Отчеты
материал по основам финансовой грамотности

ОТЧЕТ

О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

в группе раннего возраста «Солнышко»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  им. Ю.А. Гагарина»

ОТЧЕТ

О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

в группе раннего возраста «Солнышко»

Воспитатели: Пукова Г.В.

Никитина Е.В.

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности.

Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, кошелек, деньги, купюра, продавец, покупки, магазин.
Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к деньгам, коллективизм.

 Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

В период с 1 ноября 2020 года по май 2021 года в группе раннего возраста «Солнышко» была проведена  работа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников . Работа была проведена как с детьми , так и с их родителями .
Вся наша работа осуществлялась в соответствии с заданным планом работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника, которая включала в себя:

  1. Изучение методической литературы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника.
  2. Создание и разработка календарного планирования по теме:

"Финансовая грамотность в группе раннего возраста".

  1. Разработка картотеки «Финансовая грамотность в группе раннего возраста», которая включает в себя: Дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, перечень мультипликационных фильмов, пословиц и поговорок, методической и художественной литературы.
  2. Изготовление наглядного материала (карточки – копилка, монета, деньги, кошелек, продавец, касса).
  3. Изготовление методических пособий  - дидактических игр («Разноцветные монетки», «Копилка», «Разложи монетки по кошелькам», «Разноцветная копилка», «Пазл»,  «Лото. Финансовая грамотность», «Деньги на прищепках».
  4. Разработку интерактивной игры для мультимедийного оборудования «Отыщи монеты».
  5. Проведение открытого занятия по
    формированию основ финансовой грамотности "«СОБИРАЕМСЯ К МУХЕ-ЦОКАТУХК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ».
  6. Изготовление коллективной работы «Моя копилка»
  7. Разработка плана работы с родителями.
  8. Проведение родительского клуба «Финансовая грамотность для малышей».
  9.  Консультации для родителей: «Финансовая грамотность дошкольника», «Финансовая грамотность с пелёнок. 10 советов родителям»
  10. Проведение и анализ анкетирования «Финансовая грамотность дошкольника»
  11. Проведение выставки  и подведение итогов 1 тура конкурса внутри ДОУ «Финансовая грамотность глазами дошкольника»

Выполняя данную работу , мы - воспитатели придерживались принципа систематичности , последовательности , поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей наших детей.

Беседы: 

- «Деньги бывают?» - познакомить детей с деньгами, рассказать что деньги бывают металлические- монеты)

- «О бумажных деньгах»

- «Домик для денег» - формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, знакомство с понятием кошелек, закрепление знаний о деньках, монетах, бумажных купюрах

- «Звенящий поросенок» формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, знакомство с понятием копилка

- «О профессиях» - формирование элементарных знаний о профессии продавец, парихмахер,о бережном отношении друг к другу.

Дидактические игры: «Разноцветные монетки», «Копилка», «Разложи монетки по кошелькам», «Разноцветная копилка», «Пазл»,  «Лото. Финансовая грамотность», «Деньги на прищепках».

Чтение художественной литературы: 

1. К.И Чуковский «Муха-Цокотуха»

2. Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»

3. Т.В. Грековой «Клад»

4. Б.В. Минина «Муравьи и старый горшочек»

5. «Три поросенка» анг. Сказка

6. А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

7. Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

8. Сказка «Копейка-  рубль бережет»

9. Сказка «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!»

10. Сказка «Хранители бюджета»

11. Сказка «Копилка»

Просмотр мультфильмов: 

1. Три кота "Поход в магазин"

2. Синий трактор. Магазин.

3. Алеша Попович и Тугарин змей. Фрагменты с деньгами.

 4. Муха-Цокотуха

5. Буратино. Фрагменты.

6. Уроки тётушки Совы. Азбука финансовой грамотности.

7. От куда берутся деньги.

8. Утиные истории. Банк Скруджа Макдака.

9. Незнайка на Луне. Фрагменты.

10. Приключения поросёнка Фунтика.

11. Золотая антилопа.

12. Малышарики. Магазин.

13. Развивающие песенки для детей. Теремок ТВ. "Магазин"

14. Развивающий мультфильм "Профессии".

15. Фиксики. "Деньги"

Сюжетно-ролевые игры: «Идем в магазин за покупками», «За овощами для супа идем в магазин», «Покупаем обувь для куклы Маши», «Что одеть на ножки?», «Парикмахерская», «Мама ведет Дашу на прическу в парикмахерскую», «Модная прическа» и др.

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности является создание необходимой предметно-развивающей среды .

Используя новый наглядный и методический материал по финансовой грамотности в работе, режимных моментов и посвящения в данную тему родителей, мы более продуктивно сможем донести до детей нужные знания , а значит , и обогатить их жизненный опыт по данной теме. Кроме того, родители почувствовали себя более компетентными в воспитание своих детей, формирование у малышей элементарных представлений о финансовой грамотности.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по реализации регионально проекта

«Повышение финансовой грамотности обучающихся»

за 2019-2020  учебного года

подготовительная группа «Солнышко»

воспитатели: Пукова Г.В., Никитина Е.В.

Цель: Формирование у детей предпосылок для финансовой грамотности, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • Формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
  • Учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;
  • Учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги;
  • Понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.
  • Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике.

Организационный этап.

Создан уголка по финансовой грамотности «Город Финансов».

Подобран методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

Подобран необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

Разработан перспективный план по финансовой грамотности

Собрана картотека дидактических игр по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Проведены следующие занятия по обучению финансовой грамотности:

  •  «Что такое деньги». Цель: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России.
  •  «Размен денег». Цели: раскрыть сущность  понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»; учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег; учить выполнять практические действия по размену денег.
  •  «Труд. Заработная плата. Профессии». Цели: раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия».  Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях города Волосово; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду;
  •  «Бюджет семьи». Цели: дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве). Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы).
  •  «Магазин. Виды магазинов». Цели: ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличи-тельные черты; уточнить у детей представления о разных видах магазинов; учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;

Пополнена образовательная среда и организованы условия для сюжетно ролевых игр:

  • Игра  «Магазин».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».
  • Дидактическая  игра «Доходы-расходы
  • Настольно печатные игры «Шаги к успеху», «Монополия».
  • Собраны картотеки сюжетно-дидактических игр, моделирующих жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, например, «Обмен», «Маленькие покупки», «Что быстрее купят?» и т.д.
  • Дети слушают сказки и рассказы экономического содержания о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?»
  • Чтение пословиц и поговорок .

Ведется работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей».
  • Анкетирование по вопросам финансовой грамотности.
  • папки-передвижки «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать»;
  • памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», «Покупай правильно», которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.

Игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

Отчет перед общественностью (репортаж)

Репортаж о ежегодном отчете перед общественностью заведующей ДОУ № 91 города Краматорска Степанченко Анны Юрьевны...

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ

В данном документе  - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....

Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе

Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...