Конспект НОД в средней группе на тему: "Сравнение свойств и качества бумаги и ткани"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_tkani_i_bumagi.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему:

«Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

Задачи:

 Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования; совершенствовать обобщённые способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков (сопоставление).

Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств; обогащать чувственный опыт дошкольников в процессе практических действий с разными материалами и умение фиксировать его в речи.

 Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками; бережное аккуратное отношение к объектам рукотворного мира, изготовленным из бумаги и ткани.

Оборудование:   Кукла Маша.

Для воспитателя и каждого ребёнка по 2-3 кусочка ткани и бумаги; «чудесный мешочек» с мелкими предметами из ткани и бумаги; куклы тряпичная и бумажная и одежда для них; 2 подарочные коробки, в одной из которых – альбом для рисования, в другой – скатерть; емкости с водой; силуэты платьев (одежды) из бумаги и ткани.

ХОД НОД:

 I. СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ (мотивация деятельности) :

 Воспитатель: Ребята, у меня есть знакомая девочка, её зовут Маша. Сегодня Маша пришла к нам в гости (показать куклу Машу). Но что – то она грустная, задумчивая… Что случилось, Машенька?

 Воспитатель от лица Маши: Мишка подарил мне новые красивые платья. А я не знаю, какое из них лучше, сшитое из ткани или бумажное платье? (показывает силуэты платьев из ткани и из бумаги).

 Воспитатель: Ребята, я, не знаю, как помочь Маше выбрать платье. Давайте, мы вместе определим, какое платье лучше, прочнее, тканевое или бумажное.

 II. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Опыты с тканью и бумагой:

 • обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений

 Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть ткань, из которой сшито Машино платье, и бумага, точно такая же, как бумажное платье у Маши. Возьмите в руку ткань, потрите её пальчиками и «запомните» какая она на ощупь. А теперь возьмите бумагу и потрите её. Какая ткань? А бумага? (Ответы детей: ткань - мягкая, гладкая, с ворсинками, немножко пушистая; а бумага- твёрдая, не очень гладкая, без ворсинок) .

 Д/игра «Чудесный мешочек». А сейчас мы поиграем и проверим, правильно ли вы определите на ощупь предметы, изготовленные из ткани и бумаги. (Каждый ребёнок, не глядя, достаёт из мешочка бумажный или тканевый предмет, называет его, определяет, из чего изготовлен и обосновывает свой ответ). Молодцы! Вы правильно определили, из каких материалов изготовлены предметы, и ещё раз убедились, что бумага на ощупь … Какая? А ткань? (ответы детей) .

 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

 Мы топаем ногами, (движения по тексту)

мы хлопаем руками,

киваем головой.

 Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем,

 Мы кружимся потом.

 Мы топаем ногами:

 Топ-топ- топ,

 Мы руки опускаем:

 Хлоп- хлоп –хлоп.

 Мы руки разведём и

побежим кругом.

 • восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)

 Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Ваня? А Катя? (бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук). А теперь сомните ткань. Какой звук услышали? (звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт).

 • определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется

 Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань? (бумага помялась, а ткань – нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся). А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается).Чем можно разгладить ткань?

 • определение прочности бумаги и ткани

 Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите бумагу и прислушайтесь! Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем, а чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой). Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани!

 Загадки о предметах, изготовленных из ткани и бумаги «Отгадай по описанию».

 Воспитатель: Посмотрите, у меня есть две волшебные коробочки! (показывает их). Это Мишка прислал вам подарки! В одной – подарок, изготовленный из бумаги, а в другой – из ткани! Чтобы узнать, какие же подарки прислал Мишка, отгадайте загадки.

 1. Этот предмет твёрдый, он состоит из листочков, они не очень гладкие, громко шуршат, легко мнутся, при смятии издают звук, после смятия до конца не расправляются, остаются мятым, легко рвутся, если порвались, их можно склеить клеем. Этот предмет используют для рисования. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Что может быть в коробке? (Альбом для рисования) (воспитатель достаёт альбом из коробки, показывает детям) .

 2. Этот предмет мягкий, гладкий на ощупь, не мнётся, при смятии не издаёт звуков, не шуршит, после смятия быстро расправляется, не рвётся, прочный, а если вдруг и порвался, его можно зашить иголкой с ниткой. Этот предмет расстилают на стол, когда приходят гости. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Догадались, что это? (Скатерть на кукольный стол) (воспитатель достаёт скатерть из коробки, показывает детям). Какие вы внимательные, правильно отгадали загадки!

 • определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает)

 Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда на них попадает вода. В емкость с водой воспитатель с детьми опускают по очереди платья из бумаги и ткани. Достаёт «мокрые платья» и спрашивает детей: Какие стали платья? (они стали мокрые от воды) Что произошло с бумажным платьем? (бумажное платье размокло в воде и стало непригодным для того, чтобы его носить). А платье из ткани? (платье из ткани намокло). Что нужно сделать с одеждой, если она намокла? А как вы думаете, что нужно сделать с тканевым платьем? (надо платье из ткани посушить, а потом прогладить утюгом). Воспитатель «вешает» платье сушить и говорит о том, что, когда оно высохнет, его нужно прогладить утюгом.

Д/игра «Магазин». А теперь отправимся в магазин и выберем одежду для кукол, которые живут у нас в группе (показывает бумажную куклу и куклу тряпичную). Для бумажной куклы будем выбирать… какую одежду? (бумажную, а для тряпичной куклы.? (изготовленную из ткани). Дети выбирают одежду из бумаги (для бумажной куклы) и из ткани (для тряпичной куклы). Вы правильно распределили одежду для кукол. А как вы догадались, что эта одежда сделана из бумаги? (он твёрдая, без ворсинок, без ниток) ; а тканевая? (мягкая, есть ворсинки, состоит из ниток). Всё правильно сделали и объяснили, молодцы! Давайте немножко отдохнём.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Выводы и умозаключения:

 Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки. Что делают из бумаги? (тетради, альбомы, книги, журналы,) . А что изготавливают из ткани? (одежду, полотенца, постельное бельё, мягкие игрушки,) . Бумага и ткань нужны и полезны, у них разные свойства, поэтому назначение тоже разное.

 Ребята, наша гостья Маша, внимательно слушала нас. Воспитатель от лица Маши: Спасибо, ребята, вы мне помогли узнать, чем отличаются ткань и бумага, почему одежду шьют из ткани, и я тоже выберу платье тканевое! Вот это! (показывает силуэт платья из ткани).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФМП в средней группе по теме: "Сравнение предметов по ширине и по длине. Счет до 5."

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе по теме: "Сравнение предметов по ширине и по длине. Счет до 5."...

Конспект по работе методике развития речи в средней группе на тему: «Сравнение кожаной и резиновой обуви ».

Программное содержание:Уточнить знания детей о зимней, весенней и летней обуви. Активизация словаря словами: межсезонная, пара обуви, кожаная, резиновая, туфли....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему: "Сравнение предметов по величине, ширине"

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.Задачи: Продолжать учить сравнивать по...

Конспект НОД ФЭМП в средней группе на тему: Сравнение предметов по длине и ширине.

Тема : Сравнение предметов по длине и ширине.Цель: совершенствовать знания детей сравнивать два предмета по длине и ширине и обозначать результат сравнения словами «длинный-короткий&ra...

Конспект занятия в средней группе "Знакомство детей со свойствами ткани"

Данное занятие проводится с детьми средней группы. Проводя данное занятие, мы знакомим детей с различными свойствами ткани, прививаем бережное отношение к одежде, учим детей выделять существенные приз...

Конспект занятия в средней группе на тему «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин).

Цель: Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.Задачи:1. Уточнить представления детей о частях растения (листья...