие в лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tupitsina.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52»

Итоговое мероприятие по познавательному развитию

«Путешествие в лес»

(старшая группа)

Выполнила:

Тупицина С.В.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Арзамас

2013г.

Задачи:

  • Конкретизировать представления детей о птицах, животных, их отличительных признаках, упражнять в различии зимующих и перелетных птиц;
  • Закрепить представления детей об отличительных особенностях деревьев и кустарников;
  • Способствовать развитию у детей путем моделирования проблемных ситуаций основные мыслительные процессы и операции – сравнение, сопоставление, классификация – и на их основе делать проблемные выводы;
  • Воспитывать у детей понимание роли человека в окружающей его природной среде посредством опытнической деятельности;
  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
  • Способствовать формированию потребности в соблюдении правил поведения в природе;
  • Воспитывать сопереживание, сочувствие у детей.

Предварительная работа:

  • Дидактическая игра «Правила поведения в природе.
  • Моделирование.
  • Беседы о природе и бережном отношении к ней.
  • Рассматривание альбомов «Птицы», «В мире природы», «Деревья и кустарники».
  • Чтение художественной литературы о природе.
  • Загадывание загадок о перелетных и зимующих птицах, диких животных.
  • Проведение опыта.
  • Работа с родителями: помощь в оформлении дидактического материала и уголка природы.

Способы:

  • Дидактические игры «Правила поведения в лесу», «Чей хвост?».
  • Работа с моделями «Птицы», «Бабочки».
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение опыта «Отчего вода становится грязной».
  • Художественное слово: стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели».
  • Использование наглядного и дидактического материала.
  • Музыкальное сопровождение: «Звуки леса».
  • Использование персонажей: сорока, колдун.

Средства:

  • Картинки с изображением животных, птиц, бабочки.
  • Карточки-модели.
  • Картины с изображением дерева и лесного озера.
  • Оборудование для опыта.
  • Грамзапись «Звуки леса».
  • Компас.


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Посмотрите, сколько вокруг гостей. Давайте их поприветствуем.

(Дети здороваются. Раздается стук в дверь. «Влетает» Сорока.)

Сорока: Беда, беда! В лесу беда! Злой колдун всех заколдовал!

Воспитатель: Сорока, успокойся, поздоровайся с детьми и спокойно расскажи, что же произошло в лесу.

Сорока: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, ребята! (тараторит) В нашем сказочном лесу у озера поселился злой колдун. Всех заколдовал, на лесных зверей, птиц, деревья злые чары напустил. Беда! Беда!

Воспитатель: Ребята, что же делать? (высказывания детей)

Воспитатель: А вы не боитесь отправиться в лес и помочь лесным жителям?

Дети: Нет!

Сорока: В лесу всякое бывает. Дорога к озеру не близкая. Я вам подарю волшебный компас, стрелка которого будет показывать вам дорогу туда, где нужна ваша помощь. А я полетела, надо другим о беде в лесу сообщить. До свидания! (улетает)

Воспитатель: Молодцы, ребята, что решили помочь. А вы знаете, что лес живой, он все слышит, все понимает. Какие правила нужно соблюдать в лесу? Каждый возьмите по карточке и расскажите, что нельзя делать в лесу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что ж, тогда в путь.

(Дети змейкой идут друг за другом по залу, приходят к лесной полянке.)

Воспитатель: Что-то тихо в этом лесу. Куда это мы попали? Посмотрите вокруг, вы никого не замечаете?

(Дети находят зверей, у которых нет хвостов.)

Воспитатель: Какие-то странные звери…

Колдун: Ха-ха-ха! Это я всех зверей заколдовал. Предложил им поменяться хвостами, а они и согласились. А теперь запутались и не знают, кому какой хвост должен достаться.

Воспитатель: Да это злой колдун с нами разговаривал. Что же будем делать? Может, уйдем, пока не поздно?

(Дети предлагают помочь животным.)

Воспитатель: Давайте попробуем помочь лесным зверям. Ребята, какой хвост у лисы?

(Ответы детей.)

А зачем лисе именно такой хвост нужен?

(Ответы детей.)

Какой хвост должен быть у зайца? А почему у зайца короткий хвост?

(Ответы детей.)

Поможем белке найти ее хвост? Как помогает ей хвост?

А какой хвост у медведя? Сможет медведь жить, например, с лисьим хвостом? А почему?

Воспитатель: Молодцы! Ну что же, стрелка компаса показывает, куда нам нужно идти дальше.

Какое красивое дерево!

Колдун: Посмотрите, сколько на дереве бабочек!

(Дети возражают, что это бабочки.)

Колдун: А вы сначала докажите, что это птицы, а не бабочки.

Воспитатель: Сейчас ребята все докажут, а помогут нам эти модели.

(Дети рассматривают модели, анализируют их.)

  1. Как появляются на свет бабочки? Как появляются птицы?
  2. Сравним размеры птиц и бабочек.
  3. Как питаются бабочки? Птицы?
  4. Как передвигаются?
  5. Чем отличается крыло бабочки от крыла птицы?

Колдун: Доказали, доказали! Но я и тут потрудился: перепутал всех птиц – и перелетных, и зимующих. Ха-ха-ха!

Воспитатель: Ребята, поможем?

Колдун: Ну что ж, попробуйте, попробуйте! Перелетных птиц соберите в стаю, а зимующих посадите на дерево.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, колдун, и с этим твоим заданием мы справились. Перелетных птиц мы собрали в стаю, а зимующих посадили на дерево.

Колдун: Дерево! Может, это вовсе и не дерево, а кустарник?

Воспитатель: Докажите, ребята. В чем различие дерева и кустарника?

(Ответы детей)

А какие деревья вы знаете? Кустарники?

Молодцы! Ну что, а теперь идем дальше?

(Дети идут и приходят к лесному озеру.)

Воспитатель: А вот и лесное озеро! Ребята, кто может жить на озере?

(Ответы детей)

Как хорошо, мы здесь отдохнем у чистого, красивого озера.

(Дети замечают, что в озере много мусора.)

Откуда же здесь мусор? Неужели это опять колдун постарался?

(Ответы детей.)

Как вы думаете, чистая ли вода в этом озере?

(Ответы детей)

Давайте вспомним опыт, который мы проводили две недели назад.

Что мы положили в банку с чистой водой?

(Остатки пищи, бумагу.)

Какая вода стала в банке?

(Грязная, мутная.)

Хорошо ли в такой воде будет жить обитателям озера?

Представьте, что к этому озеру подъехали на машине люди и помыли ее. Как вы думаете, что может произойти с водой?

(Ответы детей)

Когда водитель моет машину, то с нее смывается много вредных, порой ядовитых веществ. Многие из этих веществ содержат вредные масла. Давайте посмотрим, что же произойдет, если эти масла попадут в воду. Для того чтобы не работать с ядовитыми веществами, для опыта мы возьмем обычное подсолнечное масло. Сейчас посмотрим, что произойдет с водой, если масло попадет в воду.

(Дети проводят опыт.)

Что произошло?

(Образовалась пленка, которая покрывает всю поверхность воды.)

Давайте размешаем палочкой. Может быть, масло исчезнет или растворится в воде?

(Ответы детей)

Чему же будет мешать пленка на воде, как вы думаете? В какой воде смогут жить обитатели озера?

(Ответы детей.)

А в нашем озере хорошо живется рыбам, лягушкам, водоплавающим птицам?

Что же мы можем сделать для них?

Убрать мусор.

(Дети убирают мусор в мусорный мешок.)

А куда потом денем этот мусор?

(Ответы детей.)

Включается фонограмма «Звуки леса».

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите?

Да это же лес благодарит нас за помощь. Он ожил, а злой колдун исчез, а вместе с ним и его злые дела.

Давайте вспомним, что же мы сделали для того, чтобы помочь лесу.

(Ответы детей.)

А для чего мы это все сделали?

(Дети читают стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели…».)


Литература:

  1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе.
  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.
  3. Груба Г.В., Помелова И.К. Ребенок познает мир.
  4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.
  5. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.
  6. Молодова Л.М. Игровые экологические занятия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"

1) Закрепить знания о птицах, насекомых, времени года и называть её; 2) Закрепить знания о форме, цвете геометрических фигур; 3) Дать представление о весенних изменениях в природе; 4) Развивать инт...

Итоговое мероприятие по познавательному развитию с использованием ИКТ

Итоговое занятие по познвательному развитию с использованием НОД...

Итоговое мероприятие по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе: Викторина «По следам Красной книги»

Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры...

Конспект итогового мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы «Осенняя кладовая» (с элементами песочной терапии)

Задачи:- Учить детей классифицировать овощи и фрукты,- Уверенно действовать с песком, снять эмоциональное напряжение.- Развивать познавательные способности, творческое мышление;- Развивать м...

"Конспект итогового мероприятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ИКТ «Таинственный космос»"

Цель: Познакомить детей с планетами солнечной системыЗадачи:Образовательные: Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей...

Итоговое мероприятие По познавательному развитию "Путешествие на машине"

Цель: Обобщить полученные  знания и умения детей, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром   в течение года.Образовательные задачи:выявить умение называть  ...

Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа

Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа Цель: продолжать развивать познавательную сферу воспитанников младшего дошк...