Методический приём «Письма из леса»
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Возмищева Татьяна Сергеевна

Использование методического приёма "Письма из леса" в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает решить задачи экологической грамотности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методический приём

«Письма из леса»

Возмищева Татьяна Сергеевна

воспитатель I кв. к.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Экологическое мировоззрение – это продукт образования, его становление происходит постепенно, в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса, выпадает на период дошкольного возраста, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с природной средой.

На протяжении дошкольного периода значительная доля экологических сведений о разных сторонах жизни природы передаётся детям через образовательную деятельность. Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, то есть наглядность, позволяющая формировать у детей отчётливые и правильные представления о природе. Мы рассматриваем с детьми - картины, иллюстрации, беседуем, читаем детскую литературу, просматриваем слайды, фотографии, презентации и др.

Важной особенностью экологического воспитания, является то обстоятельство, что чаще всего непрерывная образовательная деятельность посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдение. Это приводит к тому, что знания детям не могут быть даны в полном объёме, а в северных условиях тем более, так как суровый климат лишает возможности вести наблюдения за живой природой.

Чтобы расширить кругозор детей и познакомить их с представителями животного и растительного мира, я ввела в образовательный процесс, следующий игровой приём и дала ему название «Письма из леса». Благодаря этому приёму дети получают «письма» от разных представителей флоры и фауны. В этих письмах животные, насекомые, растения и др. описывают себя, указывают место своего обитания, при этом не называя, кто они. В процессе чтения письма, дети должны догадаться от кого оно пришло. После чтения, взрослые совместно с детьми, составляют ответ респонденту.

Используется данный приём в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Он способствует развитию памяти, мышления, воображения, повышению любознательности, а также воспитанию сопереживания к братьям нашим меньшим.

Посредством использования подобных приёмов, я решаю задачи экологической грамотности детей, что очень важно, особенно сейчас, когда природа нуждается в нашей защите и поддержке.

Далее, приведу пример таких писем:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам письмо лесной житель. Знакомый заяц мне недавно рассказал, что писал вам письмо и уже получил ответ. Вот и мне очень захотелось с вами подружиться. Напишу о себе: - живу в лесу, отношусь к семейству грызунов. Дом свой строю высоко на дереве в дупле, или же делаю себе гнездо. У меня острые загнутые когти на лапках, которые позволяют мне хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву. У меня сильные и более длинные, чем передние задние лапы, которые дают мне возможность делать большие прыжки с ветки на ветку. Я имею очень красивый и пушистый хвост, действующий как парашют при прыжках и согревающий в зимнее холодное время. Я так же как и заяц меняю два раза в год окрас своего меха. Зимой я имею серый окрас, а весной у меня происходит линька, старую шерсть я сбрасываю, вместо неё у меня вырастает новая, гладкая, рыжая. Осенью у меня вырастает густая серая шерсть с подшёрстком, чтобы зимой не замёрзнуть. Я очень трудолюбивый зверёк. Осенью делаю столько запасов, что хватает на всю зиму, да и угостить могу кого ни будь. Питаюсь я орехами, семенами шишек, грибами, желудями и ягодами. У меня, как и у всех лесных жителей, есть враги – это хищные животные и люди, которые охотятся на меня из – за красивые меха. Поэтому, я очень осторожный зверёк. Ребята, приезжайте ко мне в гости, я буду очень рад вас видеть. Обещаю не бояться вас, ведь даже заяц, а он известный трусишка, пересилил свой страх, то и я постараюсь быть смелее. Уж очень хочется с вами подружиться. До свидания! Буду ждать ответа.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам письмо, представитель растительного мира. Очень хочется с вами подружиться. У меня в лесу много друзей, но также здорово будет иметь друзей среди вас – детей. Ведь если мы с вами подружимся сейчас, то, когда вы станете взрослыми, вы не будете меня обижать. Друзья не обижают друг друга. Напишу немного о себе и о своих подругах. Живём мы на лесной полянке, радуемся солнышку, дождику и лёгкому ветерку. Раньше у меня было много подружек, но теперь нас стало гораздо меньше. А всё потому что когда наступает весна, мы наполняемся соком, которым мы питаем наши почки. Люди любят наш сок и делают на нашем красивом, белом стволе зарубки топором. И тогда наш сок течёт на землю, а не к почкам, и наш ствол и веточки засыхают. Очень грустно становится нам от этого. Ведь чтобы вырасти большими и стройными деревьями, нам нужно не менее пятидесяти лет. Когда нас много, нам конечно же веселее, мы тогда образуем целую рощу. В наших рощах растёт много грибов и ягод. Люди про нас сочинили много стихов и песен. Мы гордимся этим и говорим – спасибо. Ребята, если вы согласны с нами подружиться, то напишите нам и обязательно приезжайте к нам в лес в гости. Будем с нетерпением ждать ответа. До свидания!                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Письмо из леса".

Знакомство с составом числа 6,закрепление порядкового счета....

Мастер - класс по звуковой культуре речи «Письмо из леса».

У многих детей дошкольного возраста часто возникают проблемы со звуковой культурой речи. Мы уделяем внимание этому вопросу: проводим досуги, консультации для родителей, открытые просмотры, речевые игр...

Конспект ООД в средней группе по речевому развитию «Письмо из леса»

Цель.Формирование умения составлять небольшие рассказы по мнемодорожкам.Программное содержание.Учить составлять небольшой рассказ по теме Весна,опираясь на наглядные пособия-мнемодорожки в связной лог...

Стихотворение "Письмо жителей леса"

Стихотворение "Письмо жителей леса" можно использовать для проведения непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и познавательному развитию....

Конспект образовательной деятельности "Осень. Письмо из леса"

Образовательная область: познавательное , речевое развитиеВозраст с 4 до 5 лет...