Пояснительная записка "Музотерапия"
материал

Орлова Галина Михайловна

Оздоровительные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska._muzoterapiya.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Музотерапия как здоровьесберегающая технология.

В основную программу, по которой работает наше учреждение, на музыкальных занятиях я включаю элементы (технологии)  Музотерапии из здоровьесберегающей программы М.Л.Лазарева «Здравствуй».

Реализация программы предполагает систему комплексной оздоровительной работы и усиленный контроль за состоянием здоровья детей, а именно создание здоровьесберегающего образовательного пространства. Если не востребована чувственная сфера у ребёнка, то в дальнейшем это приводит к задержке психического развития и соматическим заболеваниями, поэтому в образовательно- воспитательном процессе должно быть рациональное соотношение эмоциональной, интеллектуальной и двигательной нагрузки у ребёнка в течении дня.

Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает имунно- биологические процессы . При  снижении  эмоционального тонуса или наличия негативных эмоций снижается иммунитет человека и он чаще начинает болеть. Специально подобранная музыка позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению его заболеваемости. Музыка развивает дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизического состояния организма ребёнка и рождает ощущение здоровья и счастья в момент игры. А метод музыкальной психорегуляции дыхания (музотерапия) является развитием энергетики речи ребёнка,т.е. фундаментом здоровья ребёнка.

Цель включения в воспитательно- образовательный процесс элементов методики М.Л.Лазарева «Здравствуй» направлена на:

Помочь педагогам организовать с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) оздоровительную работу, направленную на формирование у них, с одной стороны мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни , с другой стороны укрепление и развитие разных типов дыхания с целью профилактики заболеваний , связанных с дыхательной системойребёнка (ОРВИ, астма, пневмония).

Используемый материал предполагает не только оздоровительную работу с детьми, но и включает познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребёнка. Важнейшую роль в данной технологии играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной во всех видах деятельности образовательного процесса ДОУ.

Музотерапия ,направленная на активацию двигательной деятельности детей , а так же на развитие у воспитанников разных типов дыхания используется с целю профилактики таких заболеваний, как : бронхит, ларингит, пневмония, ринит, бронхиальная астма, сердечно- сосудистые заболевания.

Данная методика позволяет педагогу создать в детском коллективе положительно- эмоциональную среду, качественно работать над фонематическим слухом, развивать артикуляционный аппарат  у детей, работать над звуками речи, развивать творческое воображение.

Занятия с детьми по музотерапии предполагают следующую работу:

  1. Имитация звука изучаемого объекта.
  2. Тип дыхания (выполняются дыхательные упражнения , связанные с произношением звука).
  3. Звук включает слово.
  4. Слово обрабатывается в песне.
  5. Пение сопровождается эмоциональными упражнениями , которые переходят в образные движения.

В процессе работы со словом, песней, движением в работу включается та или иная часть тела (например связки, диафрагма, желудок, грудная клетка- всё тело).

Акцентируется внимание на качество движений ребёнка (гордая осанка, игра на барабане, ходьба гуськом, релаксация)

Во время занятия с детьми по музотерапии педагог решает следущие задачи:

  1.  Отрабатывает различные типы дыхания : диагфрагмальное, мелкая вибрация, скоростное…
  2. Дети учатся чисто и правильно произносить слова, петь.
  3. Входят в воображаемый образ объекта, что развивает творческое воображение.

Предполагаемое планирование по месяцам с использованием того или иного  звука русского языка представлено в виде таблицы (9 таблиц с сентября по май) с учётом времени года , возраста детей, заболеваемости, сезонности заболеваемости. Даёт возможность воспитателю целенаправленно вести работу в течении дня по оздоровлению детей (утренняя гимнастика- 5 минут, после сна – 5 минут).

За 4 года пребывания в ДОУ дети отрабатывают разные типы дыхания с помощью 48 песен.

В процессе использования музотерапии воспитатель проводит диагностику изучения функций внешнего дыхания (метод изучения дыхания прилагается). Диагностика проводится 3 раза в год в течении учебного года (октябрь- май). Результаты заносятся в таблицу с последующим анализом результативности музотерапии со всеми детьми группы. Берётся контрольная группа детей, в которую включаются дети с разными группами здоровья I II III, причём, с I группой здоровья берутся дети с низким уровнем дыхания.

Дети со II и III группой берутся с отклонением в здоровье, связанным с дыхательной системой.

Таким образом, использование технологии музотерапии  (процесс дыхания, связанный с психоэмоциональной деятельностью во время пения) является инструментом улучшения общего психофизического состояния детей ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».

планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Пояснительная записка

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образо­вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...