Диагностическая методика С.Н. Николаевой
материал

Гутова Ольга Александровна

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений

детей дошкольного возраста

(С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_po_nikolaevoy.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений

детей дошкольного возраста

(С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

 

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний и

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

 

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Адаптированная методика Е.И.Николаевой, М.Л.Поведенок

     Определение своеобразия представлений детей о национаностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников ближнего зарубежья, а также изучить интерес дошк...

СЦЕНАРИИ И КОНСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИИ ( по методике Н.И.Николаевой "Школа мяча")

            Обучение дошкольников действиям с мячом на достаточно высоком уровне посредством упражнений и подвижных игр с мячом.....

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....