ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШАЯ ГРУППА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-issledovatelskaya_deyatelnost.docx75.79 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Тема недели

Период

Основные направления работы

Тема образовательной деятельности

Формы организации образовательной деятельности (средства, методы, приемы работы)

Региональное содержание

Совместная образовательная деятельность детей с воспитателем

Непосредственная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

День знаний

03.09-07.09

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Знакомство со свойствами воздуха» 

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.

     

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.      

«Опыт: много ли в легких воздуха?»

Игры детей на свежем воздухе

Знакомить с декоративными узорами чувашского народа.

Сентябрь

Осень

10.09-14.09

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Почему  листья осенью опадают?»

 Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34

Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.

Дид игра «Вкусный сок»

Создать гербарий с описанием каждого листочка

Учить любить свою Родину. Воспитывать у детей природоохранные качества.

Сентябрь

Осенние дары

17.09-21.09

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Друзья древесины

Батова И.С. «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Дыбина 65-70

Продолжать знакомить детей с древесиной и ее свойствами как материалом; учить детей обобщенным способом исследования различных объектов; развивать интерес  к исследования. Рассказать о строении, значении, функции и видоизменениях частей деревьев.

«Вершки и корешки».

Пересаживание цветов с улицы в горшки

Рассмотреть деревья  на огороде нашего детского сада

Сентябрь

Осенний лес

24.09-28.09

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Рукотворный мир»

Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе» стр. 84

        Цель: учить детей различать природные объекты  и  предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод..

Игра «Необычные кораблики»

«Уличные тени»

Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Познакомить с тканями, которые чуваши раньше использовали для одежды.

Октябрь

Я в мире человек

01.10-05.10

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Наши помощники

Волчкова В.Н.

Познавательное развитие  стр.73

Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать личные чувства, развивая руку, мы развиваем речь. Рассказать  детям о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере; учить сознательно относиться к развитию своей руки.

Игра «Наши помощники»

Упражнение «Моем, чистим»

Воспитывать уважительное отношение к творчеству людей

Октябрь

Моя семья

08.10-12.10

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Что мы знаем о времени»

Волчкова В.Н.

Познавательное развитие  стр169

Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности  часов  (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».                

Игр «Часики»

Конструирование из картона с помощью фломастера часов

Познакомить с работами мастеров декоративно-прикладного искусства.

Октябрь

Я расту  здоровым

15.10-19.10

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Вода – источник жизни»        

 Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.43

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

«Угадай погоду»

Игровое поручение «Польем цветы.»

Познакомить с природоохранной работой лесников.

Октябрь

Мой дом, моя улица.

22.10-26.10

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Огонь – друг или враг»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.  

ОПЫТ «Радуга в комнате»

С/ р игра «Семья готовится к празднику»

Рассказать детям о символике огня у чуваш

Ноябрь

День народного единства

29.10-02.11

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

«Как появляются горы?» «Извержение вулкана».

 Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91

Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        

Игра «Песочная страна»

Игра «Как происходит извержение вулкана?»

Рассказать о возникновении гор Чувашии

Ноябрь

Мой город, моя Республика

06.11-09.11

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

«Удивительные рыбки наших рек»

См конспект.

Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.

Формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними.

Обогащать словарный запас детей, ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи. 

Беседа «Жизнь океана»

Игра « Водяная мельница»

«Звенящая вода»

Познакомить с рыбами обитающими Чувашской республики

Ноябрь

Россия – Родина моя.

12.11-16.11

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

Вода – растворитель»

Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.46,
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42

        Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.      

Опыт «Фокусник бальзамин»

«Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.

Рассказывать о озере Байкал

Ноябрь

Я познаю мир.

19.11-23.11

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Сила тяготения»

 Дыбина  О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51
Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.47

        Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает  предметы и любые тела к  Земле.

                

Опыт «Танец горошин»

Игра «Почему всё падает на землю?»

Рассказать детям о человеке как члене общества, имеющем определенные права и обязанности, о людях другой национальности

Декабрь

В мире животных

26.11-30.11

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Животные и песок»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.89.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.23.

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.        

Опыт «Песчаный конус»

Опыт «Рассматривание песка через лупу»

Рассказать о животных родной

природы. Учить называть их на чувашском языке

Декабрь

Моя безопасность

03.12-07.12

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Как увидеть и услышать электричество»

 Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.      

Игра «В мире электричества»

Опыт «Передача солнечного зайчика»

 Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Познакомить с профессией электрик.

Декабрь

Новый год у ворот

10.09-14.09

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Свет вокруг нас».      

 См конспект.

 Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.    

                

Игра «Чёрное и белое»

«Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы

Поговорить о значении  ГЭС в жизни человека.

Декабрь

Новый год у ворот

17.12.-21.12

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Новогодние игрушки

Волчс98

Познакомить с некоторыми свойствами современных материалов: пластмассы, поролона, резины. Уточнить знания о том, где используют данные материалы, что из них изготавливают; активизировать словарный запас, развивать любознательность, тактильную память, внимание, мышление.

Игра «Волшебный материал»

Игра «Угадайка»

Рассмотреть старинные новогодние игрушки чуваш

Декабрь

Новый год

24.12-29.12

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Почему айсберги не тонут?»

 Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85;

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.    

                

Игра «Мыло – фокусник»

«Замерзание воды»

закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Продолжать знакомить с реками республики.

Январь

Зима.  

09.01-11.01

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

Если зимушка пришла, много снега принесла

 Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

 Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства  воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Игра «Когда льётся, когда капает»

«Защитные свойства снега»

познакомить со свойствами снега.

Посмотреть фильм и зимней природе.

Январь

Зимние  забавы

14.01-18.01

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Путешествие капельки»

 Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73

Познакомить  детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.

«Опыт с водой и яйцом»

«Прозрачность льда»

познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять  кругозор.

Воспитывать уважительное отношение к источникам подземных вод.

Январь

Хочу все знать

21.01-25.01

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.    

                

Игра « Каждому камешку свой домик»

Опыт «Можно ли менять форму камня и глины?»

Формировать умение характеризовать сезонные изменения на основе следующих признаков: изменения в неживой природе; изменения в растительном и животном мире; изменения в жизнедеятельности человека.

Февраль

Птицы зимой

28.01-01.02

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

«Птицы зимой»

(конспект) Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.179, 199

Расширять представления детей о зимующих птицах.

Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;

 подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.

Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.

Дид игра «Назови птицу»

Рисование и лепка птиц.

  • Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.

Февраль

Транспорт

04.02-08.02

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Магнитизм»        Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники»,

«Магнит – фокусник»

«Притягиваются – не притягиваются»

Рассказать детям о технике, ее устройстве и в жизни человека. Познакомить с заводами нашей республики.

Февраль

                      Профессии

11.02-15.02

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

Мы исследователи Как измерить тепло Твердые и жидкие

  Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр 106-107

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр 107-108

Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема – при сжатии, охлаждении). Понять изменение агрегатного состояния  веществ в зависимости от тепла. Выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ.

«Тёплая и холодная вода». Игра «Весёлая полоска»

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры» Игра «Тонет – плавает»

Воспитывать любовь к природе. Развивать познавательный интерес

Февраль

Мамин праздник

25.02-01.03

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

«Что можно почувствовать кожей?» 

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. –Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.        

«Опыт: для чего человеку кожа»

Игра «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Учить называть частит тела на чувашском языке

Март

Маму я свою люблю

04.03-07.03

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Вода в природе и в быту

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42.

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность                

«Игра в прятки»

Протирание листочков от пыли

Познакомить детей с Красной книгой нашей республики. Формировать   бережное и сознательное отношение к природе Чувашской республики.

Март

Народная игрушка

11.03-15.03

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Глиняные игрушки»        

См конспект.

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Опыт

«Удивительный песок» «соревнование»

Игра «Песчаный конус»

Рассматривать картины художников чувашии

Март

                                     Народная культура и традиции

18.03-22.03

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

«Соленые» опыты

Батова И.С. «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Познакомить детей со свойствами соли; продолжать учить выявлять свойства и качества веществ; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

Дид игра «У нас гости»

С/Р игра «Семья»

Продолжать детей знакомить с реками Чувашской Республики.

Март

Книги и библиотека

25.03-29.03

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

«Электроприборы»        

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

Игра «Угадай по описанию»

С/р игра «Моя семья»

Продолжать знакомить с заводами нашей республики.

Апрель

Весна

01.04-05.04

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

Где растения любят жить?

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.  с.87.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.38.

Углубить  представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Игра «Лесник»

Опыт «Потребность растений в воде»

Продолжать знакомить с чувашским символом дерево у чуваш

Апрель

Космос

08.04-12.04

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Солнце, Земля и другие планеты» Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.        

Игра «Радуга в комнате»

Опыт «Чем отличается солнечная сторона от теневой?

«Солнечные часы»

Формировать знания о изображении звезд в орнаменте чувашских узоров.

Апрель

Неделя Чувашской культуры.

15.04-19.04

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

Что, как и

почему?

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

Познакомить детей с понятием « звук», выявить причину возникновения звука –дрожание предметов. Обобщение представления детей о физическом явлении

–звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаётся с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

                

Опыт «Послушный ветерок»

Опыт «Как появляется песенка?»

Прослушать национальную музыка нашего народа.

Апрель

Мы друзья природы

22.04-26.04

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Кто как гнездо вьет?»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.  с.104-105.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.32, 40

Уточнить  и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Игра «Каждую птицу на свое место»

«Почему говорят «как с гуся вода»?»

Продолжать знакомить с птицами нашей республики

Май

День Победы

06.05-08.05

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

Гордо реет флаг российский

См конспект.

Учить различать виды тканей, сравнивать их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Игра «Мир тканей»

С/ р игра «Детский сад идет на прогулку»

Рассмариватть различные виды домотканых материалов мастериц Чувашской республики

Май

Цветущая весна.

1305-17.05

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

« Где семечку лучше

живётся?»

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.  с.87.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.38.

Формирование представления детей о растениях, о том, как они появляются, из чего вырастают. Какая среда благоприятна для их прорастания. Выяснить, как вода и свет влияют на рост растений

                

Игра «Цветы»

Игра «Цветы лотоса»

Называть цветы, которые чаще встречаются в полях Чувашии.

Май

Насекомые

20.05-24.05

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Насекомые»

См конспект.

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Игра «Таинственные картинки»

Познакомить с насекомыми Чувашской республики

Май

Здравствуй лето.

27.05-31.05

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-

ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-

вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-

шие обобщения.

«Радуга».

 Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63.

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.        

Материал: Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

Опыт: «Волшебный круг»

 Игра «Волшебные зеркала» или 1? 3? 5?

Познакомить с реками республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...