Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Леонова Светлана Ивановна

Тема: Русская матрешка- символ добра и дружбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka-_simvol_dobra_i_druzhby.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   занятия: «Русская матрёшка-символ добра и дружбы».

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.  

Задачи:


  1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Систематизировать представления дошкольников об окружающем мире с помощью развивающей игры «Логический экран».


  1. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству.

  2. Воспитывать любовь к народному искусству.


 


                                          Ход занятия.


Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы. 

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь по удобнее, начнём разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. 

Загадка про матрёшку


Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек, 

Упирается рука 

В деревянные бока. 

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко. 

Это русская... 

Дети: Матрёшка.

  Прослушивание песни «Русские матрешки»


Хозяйка: Ребятки она не одна, а со своими подружками. (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?

Хозяйка: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Рассказы детей)

Хозяйка: (Показ презентации). 

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.(Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. 

(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка») Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. 

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. 

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек. 

(Слайд 3,4 презентации «Русская матрёшка») В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...

Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Хозяйка: Правильно вы заметили.


(Слайд 5 презентации «Русская матрёшка») 

Хозяюшка: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове... 

Дети: Платок.

Хозяйка: А поверх сарафана... 

Дети: Фартук. 

Хозяйка: Платок матрёшек украшает роспись. 

(Слайд 6 презентации «Русская матрёшка») 

Хозяйка: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. 
(Слайд 7 презентации «Русская матрёшка») 

 Хозяйка:  Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой воронежской матрешки» стала Елена Матвеева. Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме матрешка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь. Яйцеобразная форма получилась случайно: однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Черная юбка с красными линиями, образующими клетки, – символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три цвета – белый, черный и красный.

(Слайд 8 презентации «Русская матрёшка») 


Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. 

(Слайд 9 презентации «Русская матрёшка»)

Хозяйка: Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? 

Сначала  делают заготовки матрешек, используют для этого липу. Затем заготовки шлифуют, наносят рисунок и обводят контур узора. Прорисовывают  детали рисунка. В конце покрывают лаком.

(Слайд 10 презентации «Русская матрёшка»)

 Хозяйка:  Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

 На экране появляется ткацкий станок.

Хозяйка: Ребята, вы знаете, что это? Для чего он используется?

(Ответы детей.)

Анна Эдуардовна: Давайте, поиграем в русскую- народную игру «Веселая ткачиха».

Анна Эдуардовна проводит игру:

«Веселая ткачиха» 

трудовая (бытовая) игра

(по классификации на основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М.)

Я веселая ткачиха,

Хорошо умею ткать.

Пинч-понч, клепа-клепа,

Хорошо умею ткать.

Играющие разбиваются на две равные команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов. Команды - это станины ткацкого станка, они сходятся и расходятся, при этом игроки произносят хором слова.

Двух игроков назначают челноками. Их задача - поменяться местами, когда станины «работают». Игра заканчивается тогда, когда челноки не успевают поменяться местами или оба оказываются в одной станине. Можно несколько раз менять челноков.

Хозяйка: Молодцы, ребятки! 

Ребята мы сегодня говорили о добре. А вы сделаете доброе дело?  

( Ответы детей)

Работа за столами с «логическим экраном»

      Решили матрешки переехать в новый дом, да не знают какой выбрать. (С-И)-1

Помогите им, ребята, выбрать дом удобный и красивый, добротный да бревенчатый.

Может быть, вы знаете, как называются другие жилища?

    Собрались матрешки новоселье отпраздновать. Пригласили гостей. (С-И)-2

Ребята, а с чем на Руси встречали дорогих гостей?

     Найдите среди матрешек, ту которая сделана мастерами Полховского  Майдана. (С-Д)-3. Каких еще матрешек вы узнали?

      Сели за стол, а ложки все перепутаны. Найдите, ложку полхов-майданской росписи. (С-Д)-4

      Поели, попили матрешки и начали веселиться, развлекали их скоморохи. (С-И)-5

На каких инструментах они играли? Как называются остальные инструменты?

Анна Эдуардовна:

Русская – народная песня «Дудочка» ( дети играют на дудочке).

Хозяйка: Ребята, вы такие молодцы! Матрешкам вы очень понравились. Они оставили шкатулку с вкусными сувенирами для каждого.

( В шкатулке лежат конфеты в виде матрешек.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...