конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Андреева Мария Викторовна

В гости к гжельским мастерам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №2

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Тема: «В гости к гжельским мастерам»

Воспитатель, Андреева М.В.,

 первая квалификационная категория.

Венгерово 2017 г

Слайд № 1

Тема: «В гости к гжельским мастерам»

Группа подготовительная

Тип занятия интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Слайд №2

Цель занятия: знакомство  с  народным  промыслом  на  примере  Гжели

Слайд №3

Задачи занятия:

Обучающие задачи: Дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять .

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Воспитательные задачи: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.

Оборудование

Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А. Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т. д.), музыкальный диск с записями мелодий «Тройка» и «Славянские гусли», бумажные формы синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом).

Музыкальный ряд: мелодия Георгия Свиридова «Тройка», музыка  Ю. Чичкова  «Незабудковая гжель», музыка «Сказочная гжель», народные мелодии,И.Бах «Ария из сонаты №3», Д. Ласт «Одинокий пастух».

Предварительная работа

  Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах,  рассматривание гжельских изделий, иллюстрированный альбом (Гжель), заучивание стихов о Гжели, чтение авторской сказки «Нежно – голубое чудо» М. Бобровой, знакомство с элементами гжельской росписи.

Ход занятия.

Вступительная беседа.

Звучит тихая музыка (мелодия Георгия Свиридова «Тройка») .

Слайд №4

Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую и решили лепить из нее посуду разную да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо»

.По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.

Стук в дверь.

Воспитатель вносит телеграмму

Слайд №5

Воспитатель: Ребята, кто–то прислал на телеграмму. Как вы думаете, кто ?  (ответы детей)

Что может быть в ней написано? (дети называют самые разные предложения).

Посмотрите, какой красивый, расписной, праздничный бланк. Скажите, а что на нем нарисовано?  Элементы какой росписи вы увидели на конверте? (Гжельской). Давайте прочитаем телеграмму.

Воспитатель:        Дорогие ребята, мы, гжельские мастера – умельцы, приглашаем вас к себе в гости посмотреть изделия невиданной красы, побыть мастерами, расписать изделия для ярмарки.

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите в гости? Тогда отправляемся в путь, а чтобы мы не заблудились, мастера нам прислали вот такой клубочек, который поможет нам найти дорогу. Но  путь у нас неблизкий, поэтому  скажите мне,  какие мы должны быть в дороге. (  Дружные, помогать друг другу, не бросать в беде…). А вы знаете пословицы о дружбе?

Психологическое упражнение на сплочение детского коллектива «Связующая нить».

Дети называют, ранее выученные, пословицы:

  • Друзья познаются в беде.
  • Дружба в делах помощница.
  • Там где дружат – живут, не тужат.
  • Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас  каждый держите  ниточку, отправляемся в путь!

Звучит музыка ( И. Бах « Ария из сонаты №3»)

Слайд №6

Ребята, посмотрите, как красиво вокруг. Скажите куда мы попали? (Зимний лес).

Слайд №7

Сколько здесь снега, какие сугробы (дети идут, высоко поднимая ноги.)

Слайд №8

 А здесь ветки низко наклонились под тяжестью снега (дети идут  полуприседая ).

Слайд №9

Посмотрите, на пути у нас речка, мороз сковал ее льдом (дети  «катаются на коньках»).

Ребята, вот мы с вами и добрались, посмотрите какой сказочный, красивый город

Слайд №10

 Вот здесь и  живут удивительные люди – народные мастера, которые  из белой глины они   создают настоящие чудеса. Сюжеты они берут из живой природы, а также из жизненных ситуаций. Под руками живописцев как бы растут живые цветы и деревья, «поют» птицы.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,

Взамен холста – взял белизну просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званием Гжель.

Ребята, а кто из вас знает стихотворения о Гжели?

Дети читают стихи ( звучит музыка Д. Ласт « Одинокий пастух»)

Играет нежная свирель,

И замирает в восхищеньи

Жемчужина России – Гжель,

Где поселилось вдохновенье.

Здесь каждый мастер и творец.

Один расписывает вазу

Другой, искусный, взяв резец,

Узор наносит тайной вязью.

Переплетенье листьев, трав,

Цветочек, веточка, каемка.

Во всем я вижу русский нрав.

И душу светлую ребенка.

Обмакну я кисть в небо синее –

Распишу фарфор покрасивее.

Обмакну я кисть в зори ранние –

Распишу фарфор понаряднее.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте вспомним, какие элементы используют мастера в своей росписи?

Слайд №13,14,15, 16

Дети перечисляют элементы росписи.

Слайд №17

Воспитатель:  Теперь я вам предлагаю побыть гжельскими  мастерами. Выбирайте себе изделие, которое вам нравится. Рассаживайтесь за столы. А чтобы работа в нашей творческой мастерской  ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

(Звучит медленная музыка  Ю. Чичкова  «Незабудковая гжель».)

Слайд №18

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к рисованию, разомнём пальчики. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают

Воспитатель раздает детям бумажные формы. Показывает образец рисования цветка. В процессе рисования воспитатель напоминает приёмы рисования: примакивание,  капелька, работа ватной палочкой (точки)

По окончании работы воспитатель предлагает детям поставить  свои работы к готовым гжельским изделиям, чтобы ими могли все  полюбоваться.

Слайд №19Пока подсыхает цветок, нарисованный в середине бумажной формы, воспитатель проводит физкультминутку:

По солнышку по солнышку, дорожкой луговой.

Иду по мягкой травушке, я летнею порой.

 И любо мне и весело, смотрю по сторонам,

голубеньким и синеньким я радуюсь цветам.

Слайд №20

Даже песню  про сказочную гжель придумали люди. Она такая же нежная и прекрасная как и узоры. Выходите в хоровод, мы послушаем и потанцуем под эту нежную песню.

Дети повторяют движения за воспитателем под музыку «Сказочная гжель».

Воспмтатель: Рисунки ещё не совсем высохли, поэтому

Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споём частушки.

Дети исполняют частушки.

1 ребенок.

Юбку белую надела,
Синю ленту заплела,
Вот какая стала я –
Полюбуйтесь на меня!

2 ребенок.

На окошке два цветочка
Синенький да беленький.
Когда, мама, подрасту,
Подарю их миленькой!

3 ребенок.

Я в окошко посмотрю 
На берёзоньку и ель
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию я в Гжель.

4 ребенок.

Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!

Вместе:

Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!

Слайд №21

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Давайте посмотрим на выставку наших работ. Мы сегодня с вами нарисовали красивую посуду. Вам нравится? Что вы можете сказать о своих   работах? Всё ли удалось? Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи. Вы хорошие ученики, и за это вам присваивается звание  «Мастер - золотые руки». Воспитатель награждает всех детей медалями.

Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте дотронемся все правой рукой до клубочка, закроем глазки и скажем слова:

Клубочек, раз, два, три, -  в детский сад ты нас верни.

Слайд №22

Литература

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;
  2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
  4. Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
  5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
  6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
  7. Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;
  8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
  9. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;
  10. Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...