Организация предметно- пространственной среды в группе с нарушением зрения.
статья (средняя, подготовительная группа)

Петрова Ольга Валериевна

Организация предметно- пространственной среды в группе с нарушением зрения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения.

Слайд 2

Группа «Совята»

Слайд 4

Дверные проёмы и лестницы выделены ярким цветом.

Слайд 6

Схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному Метки на стекле по Э.С. Аветисову Подвесные модули

Слайд 7

В работе с детьми используются специальные подставки. Они необходимы для детей со сходящимся косоглазием.

Слайд 8

Развивающая предметно-пространственная среда создавалась с учётом глазной патологии детей .

Слайд 9

Игры на коррекцию зрения

Слайд 10

РППС содержательно насыщенная

Слайд 11

Центр экологии и экспериментирования

Слайд 13

Центр творчества

Слайд 14

Центр конструктивных игр

Слайд 15

При организации с/ р игр учитывался принцип трансформируемости и полифункциональности .

Слайд 16

Центр воды и песка

Слайд 17

Центр «Театральных игр»

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

        Организация предметно - пространственной среды   в группе для детей       с нарушением зрения.

     Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является  не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

    Возраст детей 4-7 лет. Все дети имеют статус ОВЗ (дети с нарушением зрения).

  Остальные дети имеют разные зрительные диагнозы. В зависимости от этого врачом офтальмологом назначается  акклюзия (заклеивание глаза), а медсестра- артаптистка проводит аппаратное лечение.

В нашей группе развивающая   предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности и интересов каждого ребёнка с учётом особенностей данного возрастного этапа, возможностей, уровня активности, для охраны и укрепления здоровья и в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушением зрения  МБДОУ д\с №17.

При создании развивающей предметно - пространственной учитывалась особенность наших детей, поэтому в помещение группы дверные проёмы, ручки, столы выделены контрастным жёлтым   цветом.

 Развивающая предметно-пространственная среда  содержательно-насыщенная. Она включает в себя различные средства обучения, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить все виды детской деятельности. В группе имеются центры развивающие (игровую, познавательную, исследовательскую и творческую) активность детей и возможность самовыражения.  Учитывая специфику нашей группы,  создан уголок для тренировки различных зрительных функций, где особое внимание уделялось играм на коррекцию зрения: мозаики разного размера, тактильные дощечки, бусы, тактильные книжки для слабовидящих детей, лабиринты, шнуровки, дидактическое пособие «Ориентир», «Светлячок» и т.д.

      По группе размещены глазные ориентиры, на которых дети могут зафиксировать взгляд. Для проведения зрительных гимнастик на стенах в  группе  имеются:

  • схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному
  • метки на стекле по Э.С. Аветисову  
  • подвесные модули

       В группе имеются наклонные подставки, которые используются  детьми со сходящимся косоглазием и высокой степени меопии во время занятий, индивидуальной работы, и в кабинетах узких специалистов (дефектолога, психолога, логопеда).

В центре экспериментирования  все игры имеют яркий контрастный цвет, наглядный материал имеет контрастный контур, полки выделены красным цветом, что облегчает зрительную нагрузку детям. Состоит из познавательной литературы, дидактических игр, лаборатории для экспериментов, увеличительных приборов, различных коллекций, а также для развития  сенсорного восприятия (тактильного, обонятельного)

         У детей с нарушением зрения наблюдается моторная неловкость, нарушение координации  движений, нарушено восприятие пространства. Поэтому оборудование для спортивного уголка подобрали  с учетом особенностей детей: кольцебросы,  доски-лабиринты, настольные спортивные игры, тактильные дорожки, мешочки.

        Центр творчества содержит большое количество материалов для рисования, лепки, аппликации как из материалов для творчества, так и бросового материала. При работе в центре, дети используют контрастные подкладные листы, чтобы был виден контур изображения, созданы условия для презентации своих работ. Места для  детских презентаций имеют темную контрастную основу.     

  В центре конструктивных игр  имеется различный конструктор и коробки из бросового материала, огромный выбор ЛЕГО -конструктора.  Свои постройки дети размещают на передвижных подиумах, что позволяет сохранить начатую игру. Передвижные подиумы темного цвета хорошо выделяются на светлом полу. Величина конструкторов, мозаик зависит от остроты зрения каждого ребёнка.

     В центре игры  большой выбор игровых атрибутов, с помощью различных ширм дети могут изменять пространство, это развивает умение видеть и проектировать игру, проявлять инициативу и самостоятельность. Учитывая особенность детей нашей группы, все игровые атрибуты имеют яркую внешность.

 С большим удовольствием дети играют, экспериментируют в центре воды и песка. Емкости для центра яркого  цвета.

Центр театральной игры включает в себя «Костюмерную»,  «Салон красоты», а также представлен разными  видами настольного театра. Имеются различные маски для инсценировок. Центр снабжён театрализованной ширмой, что позволяет использовать её  как место, где можно посекретничать, или превратить в домик. На ширме имеется место, где дети пишут названия мелом сказки или другой инсценировки.

Центр речевого развития   позволяет выбрать любую литературу (энциклопедии, журналы, художественные книги, речевые игры, буквари). В этом же центре дети могут отремонтировать «больную книжку». Речевой центр оснащён тактильными книжками для слепых и слабовидящих детей фондом для слепых.

Центр дидактических игр оснащен  разнообразными играми, которые оформлены  в соответствии с офтальмологическими требованиями: игры на развитие логического мышления, обогащения кругозора детей, на развитие математического мышления, на развитие зрительного восприятия и т. д.

 В приёмной группы создали  места для выставки детских рисунков, поделок. Выставочная доска яркого цвета, детям хорошо видно, куда выставлять свою работу. Для родителей мы разместили магнитную доску, что оказалось очень удобным в совместной работе, она   используется  при проектной деятельности. Здесь  же у ребят  есть места для  хранения личных секретиков. Все мешочки разноцветные, имеют яркий окрас.

Все групповые помещения задействованы в образовательном пространстве и доступны для наших ребят. Имеются маркеры придуманные детьми для обозначения степени доступности. Ко всем видам игр, игрушек, материалов имеется свободный доступ воспитанников.

Безопасность РППС предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению  надёжности и безопасности в их использовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно - пространственной среды в группе

Организация предметно - пространственной среды в старших группах по центрам активности...

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ» .

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей.  Для организации развивающей предметно-п...

Требования к организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением зрения

Основные требования к организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением зрения...

Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специальные приборы и оборудование»

В данном материале дано описание предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специалтные приборы и оборудование. Дано описание данных приборов и оборудования....

Организация предметно-пространственной среды в группе с ОВЗ (нарушение зрения)

Предметно-пространственная среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников....

Организация предметно - пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения.

Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего разв...