Конспект НОД по познавательному развитию "Муравей"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гладышева ЮлияГеоргиевна

Данный материал разработан для знакомства детей с жизнью муравьёв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravey.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей младшего дошкольного возраста

«Муравьи – санитары леса»

Цель: расширить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитарах леса.

Образовательные задачи:

расширять и закреплять знания детей о насекомых – муравьях.

Дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.

Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

Развивающие задачи:

развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- чтение рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях»,

- беседы,

- рассматривание картин, иллюстраций «Насекомые»,

- заучивание стихотворений, пословиц,

- отгадывание загадок,

- дидактические игры: “Собери картинку из частей”

- экологическая сказка «Как Дрозд лечился у Муравья»,

- знакомство с экосистемами «Лес», «Поле».

Материал:

-Презентация «Муравей»

- аудиозапись «Звуки леса»;

- разрезные картинки;

-Интеррактивная игра «Муравей»

- иллюстрации насекомых;

- демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»

Ход НОД

I.Организационный момент.

Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Куда?

Игра «Добрый лес»

Добрый лес, старый лес 

Широко разводят руками дети в стороны

Полон сказочных чудес!

Повороты вправо и влево с вытянутыми руками

Я иду играть сейчас

Ходьба на месте

И зову с собою вас.

Ждет нас на лесной опушке

Низко наклоняются и присматриваются

     Наш весёлый Почемучка.

На экране появляется Почемучка.

Почемучка: Здраствуйте, ребята, Я очень рад, что мы снова встретились.

Мне прислали письма ваши друзья с просьбой рассказать о маленьких трудягах. Угадайте о ком?

Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи 
Дружно строят … 
(Муравьи).

Ответы детей

Воспитатель:  Правильно, мы очень хотим узнать о муравьях, и у меня  тоже вопрос, почему муравьёв называют «Санитарами леса»?

Почемучкин: Хорошо, я обо всем вам расскажу, только сначала я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно собрать  картинку целого муравья из нескольких карточек. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.  Подходите к столам. Готовы? Начали!

Дидактическая игра «Собери картинку».  

Дети выполнили задание.

Воспитатель: у всех  получился целый муравей? Давайте теперь и на экране соберем героя нашего путешествия.

Приглашаются 2 капитана команд и они собирают картинку.

Почемучкин: на земле великое множество насекомых .На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Размер мурашки составляет от 1 мм до 5 см, все зависит от вида.

Воспитатель показывает образцы.

Почемчкин: Муравьи живут вокруг нас. Они бывают: Луговые , Рыжие лесные , Черные садовые , Домовой муравей, Муравьи-бульдоги

Воспитатель: А теперь угадайте загадку:

Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты.

(Муравейник)

Ребята, а где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник?

Ответ детей.

Почемучкин: ребята, муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй. Это  прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборниками, и туалетом, с хорошей вентиляцией. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерна. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинки). Все ходы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. 

Почемучкин: Профессии муравьев. Главная в семье муравьёв – царица. Она занята только тем, что постоянно откладывает яйца. Муравьи – няньки их тут же уносят и сами ухаживают за будущим потомством. Муравьи – воины защищают муравейник от сверчков, кузнечиков, жуков. Для поиска пищи есть муравьи разведчики. Муравьи – фуражиры приносят еду для всех членов семьи. А это, кстати, вредные для леса насекомые. Да, недаром муравьев называют санитарами леса. Там, где много муравьев, лес здоровый и чистый.

Весной муравьи – пастухи выводят из муравейника целые стада «муравьиных коров» (тлей) и ведут их на пастбища – на веточки молодых растений. Тля пьёт сок из листочков. Муравей, подбегает к ней, щекочет усиками её брюшко, и тля тут же выделяет молочко. Муравей-пастух собирает эти капельки и несёт в муравейни.

В муравейнике действуют строгие правила. Например, в свой муравейник жильцы должны попасть обязательно до захода солнца. Иначе муравьи – охранники закроют все ходы-выходы, и придётся опоздавшему ночевать на «улице».

И совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто не может трудиться, потому что стал старым или заболел. Его кормят до тех пор, пока он не выздоровеет.

Большинство муравьёв всеядны, они питаются и соком растений, и падью тлей, насекомыми, семенами, но они очень любят сладкое. Давайте угостим муравьёв сахаром.

Физкультминутка «Муравей строит домик для друзей»  (2 мин)

От  друзей  муравьишка  отстал,    прижимаем ладони к щекам, качаем  

                                                          головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал,   
бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал,    
прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло,       
присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшновато и очень темно,    
обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,     
берёмся за руки ,раскачиваем их вверх –

                                                            вниз. 

Да-да-да!                                        
Муравьишку домой  привели, 
Да-да-да!

А теперь давайте поиграем

Дидактические игры «Четвертый лишний»

Интерактивная игра: Вопрос от ребенка: Умеют ли летать муравьи?, Где кто живет?

Воспитатель: А теперь для Почемучкина нарисуем муравья.

Дети с опорой на схему рисуют и вешают на выставку.

Почемучкин: Какие вы молодцы, красивые муравьи получились. А что вам запомнилось о них больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...