Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бурлакова Надежда Александровна

Занятие для старших дошкольников ДОУ. Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для старших дошкольников ДОУ. Патриотическое воспитание

Цель: формирование уважительного отношения к историческим личностям.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о важнейших исторических событиях: объединении Руси, защитниках Отечества; об исторических деятелях: Александре Невском, Дмитрии Донском, Иване Васильевиче (Грозном), Петре Великом;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории своей страны;

— способствовать проявлению симпатии к историческим деятелям;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо, диктофон, портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Петра, иллюстрация с изображением ордена Святого Александра Невского, аудиозаписи (хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский», отрывок из «Богатырской симфонии» А. Бородина), игрушечное сердечко.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо от солдата, который служит в армии: «Дорогие ребята! К вам за помощью обращается солдат Андрей Тунев. Меня недавно призвали в армию, и сейчас я прохожу службу далеко от родного села. В нашей воинской части к предстоящему празднику решили сделать выставку о славных людях России, и это поручили сделать мне. Я долго думал о том, как лучше ее оформить, и вдруг вспомнил, что когда я был таким же маленьким, как вы, и ходил в ваш детский сад, в нашей группе тоже была выставка о таких великих людях России, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Васильевич, Петр Великий. А как интересно она была оформлена! До сих пор ее помню! На выставке были не только портреты этих людей, но и рассказы о них в картинках, пословицы и поговорки о Родине, героях. И я решил, что выставку для нашей воинской части я оформлю так же интересно и красиво, как ту, что я помню из детства. Но без вашей помощи, ребята, мне никак не обойтись! Помогите, пожалуйста!» Ребята, как мы можем помочь молодому солдату в оформлении выставки о великих людях России?

Дети. Мы можем записать наши рассказы на диктофон и выслать ему, выслать альбом пословиц и поговорок о Родине, защитниках Отечества, наши рисунки, аппликации, фотографии макетов.

Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь Андрею. И чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о таких великих людях России, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Васильевич, Петр Великий.

Воспитатель обращает внимание детей на портреты Александра Невского и Дмитрия Донского.

Кто назовет этих прославленных защитников Руси?

Дети отвечают.

Чем прославился Александр Невский?

Дети. Русский князь, герой, он поднял русский народ на битву с врагами.

Воспитатель. Славяне долго жили отдельными княжествами в разных городах России: Киеве, Владимире, Чернигове, Новгороде, Москве. На княжества, далеко находящиеся друг от друга, часто нападали враги, они грабили и сжигали города, уводили в плен людей. Когда в Новгороде правил князь Александр Ярославович, городу не было покоя от шведов. Сказали они князю Новгородскому Александру: «Мы пришли взять город, а ты и дети твои будут нам служить!» Что сделал Александр?

Дети. Он призвал жителей Новгорода защищаться от врагов.

Воспитатель. Послушайте, как об этом поется в песне.

Звучит аудиозапись хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

Почему после этого сражения Александра Ярославовича прозвали Невским?

Дети. Потому что это сражение было на берегах реки Невы.

Воспитатель. Да, битва произошла недалеко от реки Невы, за что народ и прозвал его Александром Невским. Как только войско Александра Невского расправилось со шведами, на Новгород напали немцы. Почему же князь решил дать бой немецким рыцарям именно на льду Чудского озера, а не в каком-то другом месте?

Дети. Потому что враги были в тяжелых железных доспехах, а лед на озере весной тонкий и мог провалиться под ними.

Воспитатель. Мудр был великий полководец, знал он, что воины немецкие сражаются в тяжелых железных доспехах, а лед на озере весной непрочный и сломается под их тяжестью. Послушайте отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Слово о побоище Ледовом».

Грохот, ржанье, стон и крик,

Наши жмут сильнее,

А ливонец не привык

Получать по шее.

Как? Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или, сняв его, дрожать

На пути ледовом?

Опять победили русские, защитили землю свою от врага и прославили силой, храбростью, мастерством воинским своего великого полководца князя Александра Невского. Почему его дружина победила?

Дети. Она защищала свою Родину от врагов.

Воспитатель. Давайте вспомним, какими нужно быть, чтобы врагов побеждать и Родину защищать.

JBL Pulse 3. Всего 2990р! Успейте.!!!

Игра «Передай — назови»

Дети встают в круг, передают друг другу по кругу игрушечное сердечко и называют, какими должны быть защитники Отечества: храбрыми, смелыми, дружными, отважными и т.д.

Воспитатель. Всему миру известны слова храброго русского князя: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет». Как вы думаете, что он этим хотел сказать?

Дети. Русские люди всегда будут оберегать свою родную землю от врагов.

Воспитатель. Да, у них нет желания завоевывать силой богатства других народов, но они всегда будут достойно защищать свою Родину. Народ русский никогда не забывал своих героев. Благодарная Россия назвала Александра Невского «Солнцем Отчизны», а Петр I учредил воинскую награду — орден Святого Александра Невского. Им награждали отличившихся в бою воинов и известных людей государства.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением ордена Святого Александра Невского.

Ребята, а какой подвиг совершил Дмитрий Донской?

Дети. Он возглавил русское войско, которое победили врагов.

Воспитатель. Да, ребята, в то время, когда во главе Москвы стоял князь Дмитрий, русские люди победили хана Мамая на Куликовом поле. Почему московского князя Дмитрия прозвали Донским?

Дети. Потому что битва с врагом происходила на берегу реки Дон.

Воспитатель. Да, за славную победу над врагами на Куликовом поле, которое находилось на берегу реки Дон, московский князь Дмитрий получил в народе почетное прозвище Донской. Ребята, как князь Дмитрий, возглавлявший одно Московское княжество, смог победить хана Мамая, у которого было многотысячное войско?

Дети. Он предложил всем князьям объединиться для борьбы с врагом.

Воспитатель. Все верно, московский князь Дмитрий призвал все русские княжества выступить вместе против хана Мамая. Послушались ли князья Дмитрия?

Дети. Да.

Воспитатель. Князья послушались Дмитрия и привели к нему свои дружины в Подмосковье. «За совесть, честь хоть голову с плеч», — говорили они. Как вы объясните эту пословицу?

Дети высказывают предположения.

Князь собрал военный совет и вместе с князьями и воеводами разработал план сражения. Помнит наш народ подвиг русских воинов. Композитор А. Бородин посвятил этому событию «Богатырскую симфонию», отрывок из которой мы сейчас послушаем.

Звучит отрывок из «Богатырской симфонии» А. Бородина.

Вспомним пословицы и поговорки, в которых прославляется честь, отвага, любовь к Родине.

Дети. «За край свой насмерть стой», «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», «Родина — мать, умей за нее постоять», «Смело иди в бой, Родина за тобой», «Кто честно служит, с тем слава дружит».

Воспитатель. Почему русский народ победил в этом бою?

Дети. Потому что русские воины были храбрыми, они любили свою Родину.

Воспитатель. Я согласна с вами: только человек с совестью и честью, смелый и любящий свою Родину, может быть надежным защитником родной земли. Храбрость героев прославляли художники в картинах, композиторы — в музыкальных произведениях, писатели и поэты в книгах и стихах. Послушайте стихотворение С. Никулиной.

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков Ты восставала

И становилась все сильней.

Продолжим наш разговор о великих людях России.

Воспитатель показывает портрет русского царя Ивана Грозного.

Чем прославился московский князь Иван Васильевич?

Дети. Он был первым царем, которому стали подчиняться все князья Руси.

Воспитатель. Долго на Руси правили князья, до того времени, пока князь московский Иван Васильевич не стал «царем, государем всея Руси». Начиная с него, все князья стали подчиняться одному царю. Много царей было в России, каждый по-своему заботился о ней, правил ею. Какие добрые дела сделал Иван Васильевич для своего Отечества?

Дети. Он создал единое войско.

Воспитатель. Да, Иван Васильевич первым издал указ о создании постоянного войска в России, поэтому русские побеждали врагов.

Воспитатель показывает портрет Петра I.

Ребята, о каком великом человеке России мы сейчас будем говорить?

Дети. О Петре I.

Воспитатель. Почему Петра I называли Великим?

Дети. Петр I много полезного сделал для России — создал армию, построил город Петербург, открыл Академию наук, посылал молодых дворян учиться разным наукам за границу.

Воспитатель. Петр I был очень образованным, смелым человеком. Большие перемены в истории России произошли во времена его царствования: за границей он научился корабельному делу и решил построить флот в России. Для чего нашей стране нужен был флот?

Дети. Чтобы охранять ее от врагов.

Воспитатель. Из-за границы он привез новые правила: мужчины должны были стричь бороды, носить парики; по праздникам стали устраивать гулянья; начали отмечать Новый год. Как вы думаете, почему он их ввел?

Дети. Потому что по таким правилам жили люди в других странах.

Воспитатель. Да, чтобы торговать с другими странами, надо уметь договариваться. А чтобы договариваться, надо осваивать общий язык, общие правила. Жизнь по общим правилам в разных странах сигнализирует: «Мы с тобой во многом похожи. Мы понимаем друг друга. Мы сможем договориться». Для чего был построен по приказу Петра I один из самых красивых городов мира — Санкт-Петербург?

Дети. Чтобы удобно было торговать, защищать Россию от врагов.

Воспитатель. Все верно, чтобы было удобно торговать, отправляясь по морю в другие страны, чтобы защитить Россию с севера, по приказу Петра I был построен Санкт-Петербург.

Почему Петра I считали полководцем?

Дети. Он победил шведов.

Воспитатель. Да, Петр под Полтавой он разгромил войска шведов. Многое из того, что делал Петр I, было в России впервые. Так, при нем год стал начинаться с 1 января, и на Новый год впервые стали наряжать елку; в России впервые были учреждены ордена за боевые заслуги, стали выпускать газеты. И еще много-много разных новшеств было при Петре I. В школе вы подробно будете изучать историю России и узнаете обо всем, что было сделано при Петре Великом. Ребята, записанные на диктофон рассказы, а также картинки, стихотворения, пословицы, рисунки, фотографии ваших работ, рассказывающие о славных людях России, я отправлю в воинскую часть. Думаю, что они помогут молодому солдату сделать выставку, посвященную великим людям России, интересной, красивой, запоминающейся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...