познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Черепанова Светлана Викторовна

технологическая карта по познавательному развитию "Птицы зимой" для детей 4 - 5 лет по программе "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_kart3.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной образовательной деятельности с детьми

Черепанова С.В,воспитатель 1 КК

                                 

Тема (проект, событие): Птицы зимой

Возрастная группа:  средняя группа

Форма НОД: технология экологического образования

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: «Развивающие занятия с детьми 4 - 5 лет»  под ред. Л.А.Парамоновой; методическое пособие «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» под ред. О.В.Толстиковой

Средства:

наглядные:

демонстрационный материал – картинки зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей

воспитанников группы

Обучающие:

  • Познакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения 
  • Учить детей, правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлять предложения. Обогащать словарь детей (снегопад, синица, снегирь, зимующие птицы,   корм, кормушка).

Развивающие:

  • Совершенствовать грамматический строй речи,  учить образовывать прилагательные и глаголы. 
  • Продолжать формировать у детей интерес к художественному слову. 
  • Развивать сообразительность и логику в процессе отгадывания загадок.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Развивать у Ульяны, Тимура  умение различать и называть птиц;

С Денисом, Яной образовывать прилагательные.

Этапы

(последователь -

ность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I

Предварительный   этап

Здравствуйте, девчонки!

Добрый день, мальчишки!

Наигрались в куклы, полистали книжки.

А сейчас мы вместе отдохнём немного,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

-Скажите, какое время года за окном? (Зима)

Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что лето.

Дети:

 - На улице очень холодно.

 - Много снега, скользко.

 - Люди одеты тепло.

 - Дети катаются с горы на лыжах.

 - Река покрыта льдом, рыбы легли на дно.

 - Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались

 - Солнце светит, но не греет.

 - Мишка спит в берлоге.

 - Дети катаются на лыжах.

- Правильно, за окном действительно зима.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Ведет диалог с детьми.

Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности экологической направленности.

Организация  и настрой детей на познавательно – речевую деятельность.

Возникновение интереса к окружающему миру природы.

Умеют управлять своим поведением

Проявляют познавательный интерес

II

Этап осмысления

(ознакомление)

Показ картинки «Попугай в клетке».

- Как называется эта птица?

- Где она живет?

- Можно ли эту птицу выносить на улицу?

- Видели ли вы в это время года на улице каких – нибудь птиц.

- Что они делали?

- Как помочь птицам зимой?

Когда можно услышать такое пение  - зимой или летом?

- А можно ли услышать голоса птиц сейчас?

Загадки

Отгадайте загадки и вы узнаете, какие птицы прилетели в гости.

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (Синичка)

- Назвали ее синичкой за то, что она поет «тинь – тинь, синь – синь».

- Прилетает она к нам на участок?

- Что она любит кушать?

- Летом синичка живет в лесу и ест мух, гусениц. Можно их найти зимой?

 Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зёрнышки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять. (Снегирь)

 - Как называется эта птичка с красной грудкой?

- Откуда у этой птицы такое название?

- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. Весной снегирь улетает в лес.

- Чем питается снегирь?

- Давайте снегиря пригласим в гости к синичке.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — …  (Свиристели).

- Эта птичка немного похожа на снегиря. Но ее всегда можно узнать по хохолку на голове.

Видели мы таких птиц?

- Чаще всего их можно обнаружить на рябинах и кленах. Они очень любят лакомиться ягодами рябины и засохшими семенами клена. Пригласим свиристеля к нашим птичкам.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

 Клюй не робей, кто это? (Воробей)

- Воробушек чирикает. Может, он здоровается с нами, а, может, просит крошек хлеба.

-  Эта птичка воробей вам хорошо знакома.

-  А какой он?  (Маленький, серенький, шустрый, быстрый).

- Воробей тоже остается зимой рядом с нами, значит и его приглашаем к нам в гости.

- Среди птиц, за которыми мы с вами наблюдали, были не только маленькие, но и большие.

 Кто из леса прилетит?

 Кто на крыше затрещит?

 Белобокая болтунья

 Говоруша, стрекотунья

 Белый бок и длинный хвост

Что за птица вот вопрос? (Сорока)                 -  Кто это? Почему её называют белобокая?  (потому что у неё белые бока).

- Какого цвета у нее перья?

- У сороки длинный хвост и большой клюв. Она очень любит блестящие и яркие предметы. Часто их крадет и прячет. Сороки едят все. Их так и называют-  всеядные птицы. Даже зимой они легко находят еду, поэтому и остаются зимовать. И сорока остается у нас в гостях.

- В нашем городе очень много голубей. Люди очень любят этих птиц и зимой подкармливают их. Они тоже остаются у нас.

- А теперь я хочу показать вам птицу, которую вы все хорошо знаете. Она тоже зимой никуда не улетает, но увидеть ее очень сложно, так как живет она в лесу. У этой птицы красная шапочка, длинный клюв. Если летом в лесу вести себя тихо, можно услышать, как она стучит клювом по дереву – тук – тук – тук. Эта птица … (дятел). Он ищет под корой насекомых.

- А может дятел зимой найти насекомых? Поэтому зимой он долбит сосновые и еловые шишки и ест семена.

- Как вы думаете, эту птицу мы можем поместить к нашим птицам? ( ласточка). Почему?

Активизация внимания детей посредством включения их в познавательно-экологическую деятельность (формирование у детей элементарных знаний экологической направленности)

Введение детей в проблемную ситуацию

Включение аудиозаписи летних голосов птиц

Предлагает прослушать запись зимующей птицы

После каждой отгаданной загадки  выставляет картинку   птички

Задает вопросы

Проводит физминутку

Развивает

двигательную активность.

Внимательно слушают голоса птиц

Подражают птице

Отгадывают картинки

Отвечают на вопросы

Подбирают слова - определения

Накопление информации

Воспроизводят  действия в соответствии с текстом

Используют в речи прилагательные

III. Обобщение

- Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

- С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека.

Как вы думаете, с  какой надеждой они сюда летят? ( Они надеются, что люди их покормят).

-  Для птиц наступило самое трудное время, они не всегда могут найти  себе корм.

- А куда подевался корм с приходом зимы? ( Он остался под толстым слоем снега).

- Зиму нельзя назвать хлебосольной, она  не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод, ни зернышек, ни крошек. Нам нужно подкармливать наших гостей, чтобы они не погибли от голода и холода.

-  А что необходимо для этого?  (Корм, кормушка).

- Когда мы пойдем на прогулку, то повесим на дерево  кормушку, возьмём с собой корм, рассыплем его, и понаблюдаем за птицами.

- Чем будем  кормить птиц?

Обобщение накопленных знаний экологической направленности

Классифицируют Делают выводы Выясняют закономерности

Формулирование                  выводов

IV

 Систематизация

- Итак, что нового и интересного вы сегодня узнали о зиме и птицах?

  - О чём вы  расскажите друзьям и родителям?

- Вы сегодня меня порадовали своей отзывчивостью, вы легко откликнулись на предложение помочь нашим пернатым друзьям.

- Как я рада, что вы у меня внимательные, добрые, заботливые и неравнодушные дети.

Привлекает детей к подведению итогов.

Вспоминают содержание занятия. Воспроизводят названия птиц, употребление обобщающего слова Поддерживают беседу

Рассказывают, что им понравилось больше всего

Элементарное умение оценивать результат своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...