сочинение рассуждение
творческая работа учащихся на тему

защита прав детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Яровской детский дом"

Реферат на тему: «Защита прав детей»

Личность каждого человека начинает формироваться с детства. В этот период жизни ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разнообразных видов деятельности, начинает расширять рамки познания от семьи и до пределов улицы, города, страны. У него возникает сильное желание скорее включиться во взрослую жизнь и принять активное в ней участие. Много изменений принес 21 век в нашу жизнь – в науке и технике, образе жизни, законах. Но это не только положительные изменения. Наверное, каждый из нас видит, что кризис правовой, семейный, духовный, ставит  наше будущее под угрозу.                                                                   Вопрос о правах ребёнка становится все более и более актуальным. Дети находятся в опасности, об этом нам свидетельствуют средства массовой информации. Каждый день миллионы детей во всем мире подвергаются сексуальной эксплуатации, коммерческому использованию их здоровья, контрабандному перевозу, похищению, незаконной торговле их органами, использованию детского труда, что наносит физический и психологический вред ребенку. Эти примеры свидетельствуют, что необходимо активнее защищать права каждого ребенка. Трудно сказать, кто же виноват в такой ситуации – семья, общество или  государство? По моему мнению, виноваты и те и другие. Ослабление семейных устоев, потеря авторитета семьи, негативные взаимоотношения родителей, незначительный интерес государства к серьёзным проблемам детей, все это наносит огромный ущерб незрелой личности ребёнка. Будущее нашей страны находится в руках подрастающего поколения и в огромной степени зависит от духовного и физического развития молодого поколения, его понимания роли прав человека в жизни индивида и социума, а также ответственности за свою судьбу и свои действия. Именно поэтому необходимо особое внимание сегодня уделять проблеме защиты детей, гарантиям и их юридическому закреплению.                                                                                            Благополучие детей и их права всегда привлекали пристальное внимание международного сообщества. Так в 1924 году была принята Лигой Наций Женевская декларация прав ребенка. На тот момент права детей рассматривались в отношении рабства, торговли детьми, детского труда, проституции несовершеннолетних, и принятии соответствующих мер по борьбе с этими правонарушениями. Затем через несколько лет Организация Объединённых Наций приняла Декларацию прав ребёнка, где были выдвинуты на первый план социальные и правовые принципы, касающиеся защиты детей. Но время не стоит на месте. Наш информационный мир расширяется, сменяются поколения, и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в разработке которого приняли участие специалисты из многих стран. В этом документе уже не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.                                                        Итак, в 1989 году в силу вступает Конвенция о правах ребёнка. Она заключала в себя уже 54 статьи (в Декларации 1959 года было только 10 положений, носящих декларативный характер). В Конвенции о правах ребёнка учитывались практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Не менее важным документом являлась «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года.       Безусловно, со временем число законов, предназначенных для защиты прав ребенка, возрастет, но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами с присущей им спецификой. С другой стороны, их следует нацеливать на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае, новые правовые акты не должны быть тормозом в деле развития цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, что непосредственно относится к качеству подрастающего поколения.                                                                                                        Однако, несмотря на некоторые успехи, большинство целей остаются по-прежнему недостижимыми в отношении защиты детей. Жизнь, здоровье и будущее многих из них находятся под угрозой из-за нищеты, голода, инфекционных болезней и дифференциации богатых и бедных, не устраненной проблемы дискриминации в отношении женщин и девочек. Особую тревогу вызывает степень распространения среди несовершеннолетних алкоголизма, проституции, ВИЧ-инфекции. Растет число больных туберкулезом. Усиливается жестокость и общественная опасность преступлений, совершаемых подростками. Все чаще выявляются факты использования подростков различными преступными группировками. Нуждается в улучшении положение детей-инвалидов. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав.     Так взрослые люди зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему. Я приведу пример: мама спешит домой, ребёнок хочет ещё поиграть с ребятами, побегать на свежем воздухе, она его шлёпает – и это уже нарушение его права на неприкосновенность личности. Другой пример: девочка оставила свой мобильный телефон на столе и ушла, а папа взял его и прочел сообщения, тем самым он нарушил право ребенка на тайну частной жизни. Все это на первый взгляд мелочи, а как раз из таких мелочей, незаметной на первый взгляд, бытовой жестокости, равнодушия и непонимания ребёнка складываются потоки произвола и насилия над детьми во многих сферах нашей жизни.                                                                                                              Ребёнок приходит в этот мир чистым, непорочным и беззащитным.  А мир взрослых делает его жестоким, способным к насилию. Насколько мне известно из СМИ, после проверки детских интернатных учреждений обнаруживают отсутствие многих воспитанников, которые скорее готовы жить на улице, чем в четырёх стенах интерната, зачастую в неласковой обстановке, далёкой от атмосферы душевного тепла и понимания. А основной причиной детской безнадзорности и беспризорности, ухода ребёнка на улицу из семьи является грубое, жестокое, в некоторых случаях даже насильственное отношение к ребёнку. То есть родители абсолютно не заинтересованы как, где и зачем ребёнок проводит свое время, вместо этого нецензурно  выражаются и срывают свою злость на маленьком гражданине. Вероятно, что более раннее предупреждение случаев жестокого обращения должно производиться, помимо семьи, во всех учреждениях так называемой «территории детства», включая детские сады и школу.                                 Таким образом, снижение уровня жестокости в отношении детей жизненно необходимо, так как он поможет детям найти себя в этом мире, обеспечит защиту их здоровья, а также способствует правильному выбору детьми сферы их будущей деятельности, в целом приведет к снижению преступности в мире.                                                                                               Чем раньше обратить внимание на проявления жестокости, чем раньше начинать помогать ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и его семье, тем легче это сделать. Проще всего вернуть с улицы тех подростков, которые только что оказались там из-за родительского невнимания или той же жестокости, и пока не живут на улице. Государственные структуры не могут обеспечить нужный объём услуг. И здесь неоценима роль институтов гражданского общества. Множество неправительственных организаций, активно действуя на территории, способны на ранней стадии обнаружить проблему и помочь в её решении. Так, чтобы помочь детям, необходимо проводить разъяснительные работы с родителями, подсказывать им необходимые методы для укрепления семьи, а также, что их меры являются непомерно жестокими в отношении ребенка и они наказываются законом. А затем объяснить ребёнку причину негативного поведения его родителей как можно в более мягкой форме, чтобы сгладить конфликты и восстановить семейный авторитет. Лучше всего можно помочь не манипулируя, не командуя ребёнком или семьёй, не наказывая их, а адресуясь к их способности к самостоятельным и осмысленным решениям и действиям, обучая и вовлекая в обучение, прививая стремление к познанию нового.                                                                                                                       В настоящее время для защиты ребёнка от жесткого обращения его родителей существует множество органов, начиная от районного и до федерального уровня. Это, к примеру, подразделения по делам несовершеннолетних, социальные педагоги в школе, органы опеки и попечительства, прокуратура, куда следует обратиться при возникновении спорных вопросов и ненадлежащем исполнении сотрудниками этих служб своих обязанностей. Каждый ребёнок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд, где есть социальные работники, психологи, юристы, одним словом, специалисты, обладающие большим набором способов воздействия на ситуацию в семье. Они оценят, насколько критической является  обстановка, в которой проживает ребёнок,  и примут решение о дальнейшем его проживании, окажут необходимую материальную поддержку, содействие родителям в трудоустройстве, проведут обучение ненасильственным приемам воспитания. Сегодня в России разрабатываются основы ювенального права, формируется ювенальная полиция.                                                                                        Стране необходима здоровая нация. Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Здоровая нация является признаком сильного государства. В народе говорят: «Здоровому – все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда.  Распространению опасных болезней, ВИЧ-инфекции, СПИДа, зависимости от алкоголизма, наркотиков подвержены дети с раннего возраста в следствие нескольких причин: раннее половое взросление, неблагополучие в семье , низкая духовность и другие. И если  ребёнку потребовалась медицинская помощь, то он имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, при котором может получить скорую медицинскую, амбулаторно-поликлиническую, стационарную и другие виды помощи.        Остроактуальной   сейчас является тема детского труда. За последнее время все чаще школьники жалуются на принуждение к труду. Все слышали, что принудительный труд запрещен, тем более детский. Есть  дети, которые заявляют даже о том, что учеба - это тоже принудительный труд, и что они «перетруждаются», выполняя домашние задания. Если говорить о принудительном труде в современной российской школе, то обычно имеется в виду принуждение школьников к участию в трудовой летней практике, в ремонтных работах, в субботниках. Проблема эта достаточно сложная. С одной стороны, я полагаю, все эти виды деятельности школьников не являются принудительным трудом, так как являются частью учебно-воспитательных работ, или же выполняются на благо местного сообщества. Но, с другой стороны, учитывая нравы современных детей, нужно найти подход к ним, соблюдая законодательство, не ущемляя их права и интересы. Следует разъяснять детям значимость их труда, принимать во внимание добровольность ребёнка, определять посильность работы, а также вознаграждать ребёнка за труд. Ведь известны многочисленные случаи, когда  детям  приходится делать непосильную работу просто потому, что ее необходимо сделать для благоустройства школы, села, а нанять рабочих - нет средств. Кроме того, необходимо различать учебные занятия, например, «домоводство», «технология», и внеклассную работу. Учитель может требовать  от ребёнка выполнения домашних заданий, посещения уроков, но не имеет права требовать  ремонта школьных парт, подметания двора. Запрещается привлекать обучающихся к труду,  не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей. Дети вправе обратиться к учителю с жалобами на принуждение к труду, вместе с ним проанализировать ситуацию и в случае нарушения их прав обратиться в высшие инстанции по защите их интересов и прав.

       Сейчас часто бывают случаи возникновения конфликтов на уроках из-за оценок, поведения, содержания изучаемой дисциплины и так далее. Можно наблюдать такую картину, когда  ученик жалуется учителю, что ему занижают отметки, то есть  не справедливо оценивает знания, ругают по поводу якобы плохого поведения, неподобающего ученику данной школы. Зачастую очень сложно разобраться в объективности претензий, которые педагоги высказывают детям. В данной ситуации родители вправе прибегнуть к юридической помощи, поскольку считают, что учитель умышленно и чрезмерно притесняет их ребенка. Проблема осложняется тем, что преподаватель не обсуждает сложную ситуацию с мамой и папой, а направляет всю мощь своего авторитета напрямую на ученика: «недостатки» его личности обсуждаются с одноклассниками, ребенка могут посадить в столовой за отдельный стол и оставить завтракать в одиночестве на глазах у всех. Разумеется, впоследствии наблюдается такое отношение учителя к данному ученику, которое сказывается на оценках. Профессия педагога предполагает деликатный подход к участию в формировании личности каждого ученика. Для преподавателей разработаны различные методики и разъяснения, где четко говорится о том, что все дети имеют личные особенности, а задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника. В начальной школе детям требуется постоянная положительная поддержка и одобрение. К тому же, учитель не имеет право ставить двойки или иные отрицательные отметки за поведение. Так сказано в Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15, «Оценка - это констатация качества усвоения учащимися учебного материала, а не его поведения».     Ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. К моему глубокому сожалению, дети являются заложниками многих социальных бед, притеснений, конфликтов. И все же ответственность за радикальное решение проблем детей лежит на государстве.                                В деятельности государства по защите прав детей приоритетными направлениями являются восстановление прав на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на проживание ребенка в семье. Сейчас особое внимание уделяется соблюдению права ребенка на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации, на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти. В работе по этим направлениям используются различные формы и методы, в том числе рассмотрение устных, письменных и электронных обращений граждан. Так, одной из форм выявления нарушений прав и свобод детей является анализ публикаций в средствах массовой информации. Сотрудники отдела постоянно проводят проверку информации о фактах нарушения прав детей, и принимаются оперативные меры по их устранению. Часто они проводят выездные проверки соблюдения прав детей в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Большую роль играет правовое просвещение населения по вопросам семьи, материнства и детства. Сотрудниками органов постоянно ведется прием и консультации граждан, при выявлении нарушений проводится работа по восстановлению прав детей. Нельзя не отметить ещё одну из важных задач государства - это целенаправленная работа по воспитанию у граждан толерантности, терпимости и политкорректности.                                                                        Как правило, дети и подростки, осведомленные о своих правах и обязанностях, механизмах защиты своих прав, имеют более активную гражданскую позицию, более ответственны, могут на деле защитить себя и близких, уважительнее относятся к правам других граждан. Попадая в отделение милиции, они приобретают первый в жизни опыт общения с правоохранительными органами и законом. Вот тогда и вспоминают о своих правах, но нужной информации нет, адвокат придет еще не скоро, родственники, как правило, еще не знают о задержании. В такой ситуации от того, насколько несовершеннолетний знает свои права и ответственность, зачастую зависит вся его дальнейшая судьба. Поэтому неоценимую роль, по моему мнению, в защите прав детей имеет участие всех органов, учреждений, организаций граждан в предупреждении фактов нарушений прав детей. Я считаю, что правовое просвещение россиян следует начинать с детских лет. Для этого необходимо разработать новые, а также  усовершенствовать старые учебные и методические материалы по проблематике прав и свобод несовершеннолетних граждан.                              Следует подчеркнуть практическую реализацию государственной социальной политики в отношении детей, которая нашла своё отражение в комплексе программ «Дети России», утвержденным президентом ещё в 1994 году. Это программы : «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи», «Одаренные дети». С каждым годом количество таких  программ увеличивается. Их цель направлена на  создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, экологических бедствий.                                                                                                                          «Здоровые дети» - подпрограмма федеральной целевой программы «Дети России». Состояние детей на сегодняшний момент оценивается как катастрофическое, особо проявляется воздействие экологических и социально-психологических факторов. Стало быть, эта программа направлена на снижение показателей материнской смертности, уменьшение показателей инвалидности детей, их заболеваемости и смертности, а также на повышение уровня здоровья детей. Я считаю нужным подчеркнуть, что и наша Белгородская область является инициатором многих программ, таких как «Школьное молоко», «Школьный мёд», значимым стало увеличение до трех часов преподавания предмета «Физическая культура» во 2-11-х классах. Ежегодно происходит оздоровление детей в Белгородской области с использованием базы лечебно-профилактических учреждений области, санитарно-курортных учреждений области и за её пределами. Помимо этого в области ведется целенаправленная работа с одарёнными школьниками, в рамках подпрограммы «Одаренные дети» реализуется областная комплексно-целевая программа «Дети Белгородчины», где школьники развивают свой умственный потенциал, участвуя в школьных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Лучшие становятся победителями и призёрами и в дальнейшем принимают участие во всероссийских олимпиадах уже на международном уровне.                                                                        Дети - это будущее нашей страны. И каким оно будет - зависит только от них. Все они разные, но различия не являются препятствием, чтобы чувствовать себя единым народом. Нам нужна сильная страна, и в первую очередь нельзя забывать о своей истории, о героических подвигах наших предков, своих корнях. Поэтому детям требуется духовно-нравственное и патриотическое  воспитание, которое способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. В настоящее время это является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Ведь именно законопослушные, духовно развитые, любящие своё Отечество дети и являются основой для рождения в будущем нового, достойного гражданского общества и процветания нашей великой России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. А социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Ведь  право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. И, таким образом, свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех.                                                                                      Пока гражданское общество в нашей стране делает лишь первые шаги. Перед будущими поколениями стоят совершенно новые задачи, связанные с внедрением социальных инноваций, куда включаются проблемы социальной безопасности, социальной экологии, нейтрализации негативных последствий глобализации, решение которых  необходимо для успешного развития общества.  Следовательно, становление гражданского общества и правового государства в России во многом зависит от уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания. Государству необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества. Человек должен быть готов рассчитывать на собственные силы, чтобы реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и не бояться ответственности за свою судьбу и за судьбу других людей, а также благодаря собственному труду обеспечивать свою материальную независимость.  По мнению большинства людей в формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, духовную, правовую, политическую культуру огромный вклад должна внести современная школа.                                                              Итак, государственная политика в области детства призвана обеспечить социальное, физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. Российская Федерация как социальное государство должно с уважением относиться к защите прав человека в целом и прав детей в частности. Перед государством стоит ещё много важнейших задач по обеспечению защиты прав маленьких граждан, которые планируется решить по мере продвижения нашей страны вперед. В будущем планируется снизить масштабы бедности среди малообеспеченных семей с детьми, сократить детскую безнадзорность, беспризорность, проституцию, наркоманию и алкоголизм, прекратить рост социального сиротства, снизить уровень детской заболеваемости и смертности, повысить качество образования детей, и многое другое, что будет только способствовать укреплению могущества нашей страны. Нам не должно быть стыдно за страну, в которой мы проживаем, и мы не должны оставаться равнодушными к судьбе нашей России, поэтому дети должны полноценно развиваться, быть здоровыми, счастливы и достойными гражданами нашей страны. По словам  президента Российской Федерации Д.А Медведева:  "Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, - не только добрее и человечнее. Это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную предсказуемую перспективу. Считаю, что нам жизненно обходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, которая отвечает интересам национального развития". Я полностью разделяю его мнение.                                                        И в заключении считаю  необходимым обратиться ещё к родителям, к молодым семьям, планирующим родить ребенка: « Именно вы являетесь главными защитниками детей и обязаны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить своему чаду здоровую и благоприятную психологическую обстановку. Все родительские права предоставляются обоим родителя в равной степени – как матери, так и отцу. Причем совершенно не важно, вместе ли проживают родители или отдельно. Главное ваша забота о детях, она всегда первостепенна. К сожалению, сейчас появилось много нерадивых родителей, которые жестоко, халатно и с каким-то пренебрежением относятся к детям, унижая их достоинство, эксплуатируя их. Знайте, что такие родители лишаются родительских прав, приговариваются к уголовной ответственности. Вам необходимо защитить детей от соблазнов, которые искусственно навязываются и растлевают наших детей, разрушают их детство, делают детей собственниками, эгоистами. Семейный кодекс Российской Федерации сегодня пополнился рядом поправок и изменений, которые в значительной степени облегчают взаимоотношения детей и родителей, но в то же время обеспечивают условия человечного и правильного воспитательного процесса ребенка. Как сказал А.П.Чехов: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически», поэтому делайте жизнь ваших детей светлее, воспитывайте  достойных граждан России»!                                                                                                 Дети - надежда и будущее человечества. Вопрос о защите прав ребёнка становится все более и более актуальным, требующим большего внимания, разработки новых подходов, модернизации уже имеющихся норм, призванных защитить детей.  И все же, чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, важно, чтобы сам человек умел их защитить, а для этого необходимо информировать его. Ведь права человека реализуются только через его волю. Я считаю, что необходимо довести до сведения каждого ребёнка содержание  Конвенции о защите прав детей, если они ещё не знают о существовании такового нормативного документа, чтобы создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит построить справедливый и гуманный мир.

Список используемой литературы

1.Конвенция о правах ребенка.

2. Ваши права. Полезная информация. Вопросы и ответы.

Автор и составитель Уполномоченный по правам человека по Московской Области А. Е. Жаров.

3. Дубасова Т.Н. «Свобода и ответственность». Издательский Дом 1 Сентября.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение дошкольников речи-рассуждению"

Связная речь -  явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, которую  представители педагогической науки и практики обо...

Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...

Рассуждение на тему...

 - У меня есть одна штука, почему я до ста лет доживу: я очень люблю играть. Петя С. 5 лет...

Игра в жизни ребенка - рассуждение...

Рассуждение о том, какое место занимает игра в жизни ребенка - дошкольника....

Составление текста рассуждения .Для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:-связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;-словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в род...

Статья- рассуждение Моя больная тема

Размышление по проблеме детей, обделённых родительской заботой и домашних детях...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ПЕДАГОГА Сочинение-рассуждение/эссе

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИИ СМЫСЛЫ ПЕДАГОГАСочинение-рассуждение/эссе...