Отчеты
материал

Харитонова Светлана Викторовна

В отчетах отражена основная деятельность, направленная на коррекционную работу с детьми с ОВЗ,  имеющими трудности в усвоении программного материала, а также проведение консультативной работы в условиях Дома ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2018-2019_g.docx26.71 КБ
Файл otchet_2019-2020_g.docx36.13 КБ
Файл otchet_2020-2021_g.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

о проделанной коррекционной работе

за 2018-2019 уч.г.

учителя-дефектолога

группы №3

Харитоновой С.В.

Цель работы в 2018-2019 учебном году - оказание помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития, консультирование педагогов и родителей.

Для достижения поставленной цели работа велась по следующим направлениям:

-диагностическое;

-коррекционное;

-консультативно-просветительское;

-организационно-методическое;

-создание коррекционно-развивающей среды для проведения коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

Задачи:

- Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

     На начало сентября 2018 г. в группе числилось 12 воспитанников.         В период с сентября 2018 по декабрь 2018 г. состав детей в группе менялся:  вновь поступило – 2 ребенка;  выбыло  – 6 детей. В данный момент в группе - 8 детей, в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 5 лет. Проводилась педагогическая диагностика уровня усвоения программного материала детьми всех возрастных групп, по эпикризным срокам.

    В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики,  развитие речи. Диагностика проводилась в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в учреждение, и в конце года (итоговая). Первичную диагностику прошло 12 детей, вторичных и  по эпикризным срокам – 10 детей.

     Дефектологические заключения по результатам первичного диагностического обследования: «Задержка речевого развития» -5 воспитанников, с общим недоразвитием речи 1 уровня – 4 ребенка, общим недоразвитием речи 2 уровня – 3 ребенка.

     По результатам первичной диагностики у воспитанников были выявлены следующие нарушения: нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, низкое речевое развитие, нарушение пространственно-временных отношений.

    По данным дефектологического обследования был составлен план коррекционно-развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с детьми.

    В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

    I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:

а) развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);

б) формирование пространственно-временных отношений;

в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие  речи;

г) развитие слухового восприятия и формирование произношения;

д) формирование ведущей деятельности возраста;

е) развитие умственной деятельности.

     Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

а) развитие умственной деятельности;

б) развитие пространственных представлений;

в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.        

Используемые в коррекционной работе программы.

  • Группа раннего возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); а также методические разработки занятий: Власенко О.П..; Борисенко М.Г., Лукиной Н.А.; Кузнецовой А.Е. и др. По этой программе занимались 3 ребенка, продолжает обучение 1 ребенок.
  • Младшая группа «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред.  Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет)» Нищевой Н.В. По данным программам занимались 7 детей, продолжают заниматься 3 ребенка. 
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР младшей и средней группы составлена на основе программ: воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой М.,  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г., а также работ Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., ЛубовскогоВ.И.
    Цель:
     формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннего развития психических процессов.

По данной программе занимаются 2 человека. В конце учебного года у воспитанников имеется положительная динамика. Этим детям рекомендовано продолжить занятия по данной программе.

  • «Адаптированная индивидуальная рабочая программа развития

ребенка с ранним детским аутизмом составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова. М. А. Васильева,  разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также программы Скрипник Т.В.

Цель: формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения. Данная программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста с РАС. По данной программе занимается 1 ребёнок. В конце учебного года имеется частично положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия по развитию произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций

  • «Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, а также Программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». - Мойра Питерси, Робин Трилор и др.

Цель: формирование у детей с тяжёлыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

По данной программе занимается 1 ребенок. В конце года наблюдается положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

По результатам итоговой диагностики 7 воспитанников имеют значительное улучшение в речевом и сенсорном развитии, 1 воспитанник – незначительное улучшение (ребенок с РДА).

По формированию элементарных математических представлений: с высоким уровнем был 1 ребенок, в конце года 5 детей. 4 ребенка перешли со среднего уровня на высокий; на низком уровне в начале года было 3 ребенка, в конце года остался 1 ребенок, 2 ребенка перешли на средний уровень.

По развитию речи: в начале года 5 детей находились на низком уровне, в конце года 3 ребенка перешли на средний уровень, 2 ребенка в конце года перешли со среднего уровня на высокий.

В рамках консультативно-просветительского направления в течение года  родителям 7 детей регулярно давались рекомендации по занятиям с детьми, проводились консультации для педагогов об уровне нервно-психического развития детей и направлениях коррекционно-развивающей работы.

В рамках организационно-методического направления велась подготовка к ПМПк, педсоветам, участие в этих мероприятиях. . Был проведен мастер-класс «Стимулирование речи у ребенка с задержкой речевого развития (октябрь 2018 г.), консультация «Игры на развитие правильного дыхания для детей с ОВЗ» (март 2019 г.)

Организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями, все запланированные мероприятия выполнялись и подготавливались.

Участие и подготовка к МППк: представление результатов обследования воспитанников, направлений работы, раскрытие индивидуальных особенностей детей и их потребностей по нарушениям. На отдельных детей была оформлена документация на городскую ПМПк.

Общий вывод: Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для воспитанников Дома ребенка направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на группы, подгруппы, и тех, кто будет заниматься индивидуально со специалистом, по ведущим нарушениям. Для каждой подгруппы была разработана программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы также были составлены программы развития для каждого ребенка, планирование индивидуальных занятий.

Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей и носили комплексный характер.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения,

месяц обследования

Диагноз и уровень нервно-психического развития на момент обследования

Диагноз и уровень н.-п. р. в настоящий период, динамика развития

Замыслов Андрей

07.03.2014 г.,

Сентябрь 2018 г.

Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1г.6мес., экспрес.речь-1г.3мес., сенсорное развитие-1г.3мес.

Общее недоразвитие речи 1-2 уровня, импрес.речь-2г.6мес., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-2г., значительное улучшение

Погребняк Женя

09.01.2016 г.,

Сентябрь 2018 г.

Легкая задержка речевого развития, импрес.речь-2г6мес., экспрес.речь-2г., сенсорное развитие-2г.

Речевое развитие соответствует возрасту, импрес.речь-3г., экспрес.речь-3г., сенсор.развитие-3г., значительное улучшение

Бунин Матвей

01.03.2015 г.,

Сентябрь 2018 г.

Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.6мес., сенсор.разв.-2г6мес.

Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенс.разв.-3г., значительное улучшение

Кашкаров Никита

26.07.2016г.,

Сентябрь 2018г.

Задержка речевого развития, импрес.речь-1г6мес., экспрес.речь-1г.3мес., сенсор.развитие-1г.6мес.

Задержка речевого развития,

импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-2г., значительное улучшение

Поляков Дима

11.03.2015г.,

Сентябрь 2018г.

Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-2г, экспрес.речь-1г.9мес., сенс.разв.-2г.6мес.

Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенс.разв.-3г., значительное улучшение

Еринов Тимофей

21.11.2013г.,

Сентябрь 2018г.

Искаженное психическое развитие, РДА, соответствие речи, мышления-3г.

Искаженное психическое развитие, РДА, соответствие речи, мышления-4г., незначительное улучшение

Пальянов Роман

13.05.2015г.,

Сентябрь 2018г.

Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-12мес., экспрес.речь-12мес., сенсор.разв.-11мес.

Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-1г.9мес., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.разв.-2 г., значительное улучшение

Гуляев Семен

21.05.2016г.,

Октябрь 2018г.

Задержка речевого развития,

импрес.речь-11мес., экспрес.речь-9мес., сенсор.развитие-11мес.

Задержка речевого развития,

импрес.речь-1г.3мес., экспрес.речь-12мес., сенсор.развитие-1г.3мес., значительное улучшение



Предварительный просмотр:

   

Отчет учителя-дефектолога

группы № 3

за 2019-2020 уч.г.

Харитоновой С.В.

     Цель коррекционной работы в 2019-2020 учебном году - оказание помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития, консультирование педагогов и родителей.

    Для достижения поставленной цели работа велась по следующим направлениям:

-диагностическое;

-коррекционно-развивающее;

-консультативно-просветительское;

-организационно-методическое;

-создание коррекционно-развивающей среды для проведения коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

    Задачи:

- Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

     В группе числилось 10  воспитанников. Состав детей в группе в течение данного периода менялся:  вновь поступило – 2 ребенка;  выбыло  – 2 ребенка. Возраст детей составлял с 2 до 4 лет. Проводилась педагогическая диагностика уровня усвоения программного материала детьми всех возрастных групп, по эпикризным срокам.

     В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики,  развитие речи. Диагностика проводилась в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в учреждение, и в конце указанного периода. Первичную диагностику прошло 6 детей, вторичных и  по эпикризным срокам – 4 ребенка.

     По результатам первичного диагностического обследования были выявлены 3 воспитанника со значительной задержкой речевого развития, 2 ребенка с  задержкой речевого развития, по результатам вторичной диагностики и по эпикризным срокам: 2 ребенка с общим недоразвитием речи 1 уровня, 2 ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня, 1 ребенок с искаженным психическим развитием (ребенок с РДА).  

     По результатам диагностики у воспитанников были выявлены следующие нарушения: низкое речевое развитие, нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, нарушение пространственно-временных отношений.

    По данным дефектологического обследования был составлен план коррекционно-развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с детьми.

     В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

       Индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:

а) развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);

б) формирование пространственно-временных отношений;

в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие  речи;

г) развитие слухового восприятия и формирование произношения;

д) формирование ведущей деятельности возраста;

е) развитие умственной деятельности.

     Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

а) развитие умственной деятельности;

б) развитие пространственных представлений;

в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.        

Используемые в коррекционной работе программы.

  • Группа раннего возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); а также методические разработки занятий: Власенко О.П..; Борисенко М.Г., Лукиной Н.А.; Кузнецовой А.Е. и др. По этой программе занимались 4 ребенка.

    В результате коррекционно-развивающей работы у детей улучшилось понимание речи. Показывают и называют части тела и лица. Понимают предложения с предлогами  «в, на», простые по конструкции и содержанию фразы. Понимают события, знакомые по личному опыту. Наряду со звукоподражаниями стали использовать общеупотребительные слова, начинают употреблять фразу из 2 слов. Различают понятия «один-много». Выбирают предметы нужной формы (круг, квадрат, треугольник). Подбирают предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький. Ориентируются в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Группируют предметы по цвету.

    Рекомендовано продолжать расширять словарный запас, обучать умению строить фразы с расширением до 3 слов. Учить выделять по слову взрослого цвета предметов и по возможности называть их, соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом, находить узкие и широкие, длинные и короткие предметы, знать понятия «один-два-три».

  • Младшая группа «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред.  Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада». По данным программам занимались 4 ребенка. 

    В результате коррекционно-развивающей работы у детей расширился и активизировался словарь по лексическим темам. Дети различают и называют существенные детали и части предметов, их признаки, качества, свойства.  Имеют представления о сезонных изменениях. Отвечают на разнообразные вопросы взрослого, используют многословные фразы (более 3 слов). Понимают и используют обобщающие слова (игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные). Знают названия и свойства геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различают формы предметов (круглая, треугольная, квадратная), пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Научились считать до 5. Сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров, пользуясь приемами наложения и приложения. Умеют сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Различают и правильно называют основные цвета предметов.

     Рекомендовано продолжать работу по развитию речи: расширять      словарный запас, обучать построению сложных предложений.      

      Совершенствовать умение определять, в какой группе больше, меньше,      

 поровну предметов, навыки ориентировки в пространстве.

  • Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР младшей и средней группы составлена на основе программ: воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой М.,  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г., а также работ Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., ЛубовскогоВ.И.
    Цель:
     формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннего развития психических процессов.

    По данной программе занимался 1 ребенок, у него наблюдалась значительная динамика в развитии психических процессов. Стал проявлять эмоционально-положительное отношение к занятиям. Соотносит игрушку с ее изображением, сличает парные предметы и парные картинки. В активной речи стал использовать фразу из 2 слов. Подбирает по образцу формы предметов, соотносит цвета предметов, выделяет один и много предметов из группы.

    Продолжать работу по развитию речи, работать над распространением фразы до 3 слов. Разнообразить игровые действия. Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции, различать множества по количеству: много - мало.

  • «Адаптированная индивидуальная рабочая программа развития

ребенка с ранним детским аутизмом составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова. М. А. Васильева,  разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также программы Скрипник Т.В.

Цель: формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы.    

     По данной программе занимался 1 ребёнок. В конце указанного периода у него наблюдалась частично положительная динамика. Ребенок стал проявлять положительную эмоциональную реакцию на присутствие знакомого взрослого, кратковременно фиксировать взор на картинке, лице педагога, выполнять некоторые предметно-игровые действия с игрушками.

     Рекомендовано продолжить занятия по развитию познавательных процессов, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций: проявлять положительную эмоциональную реакцию на занятие, выполнять несколько манипуляций для выполнения заданий педагога, использовать указательный жест, жесты «да», «нет».

  • «Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, а также Программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». - Мойра Питерси, Робин Трилор и др.

     Цель: формирование у детей с тяжёлыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию, раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

    По данной программе занимался 1 ребенок. В конце указанного периода наблюдалась положительная динамика. Повысилась речевая активность, в  моменты эмоционального подъема и игровой деятельности ребенок стал произносить отдельные слоги,  облегченные слова и звукоподражания. Выделяет предметы из общего фона; различает свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий – тихий. Соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием; дифференцирует на слух звучащие игрушки и звукоподражания. Повысилась активность внимания, концентрирует его на более длительное время,  способен легко переключать свое внимание с одной игрушки на другую. находить парные предметы и картинки. Соотносит по образцу формы предметов, подбирает нужный цвет к фону предмета.

    Рекомендовано продолжить занятия. Развивать речевую активность, постепенно заменять звукоподражания общеупотребительными словами. Учить выделять по слову взрослого цвета предметов, соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом, находить узкие и широкие предметы, знать понятия «один-много».

    Итоговая диагностика показала эффективность проведенной работы: 8 воспитанников имеют значительное улучшение в речевом и сенсорном развитии, 2 воспитанника – незначительное улучшение (дети с синдромом РДА, с синдромом Дауна).

    В рамках консультативно-просветительского направления в течение года  родителям детей регулярно давались рекомендации по занятиям с детьми, проводились консультации для педагогов об уровне нервно-психического развития детей и направлениях коррекционно-развивающей работы. Темы консультаций:  «Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна» (декабрь 2019 г.), «Как правильно организовать НОД» (февраль 2020 г.)

    В рамках организационно-методического направления велась подготовка к МППк, педсоветам, участие в этих мероприятиях. Был проведен семинар-практикум для педагогов Дома ребенка по  теме «Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС» (октябрь 2019 г). Показ коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна в День открытых дверей в Доме ребенка.

    Участие и подготовка к МППк: представление результатов обследования воспитанников, направлений работы, раскрытие индивидуальных особенностей детей и их потребностей по нарушениям. На отдельных детей была оформлена документация на ТПМПк.

    Общий вывод. Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для воспитанников Дома ребенка направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на группы, подгруппы, и тех, кто будет заниматься индивидуально со специалистом, по ведущим нарушениям. Для каждой группы, подгруппы была разработана программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы также были составлены программы развития для каждого ребенка, планирование индивидуальных занятий. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей и носили комплексный характер.

Динамика развития детей по показателям нервно-психического развития.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения,

месяц обследования

Диагноз и уровень нервно-психического развития на момент обследования

Диагноз и уровень н.-п. р.

после проведения коррекц.-развивающей работы

Поляков Дима

,

Сентябрь 2019 г.

Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1 г.6 мес., экспресс.речь-1г.6 мес., сенс.разв.-1г.9 мес.

Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-2 г., экспрес.речь-2 г., сенсор.развитие-2г.6 мес, значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока

Гуляев Семен

21.05.2016 г.,

Сентябрь 2019 г.

Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1г.3мес., экспрес.речь-12мес., сенсор.развитие-1г.3мес

Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1г.6мес., экспрес.речь-1г.3мес., сенсор.развитие-1г.9мес.,значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока в сенсорном развитии, 1 эпикризный срок в развитии речи

Брылин Ефим

14.02.2017г.,

Сентябрь 2019 г.

Значительная задержка речевого развития, импрес.речь-1 г.9 мес., экспресс.речь-1г.9 мес., сенс.разв.-1г.9 мес.

Задержка речевого развития, импрес.речь-2 г., экспресс.речь-2г., сенс.разв.-2 г., незначительное улучшение, динамика 1 эпикризный срок

Галиакберова Самира

11.07.2017г.,

Сентябрь 2019г.

Задержка речевого развития, импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-1г.9мес.

Легкая задержка речевого развития,

импрес.речь-2г.6 мес, экспрес.речь-2г.6мес., сенсор.развитие-2г.6мес, значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока в развитии экспресс.речи и сенсорном развитии, 1 эпикр.срок в развитии понимания речи

Галиакберова Руслана

12.06.2016г.,

Сентябрь 2019г.

Значит. задержка речевого развития, импрес.речь-2г, экспрес.речь-1г.9мес., сенс.разв.-2г.

Задержка речевого развития, импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенс.разв.-3г., значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока

Парамонов Артем

17.05.2017г.,

Сентябрь 2019г.

Искаженное психическое развитие, синдром РДА, соответствие речи, мышления, эмоций -7 мес.

Искаженное психическое развитие, синдром РДА, соответствие речи, мышления- 8 мес., эмоций-9 мес., незначительное улучшение,динамика 1-2эпикризных срока

Пальянов Роман

13.05.2015г.,

Сентябрь 2019г.

Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-1г.9мес., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.разв.-2г.

Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-2г., экспрес.речь-2г., сенсор.разв.-2 г.6мес, незначительное улучшение, динамика 1 эпикр.срок

Габов Арсений

17.06.2016г.,

Сентябрь 2019г.

Значит. задержка речевого развития,

импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-2г.

Задержка речевого развития,

импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенсор.развитие-2г.6мес., значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока в развитии речи, 1 эпикризный срок в сенсорном развитии.

Кашкаров Никита

Общее недоразвитие речи 2 ур.

Бунин Матвей

Задержка речевого развития

Результаты освоения образовательной коррекционно-развивающей программы детьми группы по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Образовательная область

Уровень развития (начало уч. года)

Уровень развития (конец уч. года)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Речевое развитие

0%

26%

74%

26%

61%

13%

Познавательное развитие

0%

0%

100%

35%

65%

0%

Результаты диагностического исследования уровня знаний, умений и навыков воспитанников показывают улучшение показателей речевого и познавательного развития в конце учебного года, что говорит о положительной  динамике в усвоении знаний по вышеуказанным областям программы.



Предварительный просмотр:

Отчет учителя-дефектолога

группы № 3

за 2020-2021 уч.г.

Харитоновой С.В.

     Цель коррекционной работы в 2020-2021учебном году - оказание помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития.

    Задачи:

- Проведение первичного дефектологического обследования вновь поступивших детей, вторичного обследования детей, поступивших ранее.

- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций.

    На сентябрь 2020 г. в группе числилось 6 детей. В течение учебного года состав детей в группе менялся: прибыли 3 ребенка, выбыли 4 ребенка. 

    В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики,  развитие речи. По результатам первичного обследования были выявлены 3 воспитанника со значительной задержкой речевого развития, 2 ребенка с  задержкой речевого развития, 1 ребенок с общим недоразвитием речи 1 уровня, по результатам вторичной диагностики: 3 ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня.  

    По данным дефектологического обследования был составлен план коррекционно-развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с детьми. По результатам диагностики у воспитанников были выявлены следующие нарушения: низкое речевое развитие, нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, нарушение пространственно-временных отношений.

     В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

       Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:

а) развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);

б) формирование пространственно-временных отношений;

в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие  речи;

г) развитие слухового восприятия и формирование произношения;

д) формирование ведущей деятельности возраста;

е) развитие умственной деятельности.

 Используемые в коррекционной работе программы.

  • Группа раннего возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); а также методические разработки занятий: Власенко О.П..; Борисенко М.Г., Лукиной Н.А.; Кузнецовой А.Е. и др. По этой программе занимались 5 детей.

    В результате коррекционно-развивающей работы у детей улучшилось понимание речи. Показывают и называют части тела и лица. Понимают предложения с предлогами  «в, на», простые по конструкции и содержанию фразы. Понимают события, знакомые по личному опыту. Наряду со звукоподражаниями стали использовать общеупотребительные слова. Различают понятия «один-много». Выбирают предметы нужной формы (круг, квадрат, треугольник). Подбирают предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький. Ориентируются в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Группируют предметы по цвету.

    Рекомендовано продолжать расширять словарный запас, обучать умению строить фразы с расширением до 2-3 слов. Учить выделять по слову взрослого цвета предметов и по возможности называть их, соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом, находить узкие и широкие, длинные и короткие предметы.

  • Младшая группа «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред.  Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада». По данным программам занимались 4 ребенка. 

    В результате коррекционно-развивающей работы у детей расширился и активизировался словарь по лексическим темам. Дети различают и называют существенные детали и части предметов, их признаки, качества, свойства.  Имеют представления о сезонных изменениях. Отвечают на разнообразные вопросы взрослого, используют многословные фразы (более 3 слов) и сложные предложения. Понимают и используют обобщающие слова (игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные). Знают названия и свойства геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различают формы предметов (круглая, треугольная, квадратная), пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Научились считать до 5. Сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров, пользуясь приемами наложения и приложения. Умеют сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Различают и правильно называют основные цвета и оттенки цветов предметов.

Рекомендовано продолжать работу по развитию речи: расширять      словарный запас, употреблять сложные предложения.      

Совершенствовать умение определять, в какой группе больше, меньше,      

 поровну предметов, навыки ориентировки в пространстве.

     В результате проведенной коррекционно-развивающей работы у данных детей наблюдается значительное улучшение в речевой и познавательной деятельности, у 2 детей было общее недоразвитие речи 2 уровня, в данное время – общее недоразвитие речи 3 уровня, у 1 ребенка наблюдалось общее недоразвитие речи 1 уровня, в данное время – общее недоразвитие речи 1-2 уровня, у 2 детей удалось преодолеть значительную задержку в речевом развитии.

    В рамках консультативно-просветительского направления в течение года  родителям детей регулярно давались рекомендации по занятиям с детьми, проводились консультации для педагогов об уровне нервно-психического развития детей и направлениях коррекционно-развивающей работы.

    Провела семинар «Система работы по применению многообразных способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (март 2021 г.), консультацию «Стимулирование активной речи детей раннего возраста» (май 2021 г.)

    В рамках организационно-методического направления велась подготовка к МППк, педсоветам, участие в этих мероприятиях. Обеспечение  дефектологического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. Показ коррекционно-развивающей работы с подгруппой детей в День открытых дверей в Доме ребенка.

Изучение методической литературы по теме «Использование метода сенсорной интеграции в преодолении нарушений в развитии детей с ОВЗ».

    Участие и подготовка к МППк: представление результатов обследования воспитнников, направлений работы, раскрытие индивидуальных особенностей детей и их потребностей по нарушениям.

    Общий вывод. Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для воспитанников Дома ребенка направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на группы, подгруппы, и тех, кто будет заниматься индивидуально со специалистом, по ведущим нарушениям. Для каждой группы, подгруппы была разработана программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы также были составлены программы развития для каждого ребенка, планирование индивидуальных занятий. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей и носили комплексный характер.

Результаты освоения образовательной коррекционно-развивающей программы детьми группы по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» за 2020-2021 уч.год

Образовательная область

Уровень развития (начало уч. года)

Уровень развития (конец уч. года)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Речевое развитие

28%

28%

44%

44%

56%

0%

Познавательное развитие

14%

28%

58%

42%

58%

0%

Результаты диагностического исследования уровня знаний, умений и навыков воспитанников показывают положительную динамику в развитии воспитанников по результатам коррекционно- развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

Отчет перед общественностью (репортаж)

Репортаж о ежегодном отчете перед общественностью заведующей ДОУ № 91 города Краматорска Степанченко Анны Юрьевны...

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ

В данном документе  - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....

Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе

Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...