19.05.2021 г. Workshop "Воспитатель, который на шаг впереди". Ребенок с интеллектуальными нарушениями в инклюзивной группе
методическая разработка
Особенности включения детей с тяжелыми нарушениями речи в сюжетно-ролевую игру в инклюзивной группе.
Подготовка плана проведения сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – это основное средство познания ребенком окружающего мира и самая доступная форма деятельности. Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте.
Сюжетно-ролевая игра – королева игр Сюжетно-ролевая игра развивает потенциальные возможности детей; Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для психического развития ребенка; Сюжетно-ролевая игра является формой моделирования ребенком социальных отношений; Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр
Особенности психофизического развития детей с ТНР Нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи; Нарушение общей и речевой моторики – повышенная утомляемость; Сниженный объем вербальной памяти; Недостаточный объем знаний об окружающем, нечеткая дифференциация действий; Недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы
Особенности психофизического развития детей с ТНР Инклюзивную группу могут посещать дети, находящиеся на различных уровнях развития речи, что создает дополнительные трудности при планировании воспитателем работы по организации игровой деятельности детей Какими формами общения в основном пользуются дети с ТНР Ситуативно-деловая Внеситуативно -познавательная Внеситуативно -личностная
Особенности психофизического развития детей с ТНР Инклюзивную группу могут посещать дети, находящиеся на различных уровнях развития речи, что создает дополнительные трудности при планировании воспитателем работы по организации игровой деятельности детей Какими формами общения в основном пользуются дети с ТНР Ситуативно-деловая Внеситуативно -познавательная Внеситуативно -личностная
Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с ТНР Самостоятельно не начинают игр . Затруднено речевое планирование игры. Смысл игры для них - совершение действий с игрушками. В лучшем случае игра носит процессуальный характер с элементами сюжета. К какому компоненту игры относятся данные особенности Замысел игры, постановка игровых целей и задач Сюжет игры Выполнение роли и взаимодействие детей в игре Игровые действия Правила игры
Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с ТНР Самостоятельно не начинают игр. Затруднено речевое планирование игры. Смысл игры для них - совершение действий с игрушками. В лучшем случае игра носит процессуальный характер с элементами сюжета. К какому компоненту игры относятся данные особенности Замысел игры, постановка игровых целей и задач Сюжет игры Выполнение роли и взаимодействие детей в игре Игровые действия Правила игры
Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с ТНР Действия детей бедны однообразны. В основном без самостоятельного речевого сопровождения, могут состоять из 1-3 коротких игровых цепочек. Затрудняются использовать предметы-заместители. К какому компоненту игры относятся данные особенности Замысел игры, постановка игровых целей и задач Сюжет игры Выполнение роли и взаимодействие детей в игре Игровые действия Правила игры
Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с ТНР Действия детей бедны однообразны. В основном без самостоятельного речевого сопровождения, могут состоять из 1-3 коротких игровых цепочек . Затрудняются использовать предметы-заместители. К какому компоненту игры относятся данные особенности Замысел игры, постановка игровых целей и задач Сюжет игры Выполнение роли и взаимодействие детей в игре Игровые действия Правила игры
Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с ТНР Игры на бытовые темы . Отсутствие развернутого сюжета. Сюжет игры
Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с ТНР Нечеткое разделение ролей. Выполняют второстепенные роли в игре с детьми с условной нормой. Не обращают внимания на то, чем занимается находящийся рядом с ними ребенок, не вступают с ним в общение, взаимодействие или общаются опосредованно, через взрослого. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
Основные направления работы с детьми с ТНР по развитию игровой деятельности: формирование представлений об окружающем; формирование обобщенных игровых действий; формирование ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах ; побуждение детей к речевому высказыванию: высказывать просьбы, задавать вопросы, объяснять свои действия; обучение способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию; обучение использованию предметов-заместителей
Специфика руководства игровой деятельностью дошкольников с ТНР Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях: формирование игры как деятельности; использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.
Специфика руководства игровой деятельностью дошкольников с ТНР При формировании игры как деятельности педагог: влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр ; углубляет их содержание; способствует овладению ролевого поведения.
Специфика руководства игровой деятельностью дошкольников с ТНР Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия; приемы прямого руководства.
Специфика организации игровой деятельности дошкольников с ТНР Детей с ТНР необходимо научить играть, постепенно проходя с ними все стадии развития игры, начиная с самых простых Обучение игровым действиям дошкольников с ТНР рекомендуется проводить… на большом количестве игр на ограниченном количестве игр
Специфика организации игровой деятельности дошкольников с ТНР Необходимо составить перечень игр, которые вызывают у конкретных детей группы наибольший интерес, что поможет успешно проводить работу по формированию игровых умений детей Обучение игровым действиям дошкольников с ТНР рекомендуется проводить… на большом количестве игр на ограниченном количестве игр
Специфика организации игровой деятельности дошкольников с ТНР создание особой предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы; организация игровой деятельности детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю; опора на сильные стороны детей;
Специфика организации игровой деятельности дошкольников с ТНР у чет темперамента, особенностей эмоционально-волевой сферы детей, с речевыми нарушениями, их интересов, активизирующее общение во время игры; смена видов деятельности (малоподвижной и активной); точная грамматически правильно оформленная речь педагога
Специфика организации игровой деятельности дошкольников с ТНР Должна ли предшествовать сюжетно-ролевым играм предварительная работа ДА/НЕТ
Специфика руководства игровой деятельностью дошкольников с ТНР наблюдение; рассматривание иллюстраций; д идактические игры; р ечевые игры и упражнения; беседы о личном опыте; продуктивная деятельность; чтение детской литературы; изготовление атрибутов для проведения игры. Предварительная работа
Условия проведения сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе» Средняя группа (инклюзивная) В игре принимают участие 13 детей с условной нормой, 2 ребенка с ТНР (ОНР II и III уровня)
Организация сюжетно-ролевой игры в инклюзивной группе («Путешествие на автобусе») Этапы Содержание этапа Дети с условной нормой Дети с ТНР Организационный момент. Проблемная ситуация Звонок от бабушки Маши, которая приглашает ребят в гости на дачу. Воспитатель предлагает детям вспомнить названия транспорта, загадывает загадку про автобус, дает индивидуальные задания по конструированию автобуса. Дети строят автобус из стульчиков. Воспитатель задает вопросы о том куда можно еще поехать на автобусе, о профессиях людей, работающих на автобусе Дети , отвечая на вопросы воспитателя принимают решение, что нужно купить гостинцы для бабушки в магазине, а затем отправиться в гости к ней. Отвечают на вопросы, отгадывают загадку. Участвуют в конструировании автобуса Отвечают на вопросы по мере возможностей Включаются в беседу (с учетом возможностей). Активно участвуют в конструировании автобуса Включаются в беседу (с учетом возможностей).
Этапы Содержание этапа Дети с условной нормой Дети с ТНР Распределение ролей Отбор атрибутов для игры Воспитатель предлагает детям распределить роли с помощью карточек, при этом отслеживает, чтобы распределение осуществлялось в соответствии с речевыми возможностями детей. Детям предлагается подобрать подходящие для роли атрибуты Обсуждают и называют роли для игры, которые воспитатель записывает на карточках. Высказывают свои предпочтения Дети самостоятельно или с организующей помощью подбирают атрибуты для игры Включаются в беседу (с учетом возможностей). Дети принимая роль проговаривают это вслух. В. Матвей, ты водитель М. Я водитель С детьми проводится дидактическое упражнение «Что на что похоже?» Сюжетно-ролевая игра («Магазин»). Вход в игровую ситуацию. Сюжетные действия Покупатели покупают в магазине конфеты, печенье, сыр. Оплачивают покупки, выполняя свои роли Выполняют роль покупателей, дают вместе с воспитателем образец грамматической конструкции для детей с ТНР Выполняют роль покупателей, произносят грамматическую конструкцию по образцу Организация сюжетно-ролевой игры в инклюзивной группе («Путешествие на автобусе»)
Этапы Содержание этапа Дети с условной нормой Дети с ТНР Фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика Воспитатель предлагает вспомнить как движется автобус, завести мотор (р абота над ритмом и темпом речи, отрабатывается ритмичное проговаривание слогового материала) Выполняют упражнения, предлагаемые воспитателем Выполняют упражнения по мере возможности Сюжетно-ролевая игра («Путешествие на автобусе»). Сюжетные действия Водитель автобуса готовится к рейсу Заправка автобуса Покупка билета в кассе (кассир), посадка / Посадка пассажиров « Обилечивание » (кондуктор) Выполняют игровые действия. При необходимости воспитатель подключаются к диалогу детей. Выполняют игровые действия при поддержке воспитателя и/или активных детей Периодически воспитатель задает детям вопросы: Кто ты? Что ты делаешь? Организация сюжетно-ролевой игры в инклюзивной группе («Путешествие на автобусе»)
Этапы Содержание этапа Дети с условной нормой Дети с ТНР Сюжетно-ролевая игра («Путешествие на автобусе»). Сюжетные действия Стоянка. Подкачка колес (артикуляционные упражнения «Спустила шина», «Насос») Проверка документов (полицейский) Наблюдение за природой через окно автобуса Выполняют игровые действия. Осуществляют диалогическое и ролевое общение Педагог побуждает детей к комментированию своих действий Организация сюжетно-ролевой игры в инклюзивной группе («Путешествие на автобусе»)
Этапы Содержание этапа Дети с условной нормой Дети с ТНР Сюжетно-ролевая игра («В гостях у бабушки») Сюжетная линия Встреча с бабушкой Прогулка в лес. Работа над голосом (упражнение «Ау») Чаепитие Выполняют игровые действия В случае затруднений и активизации диалогического и ролевого общения/поведения, воспитатель подключается к диалогу детей, п обуждает к словесному сопровождению действий Сюжетно-ролевая игра («Поездка на автобусе »). Выход из игровой ситуации Водитель автобуса готовится к рейсу Заправка автобуса Посадка пассажиров « Обилечивание » (кондуктор) Выполняют игровые действия. Выполняют игровые действия при поддержке воспитателя и/или активных детей. Организация сюжетно-ролевой игры в инклюзивной группе («Путешествие на автобусе»)
Этапы Содержание этапа Дети с условной нормой Дети с ТНР Сюжетно-ролевая игра («Поездка на автобусе »). Выход из игровой ситуации Разыгрывание ситуации «Уступи место» Возвращение в детский сад При необходимости воспитатель подключаются к диалогу детей При необходимости педагог п ереключает детей с одних движений на другие, в зависимости от индивидуальных особенностей и речевых возможностей Итоги игры. Сообщение о следующей сюжетно-ролевой игре Воспитатель задает вопросы детям, помогает обобщить информацию, сделать выводы: В. Ребята, где мы были? В. А вам понравилось исполнять свои роли? Что было трудно, а что – легко? В. В следующий раз предлагаю отправится еще в одно путешествие! А куда вы хотите отправиться ? Активно о твечают на вопросы Высказываются при поддержке педагога, повторяют грамматические конструкции Организация сюжетно-ролевой игры в инклюзивной группе («Путешествие на автобусе»)
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. Фабр Ж.
Методическая литература
В ГБОУ Школа № 1015 работает консультационный пункт для педагогов и родителей школ МРСД Координатор Ветер Ольга Игоревна Е- mail : psicholog1015@gmail.com ГБОУ Школа № 1015 https://sch1015z.mskobr.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности
Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности...

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком имеющим интеллектуальные нарушения 6 лет
Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия...

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это ...

Технологическая карта индивидуального занятия для ребенка с интеллектуальными нарушениями и РАС 5-6 лет в группе Лекотека
Технологическая карта индивидуального занятия для ребенка с интеллектуальными нарушениями и РАС 5-6 лет в группе Лекотека...

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком с интеллектуальными нарушениями на тему: "Зима"
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком с интеллектуальными нарушениями на тему "Зима". Формирование навыка у ребенка активной подражательной речев...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЕНКОМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Тема: «Помоги Буратино»Возраст ребенка: 6-7 лет.Имеющееся нарушение развития: интеллектуальная недостаточность, ДЦП.Тип НОД: актуализация знаний и применение их в незнакомой ситуации....

27.01.2021 г. Workshop "Воспитатель, который на шаг впереди". Ребенок с интеллектуальными нарушениями в инклюзивной группе
Опыт работы воспитателя в инклюзивной группе детского сада.Раскрываются условия принятия педагогом особого ребенка, основные подходы обучения умственно отсталых детей....
