конспект нод по познавательному развитию "Воздухоискатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кучеренко Наталья Николаевна...

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nodpo_poznavatelnomu_razvitiyu_vozduhoiskateli.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  для детей средней группы  на тему «Воздухоискатели» 

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Обучающие задачи:

Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

Развивающие задачи:

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Способствовать формированию мыслительных операций.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельность, интерес к экспериментированию

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); тазик с водой 1 шт.; сундучок; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята , вот и наступил новый день  и я очень рада, что мы сегодня все вместе.

Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть каждое утро длится до вечера!

Ребята,  давайте друг другу улыбнёмся и  поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

СТУК В ДВЕРЬ (появляется Чебурашка)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл   Чебурашка. Чебурашка рассказал мне, что он хочет стать великим ученым и исследователем, но  опыты делать не умеет. Он хочет, чтоб мы ему помогли.  Ребята, как вы думаете, а мы сможем ему помочь?

Дети: Да!

Воспитатель: А как мы ему поможем?

Дети: Мы ему покажем, а он посмотрит.

Воспитатель:   Правильно.  Сегодня я предлагаю вам побывать в роли ученых и заняться исследованиями и опытами. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, ребята – это воздух. Сегодня мы с вами узнаем  о признаках и свойствах воздуха: научимся ловить воздух, определим, есть ли воздух внутри человека и узнаем,  внутри  каких  предметов есть воздух и ещё мы с вами научимся рисовать воздухом.

Воспитатель:

Ребята, а сейчас посмотрите налево, направо, вверх, вниз.   Вы видите воздух? (нет)  А если мы его не видим, значит, он – какой?

Значит, какой мы сделаем выводвоздух невидимый.

А можем мы определить какого цвета воздух? (он прозрачный,  бесцветный)

А давайте попробуем определить запах. Втяните в себя воздух носиками. Пахнет воздух? (нет) Значит, он не имеет запаха.

А сейчас я возьму   апельсин и я буду его чистить. Втяните воздух ещё раз и скажите, что вы чувствуете теперь? Пахнет? 

Дети:  да апельсином.

 Значит, какой мы сделаем вывод:  воздух не имеет запах, но он его переносит.

А давайте попробуем определить вкус воздуха. Попробуйте поймать воздух ртом. Есть вкус? 

Дети:  нет.

Воспитатель: Значит, воздух у нас какой? (воздух безвкусный)

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам). Хотите, я научу вас ловить воздух? Ведь, чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом).

Воспитатель: Возьмём полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, это потому что он пустой и в нём ничего нет. А теперь я попробую поймать воздух в пакет. Теперь хорошо его закручиваю. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать.  Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили. Дома с родителями попробуете повторить этот опыт.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей). Что бы это узнать, мы с вами поиграем в игру.

Игра «Тонет — не тонет» 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ — переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. 
(засучиваем рукава)
Пролил воду — не беда 
(руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда 
(показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук — друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок 
(руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? 
(шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста,  рассаживайтесь за столы. Сейчас мы с вами проведём ещё один опыт.

Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги  мы наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку от себя и раздуваем кляксу от центра в разные стороны.  Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Дети: Здорово!

Воспитатель: Ребята, из вас получились  отличные воздухоискатели! Я думаю, Чебурашка обязательно научится делать опыты с воздухом и станет учёным.

А теперь давайте подведем итог занятия:    скажите, что мы  делали и  что мы сегодня узнали про воздух?

1.воздух невидим, не имеет цвета, вкуса,  он движется и переносит другие запахи

2.воздух легче воды

3.что воздух есть внутри предметов

4.что воздух есть внутри людей.

Вам понравилось быть учеными?

Похлопайте - кому сегодня на занятии было интересно и всё понравилось, потопайте – кому было не очень понравилось и было не  интересно.

 Ребята, я очень рада, что вам понравилось. Все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...