Конспект занятия РНК
план-конспект занятия (старшая группа)

Белобородова Любовь Алексеевна

Цель:

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуретрадициям и быту русского народа.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о народных промыслах и ремёслах.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами.

3. Передать свои впечатления через устное народное творчество.

4. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

5. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.

6. Расширять словарный запас.

7. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_nar_kultura.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлик»

Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции

                                              Воспитатель: Белобородова Любовь Алексеевна

                                                 Тамбовский район 2022 г.

Конспект занятия в старшей группе.

«Русская народная культура и традиции»

Цель:

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуретрадициям и быту русского народа.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о народных промыслах и ремёслах.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами.

3. Передать свои впечатления через устное народное творчество.

4. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

5. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.

6. Расширять словарный запас.

7. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная.

Оборудование:

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, макет дома, театральные куклы.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».

Словарная работа:

Обогащениетрадициикультура. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка,  сказки.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое, закрывайте глаза.

Ветер, ветер, ветерок.

В прошлое нас увалок.

Дуй сильнее ветерок.

Путь наш в прошлое далёк.

В помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель:

Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда-то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?

Дети:

Самовар для чая, ложки для еды.

Воспитатель:

Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети:

Посуда!

Воспитатель:

А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из пряжи? Что это?

Ребенок:

Это кукла.

Воспитатель:

Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и никому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег».

Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Хозяйки готовили еду в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?

Дети:

На плите!

Воспитатель:

На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина, что на ней изображено?

Дети:

Девушка работает.

Воспитатель:

Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни. Как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети:

Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель: Девушки прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будут вязать тёплые вещи.

 Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы.

На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия – это Народный промысел.

Игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните. Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры.

Дети:

(хором) «Во поле берёза стояла»«Каравай!»,

Воспитатель:

А игры?

Дети:

«Ручеек»

Воспитатель:

 Хотите поиграть?

Дети:

Да!

 Игра повторяется два раза.

Воспитатель:

Мы немного отдохнули. Ребята  русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами.

ВоспитательРусский народ богат сказками. Вы знаете, русские народные сказки, назовите их.

Дети:

«Колобок»«Маша и медведь»«Три медведя» и т. д.

Давайте немного отдохнём, и посмотрим театральную постановку «Сказка Теремок»

Ведущий: стоит в поле теремок, он не низок, не высок, подбегает к теремку мышка – норушка:

Мышка: Терем – теремок, кто в тереме живет?

Ведущий: никто не отзывается, мышка – норушка забежала в терем и стала в нем жить! Бежит лягушка – квакушка, увидела терем, подбегает и спрашивает:

Лягушка: Терем - теремок, кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А, я лягушка – квакушка! Пусти меня к себе жить?

Ведущий: и, стали они жить вдвоем! Бежит зайчик – попрыгайчик, увидел терем, подбегает и спрашивает:

Заяц: Терем – теремок, кто в тереме живет?

Мышка и лягушка: Я мышка - норушка, я лягушка - квакушка, а ты кто?

Заяц: а, я зайчик - попрыгайчик! Пустите меня к себе жить?

Ведущий: и, стали они жить втроем! Бежит мимо, волчок - серый бочок, увидел терем, подбегает и спрашивает:

Волк: Терем теремок кто в тереме живет?

Мышка, лягушка и заяц: Я мышка - норушка, я лягушка - квакушка, я зайка - попрыгайка, а ты кто?

Волк: а, я волчок - серый бочок! Пустите меня к себе жить?

Ведущий: и, стали они жить вчетвером! Бежит мимо лисичка - сестричка, увидела терем. Подбегает и спрашивает:

Лиса: Терем теремок, кто в тереме живет?

Мышка, лягушка, заяц, волк: я, мышка - норушка, я лягушка - квакушка, я зайка - попрыгайка, я волчок - серый бочок, а ты кто?

Лиса: а, я лисичка - сестричка! Пустите меня к себе жить?

Ведущий: и, стали они жить впятером! Живут, песни поют! Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидал теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь: Терем теремок, кто в тереме живет?

Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса: Я мышка - норушка, я лягушка - квакушка, я зайка - попрыгайка, я волчок - серый бочок, я лисичка – сестричка, а ты кто?

Медведь: а, я медведь косолапый! Пустите меня к себе жить?

Ведущий: Медведь и полез в терем, лез – лез, лез – лез, никак не мог влезть и говорит:

Медведь: Я лучше у вас на крыше жить буду!

Звери: да, ты же нас раздавишь!

Медведь: нет, не раздавлю!

Звери: ну так, полезай!

Ведущий: Медведь влез на крышу. Только уселся! – БАБАХ, раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и развалился! Еле – еле успели из него выскочить: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, волчок – серый бочок, лисичка – сестричка – все целы и невредимы!

ВОТ И СКАЗКИ КОНЕЦ»!

Воспитатель:

Нам пора возвращаться в группу.

Закрывайте глаза, покружитесь, покружитесь и в группу возвратитесь.

Ребята, что вам понравилось на занятии?

Рассматривать картинки; Отвечать на вопросы; Играть в театре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...