конспект занятия по ФЦКМ "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Югова Наталия Владимировна

Конспект нетрадиционного занятия по ФЦКМ в форме квест-игры на тему "Зимушка-зима" с применением кейс-технологии. Предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Возрастная группа: подготовительная

Воспитатель: Югова Н.В.

Тема мероприятия: «Зимушка-зима»

Цель: расширять представления о зимнем времени года, взаимосвязи изменений в неживой природе и живой через решение кейсов.

Задачи

  1. Формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, жизнедеятельности животных в зимний период.
  2. Развитие логического мышления, аналитических способностей воспитанников.
  3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, уважения собеседника, доброжелательности.
  4. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Материалы: презентация с изображением Зимы на тройке, со снежинкой, с животными леса (озвученная), картинка зимнего леса без животных, картинка зимнего леса с животными на окраине леса, схема изображения человека, мешочек с пучком сена, зерно пшеницы, семечки, желуди, морковь, пучок зеленой травы, пучок сухой травы, искусственные елки для декорации игровой комнаты, синтепон для имитации снежного покрова, части снежинки с написанными на частях слогами слова ЗА-БО-ТА, фломастеры, карты размышлений, картинка с медведем, ежом в спячке.

               

п/п

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Формы организации образовательного процесса

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1

Вводная часть (1 - 1мин 30 сек)

 Организационный момент

Введение в ситуацию

Организовать детей, настроить на предстоящую образовательную деятельность

Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового и познавательного характера.

Формирование и фиксирование детской цели – отправиться на помощь …..

Словесное приветствие

1) включение детей в игровую ситуацию;

2) обращение к личному жизненному опыту, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия

Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение?

Присаживайтесь за стол.

Ребята, а вы любите ходить в гости?

А любите, чтобы к вам приходили гости?

Сегодня к нам на занятие придет необычная гостья, а кто она, вы сами догадаетесь.

(звучит аудиозапись на фоне вьюги)

Я на тройке прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

Я в санях сижу  царицей

Белокожей, светлолицей.

Как махну я рукавом-

Все накрою серебром!

Как вы думаете, кто о какой гостье идет речь? Что за царица?

Что за скакуны у царицы? Почему их три?

Назовите их.

А о каком серебре говорит  наша Зимушка-зима?

Какой снежок может быть?

Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы?

Молодцы.

Наша царица что-то хочет нам сказать…

(звучит аудиозапись на фоне сильной вьюги: «Молодцы, ребята, вы много знаете обо мне. Я бываю и очень суровой, и мягкой. Сегодня я обходила свои владения, проверяла все ли в порядке в моем царстве и потеряла волшебную  помощницу-снежинку. А в ней очень важное послание. Вы поможете мне найти её?)

Приветствуют взрослого

Отвечают на вопрос педагога

Присаживаются за круглый стол.

Да

Да

Принимают информацию, настраиваются на работу.

Зима

Зимние месяцы.

Потому что зимних месяцев три: декабрь, январь и февраль.

О снеге.

Снег может быть мягкий, пушистый, рассыпчатый, серебристый, колючий, скрипучий…

С наступлением зимы начинаются морозы, сильные холода, день становится короче, солнце мало греет, дуют сильные холодные ветры, замерзают водоемы..

Слушают, осознают проблему и принимают условия игры.

Подошли к воспитателю, вступили в активный диалог, настроились на работу.

Формируем интегративные качества: обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Владеет устной речью Способен к построению речевого высказывания в ситуации общения

Проявляет инициативу, уверенность в своих силах.

Припоминают ранее полученный опыт, актуализируют и систематизируют знания  о зимних особенностях в неживой природе.

Основная часть:

(16 мин)

-актуализация знаний и умений

- затруднение в игровой ситуации

-открытие нового знания

-включение нового знания в систему знаний

Активизация мыслительных процессов

Формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причины.

Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения в деятельности;

Развитие умения фиксировать новое знание в речи.

Использование нового знания в работе

Проблемно-игровые формы (решение проблемной ситуации)

Деятельностный метод

Ребята, вы поможете Зимушке-зиме найти ее волшебную снежинку и узнать важное послание? А вы не боитесь трудностей? Тогда отправляемся в путь?

Но как же нам определить, где ходила Зимушка? Правильно по снежным следам Зимушки...

(на полу снежок (кусочки ваты или синтепона), ведущий к сугробу, под которым зеленая травка, а рядом участок без снега с засохшей травой.)

Ой, ребята, посмотрите, а что это? (1 кейс: показывает на 2 разных участка земли: заснеженный и без снега с разной травкой). Что здесь не так?

Почему под снегом травка зеленая, а где снега нет – сухая?

Как вы думаете почему так?

(составляет карту-размышлений на листке и разбирает каждый вариант, дети рисуют варианты).

Как это можно исправить?

Давайте поможем травке не замерзнуть, а Зимушке укрыть её.

Что это мы нашли?

На ней что-то есть…

Это часть послания Зимушки для нас. Пойдемте быстрее, мы на правильном пути.

Физминутка

Ой, какие глубокие сугробы…

и густые ветви, аккуратно, чтобы никого повредить…

Осторожно, здесь лед и очень скользко…

И опять глубокие сугробы…

Вот мы пришли в лес.

(подходят к первой елочке, а под ней лежит картинка с изображением зимнего леса)

Что это?

Какой он?

А вам не кажется, что чего-то в лесу не хватает? Как вы думает, чего? (если дети не догадываются, то: Ребята, прислушайтесь к звукам зимнего леса….Что вы слышите? (Тишину). А может в лесу быть тихо? (Нет) Почему? (выводит на 2 кейс)

Как вы думаете, что с этим лесом не так?

Давайте размышлять, куда же могли подеваться животные?

(вместе с детьми рассматривают дополнительный материал-подсказки, находят и приклеивают на карту-размышлений).

Какие животные впадают в спячку зимой?

Ребята, а почему медведь зимой спит? (3 кейс)

Давайте размышлять. (карта-размышлений в устной форме)

(задает наводящие вопросы для решения кейса по каждому варианту решения проблемы. Устно вычленяют правильный ответ).

Молодцы, вы справились с этой сложной ситуацией.

А что это? (показывает под елку)

Ребята, но мы с вами не ответили на вопрос: «А где же остальные животные леса?» (продолжение 2 кейса).  Давайте опять пойдет по следам Зимушки-зимы и может быть найдем подсказку.

Как вы думаете, а что хотела Зимушка-зима сказать нам этой подсказкой? (наводящими вопросами выводит на решение кейса).

Так куда же делись животные из леса?

Так давайте же накормим наших лесных зверей и птиц.

 Ребята, какой же вывод можно сделать из этого: как человек помогает животным в зимний период?

Умницы!

Но мы с вами не нашли последний кусочек волшебной снежинки. Давайте посмотрим внимательнее вокруг.

Какие подсказки на этом кусочке снежинки?

Обратите внимание, на каждом кусочке снежинки есть слог, что нужно сделать дальше?

Давайте посмотрим, что у нас получится.

Ой, слово-то какое - ЗАБОТА, так почему же Зимушке-зиме так важно было найти это послание? Что хотела она своим посланием нам сказать?

(звучит аудиозапись: «Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и нашли самое главное, вы проявили  ЗАБОТУ о всех живых существах в трудные зимние месяцы. За это я вас отблагодарю и награжу подарками. Спасибо вам! А мне пора с вами прощаться. До встречи в следующем году!)

Да, поможем.

Нет, не боимся.

По следам. Они снежные.

Сугроб (снежный покров) и голая земля.

Предположения детей, формулируют проблему: «Почему под снегом травка зеленая, а где снега нет – сухая?»

Дети предполагают, рисуют варианты решения проблемы.

Укрыть снегом сухую травку.

(укрывают синтепоном сухую травку и под ним находят первую часть снежинки Зимушки-зимы)

Часть волшебной снежинки.

Да, слог ЗА.

Пойдемте.

Имитируют ходьбу по глубоким сугробам.

Раздвигают руками густые ветки.

Имитируют движение по скользкому льду.

Имитируют ходьбу по глубоким сугробам.

Находят картину с изображением зимнего леса

Зимний лес.

Красивый, снежный.

Птиц и зверей. (Животных)

Куда делись животные?

Предположения детей.

Рассматривают, находят картинки-подсказки, располагают на карте-размышлений)

Некоторые животные впали в спячку, птицы улетели на юг, спрятались, ушли….

Потому что становится холодно.

Тяжело ходить по лесу в глубокий снег.

Нет пищи.

Медведю тяжело ходить по заснеженному лесу и трудно найти пищу, потому что он питается не только другими животными, но и ягодами, травой. Зимой не найти всего этого и медведь впадает в спячку до весны.

Это вторая часть волшебной снежинки Зимы. А на нем тоже слог: БО.

Давайте.

(идут и находят под елкой схему человека и мешочек с морковью, зерном, семечками, сеном).

Человек помогает животным в лесу зимой, кормит их.

Животные ушли ближе к жилищу человека, потому что человек подкармливает их.

(Дети наклеивают корм на картинку с изображением животных в лесу.)

Человек расставляет кормушки для животных по всему лесу, чтобы они не голодали, так он помогает им выжить в тяжелые холодные и голодные зимние дни.

(Смотрят по сторонам и находят последний кусочек снежинки.)

Слог ТА.

Составить слово.

(на столе составляют слово ЗАБОТА и читают)

Потому, что это слово обозначает оказание помощи кому-то в трудную минуту, проявление любви, уход…

Зимушка-зима хотела нам сказать, что нужно заботиться о лесных животных в зимний период. Ведь человек должен проявлять заботу о всем живом на планете.

Получают подарки.

Осознали проблему предстоящей деятельности проблему и принимают условия игры.

Заключительная часть (2 мин)

Осмысление (итог)

Рефлексия

Создание ситуации успеха

Фиксирование детьми детской цели

Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

Молодцы! Как вы думаете,  вы успешно справились с трудными испытаниями? А что важного и очень главного вы сделали в этом путешествии?

Молодцы! Вы самые заботливые ребята в детском саду! И за это вы от Зимушки-зимы получаете подарки.

Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо!

(обобщают свой опыт от игры и полученных знаний)

Мы помогли Зимушке-зиме найти ее снежинку, позаботились о растениях, которые замерзали без снежного покрывала, накормили лесных зверей и птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...