конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Слепцова Елена Юрьевна

занятие "Каменный уголь" О добыче и свойсвах каменного угля  в Амурской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kamennyy_ugol.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Каменный уголь»

Цель: ознакомление детей со свойствами  каменного угля и добычей его  в Амурской области

Задачи

  1. Познакомить детей со свойствами каменного угля с его месторождением и добычей в Амурской области.
  2. Закреплять умения обследовать предметы, называть их свойства и особенности.
  3. Развивать сенсорные ощущения.
  4. Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы.

Оборудование:

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, салфетки, лупа, презентация «Каменный уголь», шапочки, фартуки и нарукавники.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, смотрите кто к нам пришел? Эколенок Шалун принес посылочку и записку, хотите узнать, что в ней? Открывает посылку, достаёт письмо, читает его «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы знаем, что вы много знаете о природе. Вот и решили отправить вам посылку с предметами неживой природы. Вам необходимо выбрать особенный предмет и изучить его свойства. А что это за предмет вы узнаете, отгадав загадку. Желаем вам удачи.

Эколята»

Загадка: 

Чёрный и блестящий, я самый настоящий

 Волшебник, чародей, я нужен для печей.

В печах переливаюсь золотистым цветом,

В морозы я стараюсь дома нагреть, как летом.

Воспитатель: - Догадались о каком камне идёт речь? (дети выбирают из всех камней черный каменный уголь)

Презентация «Каменный уголь»

«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».
Вот так образовался уголь

 Воспитатель: - Ребята, а как называются люди, которые всё изучают?

- Да, учёные

- Вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учёными.

Воспитатель: чтобы попасть в «детскую научную лабораторию» нужно всем одеть шапочки и нарукавники. Пройдите к столу, займите своё рабочее место. Чтобы наши пальчики были послушны мы сделаем для них зарядку:

Много есть профессий знатных, Соединять пальцы правой руки с большим

И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим

Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять пальцы
Продавец, шахтёр, строитель… обеих рук с большим

Сразу всех не называю, Сжимать и разжимать кулачки

Вам продолжить предлагаю. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх

Ребята мы с вами будем изучать свойства угля. А я буду фиксировать это на доске с помощью обозначений.

Опыт 1 

  • Рассмотрите уголь. Потрогайте его. Какой он по цвету (черный) и твердый)
  • Посмотрите на руки. Они выпачкались. Что можно сказать? (уголь пачкается)

Опыт 2 

- воспитатель молотком ударяет по каменному углю.

- что произошло? (да, он рассыпался)

- Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.

-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)

Опыт 3

-а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.

- Какой он? (бугристый, как дерево)

Опыт 4 -уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.

- что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)

- почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)

Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

- а что произошло с углем? (он утонул)

- какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.

- а как вы думаете, уголь растворяется? -

Опыт 5 - возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.уголь не растворяется. 

Опыт 6

Воспитатель: -А что же будет, если мы подожжём уголь? Давайте попробуем и увидим как уголь горит.
Воспитатель: -Для этого в лаборатории используем сухое горючее. Здесь надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Ребята, а чем же мне взять кусочек угля, чтобы не обжечься?
Дети: Щипцами
Воспитатель: -Что происходит с каменным углем?
Дети: ответы детей
Воспитатель: -Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь
Дети: предположения детей.
Воспитатель: - Но мы же с вами говорили, что он появился из дерева. А дерево горит?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: -Это ещё раз доказывает, что уголь образовался под землёй из деревьев, которые росли на Земле в доисторические времена, миллиарды лет назад.  Горение – самое главное свойство угля! Ставим на доску знак – символ. Так для чего же нужен каменный уголь?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Для обогрева.

Воспитатель: -С каким природным богатством нашего родного края мы сегодня познакомились?
Дети: -С каменным углём.
Воспитатель: -Какие свойства каменного угля вы узнали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Какое исследование, вам понравилось?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -В недрах нашей родной земли много полезного ископаемого -
каменного угля, без которого люди уже не смогут прожить. Но его
надо беречь. Иначе опустеют «подземные склады» и людям ничего не останется. А вы, амурчане, любите, познавайте свой Родной край, его природные богатства.
  Воспитатель: - как добывают каменный уголь

- где используют каменный уголь? (на презентации)

Воспитатель: -всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...