Главные вкладки

    Познавательная деятельность "Путешествие в зимний сказочный лес"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Предлагаю вашему вниманию конспект "Познавательной деятельности с элементами логоритмики и интеграцией в различные виды образовательной деятельности (Коммуникация, Музыка, Художественное творчество) с использованием элементов здоровьесберегающей технологии для детей подготовительной группы". Это мероприятие краевого уровня мы подготовили и провели вместе с воспитателем для логопедов края, родителей группы, воспитателей района. Дети в игровой форме занимались речевой, экспериментальной и музыкальной деятельностью, исследовали свойства снега, конструировали снеговика из различных деталей. Было использовано для развития речи, дыхания, мелкой и крупной моторики детей несколько логоритмических упражнений. Главной целью было создать условия для формирования психологической базы речи (внимания, памяти, воображения), развития художественно-творческих способностей детей. Занятие получилось насыщенным, разнообразным по видам деятельности и по времени заняло 28 минут, как требуют нормы СанПиН. А насколько оно получилось интересным, судить, коллеги, вам!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад № 238»

    г. Пермь

    Познавательная деятельность

    с элементами логоритмики

    и интеграцией в различные виды образовательной деятельности

    (Коммуникация, Музыка, Художественное творчество)

    с использованием элементов здоровьесберегающей технологии

    для детей подготовительной группы

    «Приключения в зимнем сказочном лесу»

    Авторы разработки:

                                                       Воспитатель высшей квалификационной категории  Давыдова Т.В.

                                                       Музыкальный руководитель

    высшей квалификационной категории

    Марценковская Н.И.

    Февраль 2012 г.

    Основной направленностью коррекционно-логопедической работы в смешанной группе является:

    - улучшение моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса,

    - выработка ритмичности движений и дыхания,

    - развитие мимики, тактильных ощущений,

    - выработка слуховых,  зрительных дифференцировок,

    - развитие внимания, памяти, мышления.

    Самое важное поднять эмоциональное состояние детей,  установить с ними прочный эмоциональный контакт. Этому помогают наши совместные интегрированные занятия со специалистами ДОУ: логопедом и музыкальным руководителем. Сегодня мы представим вам одно из таких разработанных нами занятий.

    Для развития речи детей большое значение имеет работа над развитием диафрагмального дыхания. Поэтому, мы используем такое упражнение, как «подуй на снежинку» в песне «Снежинки»: по подражанию в игровой форме проводится работа над дыханием (короткий вдох через нос и плавный лёгкий выдох на музыкальный отыгрыш после первого куплета и активный вдох с последующим сильным выдохом на отыгрыш после второго куплета песни).

    Игра «Вьюги вью» с постепенным ускорением темпа движений и произношения слов используется нами для развития физиологического и речевого дыхания, силы и высоты голоса, активизации артикуляционного аппарата и речи детей. Для нормализации речевого дыхания в речевой игре используется звукоподражание: у-у (воет вьюга) с постепенным понижением голоса.  

    Важнейшим стимулятором речевого развития является тренировка движений  мелкой и крупной моторики. Поэтому, мы выполняем с детьми активную гимнастику. Вся гимнастика сопровождается ритмизованными текстами. Стихотворный ритм улучшает произношение, активизирует постановку правильного дыхания, отработку определенного темпа речи, развивает речевой слух. В деятельности с детьми мы используем такие элементы логоритмики, как речевая игра «Вьюги вью», речевое упражнение «В лес на лыжах мы пойдём», логоритмическое упражнение «Лепим мы снеговика», что способствует развитию кинестетических ощущений, усилению активности губ, языка, развитию их подвижности. Игры и упражнения используются нами для закрепления связи чёткой ритмизации движений рук, ног и пальцев с движениями артикуляционного аппарата, позволяющей контролировать артикуляцию и дыхание по качеству выполнения движений крупной и мелкой моторики.

    Совместная деятельность приобщает к взаимодействию со сверстниками и педагогами,  развивает  коммуникативные  качества  детей.

    Совместное музыкальное логоритмическое занятие  позволяет стимулировать речевую активность детей. Основа логоритмических занятий - это связь слов, движений и музыки, а также ритмизованные игры и упражнения для развития крупной и мелкой моторики. Повышается уровень мелкой и крупной моторики, координации движений. Закрепляются навыки общения (умение устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакты, ориентироваться в окружающем мире). Сочетание различных символов (музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает положительное воздействие  на психическое, эмоциональное состояние детей, а также на активизацию их речи.

    Конспект: «Приключения в зимнем сказочном лесу»

    Цель:

    Создание условий для формирования психологической базы речи (внимание, память, воображение); развития художественно-творческих способностей у детей.

    Основные задачи:

    Оздоровительные:

    1. Развитие координации в пространстве;
    2. Развитие диафрагмального дыхания;
    3. Развитие высоты и силы голоса;
    4. Развитие координации речи и движения;

    Коррекционно-развивающие:

    1. способствовать расширению кругозора;
    2. уточнять и обогащать словарь;
    1. развивать психологическую базу речи (внимание, память, воображение);
    2. развивать слуховое внимание детей, а на его основе фонематический слух;
    3. развивать общую и мелкую моторику;
    4. развивать чувство ритма детей, умение передавать смену характера музыки и настроения в пении, мимике, движении;
    5. развивать творческие способности детей в создании  образа снеговика.        

    Воспитательные:

    1. воспитывать потребность ребенка в общении;
    2. воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к природе;

    Оборудование: Столы с цветовым обозначением, искусственные елки для имитации леса, белая ткань - имитация снега; конверт с посланием; дидактическая игра «Разрезные картинки»; раздаточный материал – снежинки из прозрачного полиэтилена; панно-фон для снеговика; оборудование для аппликации (клеёнка, клей, салфетка, бросовый материал для оформления снеговика); смайлики-настроения.

    Методические приемы: вопросы детям,  загадки,  проведение экспериментов, прослушивание произведения П.И.Чайковского.

    Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе  на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением  птиц и зимних пейзажей, заучивание стихотворений о зиме. Дидактическая игра «Десять птичек - стайка». Слушание пьес «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года», «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в грамзаписи.  Разучивание песен «Снежинки», «Снеговик» Т.Шикаловой, «Русская зима» Л.Олифировой.  

    Музыкальный репертуар:

    1. Упражнение «Великаны и гномы» муз. Д. Львова-Компанейца
    2. Минус-фонограмма песни «Снежинки» В. Шаинского
    3. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
    4. Песня «Снежинки» сл. и муз. Т. Шикаловой, муз.обр. Ю. Забутова
    5. Песня «Снеговик» муз. Т. Шикаловой, сл. В. Семернина
    6. Песня «Русская зима» Л. Олифировой в аудиозаписи

    Используемая литература:

    1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Е.Е. Вераксы
    2. Авторская программа «Орфей» И.Галянт (г.Челябинск)
    3.  О.А. Скоролупова « Занятия по теме «Зима».
    4. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1000 Загадок».
    5.  Журнал «Обруч» № 6, 2000г.  «Обруч» №2, 1997г.
    6.  Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов».
    7. Журнал «Музыкальная палитра» № 7/2011

    Содержание:

    I. Вводное упражнение «Великаны и гномы»: ходьба под музыку с высоким подниманием ног на 1 часть и лёгкий быстрый бег на 2 часть пьесы. По окончании  двигательного  упражнения  дети  встают  в  полукруг  вместе с воспитателем. Музыкальный руководитель и дети приветствуют друг друга и гостей мероприятия коммуникативной песней-импровизацией «Здравствуйте!»

    1. Пение песен-импровизаций «Здравствуйте!» и «Доброе утро!»

    Музыкальный руководитель (поёт):  Здравствуйте, дети!

    Дети (отвечают пением):  Здрав-ствуй-те!

    Воспитатель (поёт):  Здравствуйте, гости!

    Дети (поют гостям):  Здрав-ствуй-те!

    Музыкальный руководитель: Здоровья мы друг другу пожелали, а давайте научим и наших гостей, как всегда здоровым быть, улыбаться, не грустить!

    Педагоги и дети исполняют с движениями

    валеологическую песню-приветствие «Доброе утро»:

    Доброе утро!

    Улыбнись скорее!

    И сегодня весь день

    Будет веселее!

    Разотрём ладошки

    Сильнее, сильнее!

    А теперь похлопаем

    Смелее! Смелее!

    Ушки мы с тобой потрём

    И здоровье сбережём!

    Улыбнёмся снова,

    Будьте все здоровы!

    Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу сначала вправо, затем влево.

    Выполняют «пружинки».

    Поднимают вытянутые руки вверх на последнее слово. Далее все движения по тексту.

    Разводят руки в стороны – даря «улыбки» друг другу, а затем гостям.

    ll.  Воспитатель: Ребята, вы знаете, пролетала здесь сорока, принесла с собою весть, что в лесу далёком кто-то потерял большой конверт. Мне стало очень интересно – что же это за конверт? А вам интересно узнать, от кого это  послание?..  Давайте попробуем добраться с вами до леса и посмотреть: а что же в нём? Ребята, как вы думаете, на чём можно добраться до письма по заснеженному лесу? (Предположения детей - на санках, снегокатах, лыжах). Я предлагаю отправиться в лес на лыжах. Доставайте лыжи и палки – и в путь!

    1.  Упражнение - разминка «В лес на лыжах мы пойдём»:    

    Лыжи быстро мы берём и по снегу мы идём,

    По сугробам высоко ноги поднимаем,

    А по льду совсем легко, тихонечко шагаем.

    Мы деревья и кусты змейкой обойдём

    И к лесной опушке вскоре мы придём.

    (Дети выполняют движения по тексту, изображая действия лыжника.)

    1.  Игра «Составь из частей целое изображение»

    Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Ребята, посмотрите, наверное, вот этот конверт видела сорока. Давайте посмотрим: здесь написано, что это письмо для ребят детского сада «Звёздочка» группы № 2. Посмотрите, в нём лежат рисунки лесовичка. Он, наверное, хотел нам о чём-то рассказать. Сейчас я покажу вам его рисунки…  Но, почему-то они все разрезаны… Ребята, я догадалась – лесовичок решил с вами поиграть! Подойдите и возьмите по одному фрагменту… А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Давайте разделимся на команды по цветам «рубашки». А сейчас каждая команда должна составить из частей целое изображение.

    (Дети под музыку «Снежинки» В. Шаинского составляют на столах с цветовым обозначением разрезные картинки.)

             Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Что на них изображено? (Ответы детей - снегирь, снежинка, заснеженное дерево). Как вы думаете, о чём нам хотел рассказать лесовичок? (Ответы детей – в лесу зима, прилетели снегири.)  Правильно, о том, что сейчас идет зима. Ребята, а какие зимние месяцы и признаки зимы вы знаете? (Ответы детей – декабрь, январь, февраль; идёт снег, холодно на улице, день короче, ночь длинней…).  Всё верно. А какой месяц наступил сейчас? (Ответ детей: февраль)

    1. Звучит фонограмма с завыванием вьюги.

    Музыкальный руководитель: Татьяна Вениаминовна, ребята, вы

    слышите?.. Что это?..  (Ответы детей: метель, вьюга, ветер воет). 

    Воспитатель: Да, действительно, разыгралась настоящая метель!

    Вы слышите, как вьюга завывает? Нельзя двигаться дальше в такую погоду! Что же нам делать?..  (Предположения детей - спрятаться, убежать, прогнать вьюгу). 

    Музыкальный руководитель: Давайте вместе будем вьюгу прогонять, на кулачки её наматывать!

    1. Речевая игра «Вьюги вью» на развитие чувства ритма, темпа, метра, моторики.  

    Вьюги, вьюги, вьюги вью,    (крутят согнутыми руками со сжатыми кулачками)

    Колотушки колочу,         (ритмично хлопают в ладоши)

    Приколачиваю,            (ритмично постукивают кулачком о кулачок)

    Заколачиваю!          (поставив кулачки на пояс, выполняют ритмичные притопы)

     Игра повторяется 3 раза с постепенным изменением темпа речи и движений и звукоподражанием вьюге в конце игры. Вьюга стихает.

    1.  Звучит вступление к «Вальсу снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

    Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, как всё изменилось вокруг? Что же произошло? (Ответы детей - мы прогнали вьюгу, ветра не стало, пошёл лёгкий снежок…) А как вы узнали, что пошёл снежок? (Ответ детей - об этом нам рассказала музыка…) Кто из вас помнит, что это за музыка? (Ответ детей – Вступление к «Вальсу снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского) Всё верно. Музыка помогла нам ощутить,  как легко,  мягко опускаются  снежинки  на  землю.

    Воспитатель: Улеглась метелица, не завывает больше вьюга, пошёл лёгкий пушистый снежок. Давайте, поймаем снежинку и поиграем с нею.

    Ребята, посмотрите, как много снежинок я в сугробе нашла! Они такие лёгкие и воздушные, совсем как настоящие. Помните, как мы в песне о них пели?.. Разбирайте снежинки поскорей, спойте песню, поиграйте с ними веселей!

    1.  Пение песни «Снежинки». Дыхательная гимнастика (работа над диафрагмальным дыханием): дети направляют струю воздуха на снежинку, приводя её в движение сначала легко, затем сильно на музыкальный отыгрыш.

     (Дети и взрослые исполняют 2 куплета песни с упражнением на дыхание на отыгрыши: после первого куплета дуем на снежинку в руках легко, а после второго куплета – сильнее, так, чтобы «закружилась» в руках детей.)

    1.  Экспериментальная деятельность со снежинкой.

    Воспитатель: Ребята, рассмотрите снежинку на просвет. А теперь приложите к своей одежде. Какая она стала у Саши? (Зеленая) А у Сони? (Красная) Если снежинка пропускает свет, значит она какая?  (Прозрачная). Правильно. Отгадайте-ка мою загадку:

    «Вился, вился снежный рой,

    Сел на землю – стал горой».   (Снег)

    Мы узнали, что снежинки прозрачные. Тогда почему снег белый? Мы сейчас это с вами выясним. Насыплем горкой наши снежинки на лист белой бумаги. Вся их прозрачность куда-то исчезла, появился белый цвет.

    Вывод: одна прозрачная снежинка пропускает большую часть света, а другую – меньшую – отражает. Но, когда они лежат в куче без всякого порядка, они пропускают свет хуже, а отражают его в разные стороны. Когда снег отражает много дневного света, мы видим его белым. А что можно слепить из снега? (Предполагаемые ответы детей - зайку, медведя, снеговика). Верно, много можно вылепить фигур из снега. Давайте покажем, как мы лепим снеговика.

    1.  Упражнение «Лепим мы снеговика» на координацию речи и движения.

    Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика:

    Мы катаем снежный ком – вот такой,

    А потом поменьше ком – вот такой,

    А наверх поставим мы маленький комок –

    Вот и вышел снеговик – наш снеговичок!

    1.  Продуктивная деятельность: аппликация «Вылепи снеговика».

    Ребята, давайте действительно, вылепим снеговика, только не из снега, а из заготовок бумаги и ваты. Подойдите к своим столам. Мы вчера начали с вами делать снеговика, но каждый делал разные детали, а сегодня соберём их воедино. Из чего мы делали снеговика?  (Из ваты.) Не забывайте, что у снеговика есть глаза, нос, рот. Давайте постараемся передать настроение нашего снеговика. А поможет нам хорошо знакомая музыка П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Когда будете работать, прислушивайтесь к ней, почувствуйте, какая зима сейчас в лесу, каким будет настроение у нашего снеговичка? (музыка звучит в аудиозаписи, дети работают за столами). …Какой замечательный получился у вас снеговичок! Теперь он обязательно найдет лесовичка и расскажет ему, что мы нашли и прочитали его послание к нам. А чтобы  наш снеговичок мог сохранить своё весёлое настроение и передать его лесовичку, давайте подарим ему нашу любимую песню «Снеговик»!

    1.  Пение песни «Снеговик» (2 куплета) с передачей в мимике и движениях эмоционального, образного содержания песни, контрастную смену настроения в куплетах.

    lll. Итог проведенной деятельности.        

    Вам понравилось наше путешествие по сказочному лесу? (Ответы детей - да). Тогда выберете себе смайлик, который соответствует вашему настроению… А почему вы выбрали именно такой смайлик, с улыбкой на лице? (Ответы детей – потому что у нас хорошее настроение) А почему у вас такое настроение? Что вам понравилось в нашем путешествии? Что запомнилось? (Ответы детей) Ну что ж, это замечательно, что наше путешествие вам понравилось! Но пришла пора возвращаться  домой. А в дороге пусть нам поможет весёлая зимняя песня.

    1. На выход звучит песня «Русская зима» Л. Олифировой в аудиозаписи, с которой дети знакомились и пели на музыкальных занятиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий интегрированного развлекательного мероприятия «Путешествие в зимний Сказочный Лес»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №211»Ленинского района г.Саратова.    Сценарий интегрированного развлекательного мероприятия«Путешествие в зим...

    Конспект занятия "Путешествие в зимний сказочный лес"

    Комбинированное занятие по математике + рисование....

    Методическая разработка конспекта зимнего спортивного развлечения во второй младшей группе по теме: «Приключения в зимнем, сказочном лесу» воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Умка" Ермилова Ольга Николаевна

    Зимнее спортивное развлечениедля детей второй младшей группы«Приключения в зимнем, сказочном лесу» Цель: укрепление здоровья детей и развитие интереса к физической культуре. Задачи.Здо...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Путешествие в зимний, сказочный лес» для старшей группы

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему:«Путешествие в зимний, сказочный лес» для старшей группы детского сада...

    Познавательная деятельность с элементами логоритмики «Приключения в зимнем сказочном лесу»

    Цель:Создание условий для формирования психологической базы речи (внимание, память, воображение); развития художественно-творческих способностей у детей.Основные задачи:Оздоровительные: Развитие коорд...

    Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «В зимнем сказочном лесу» для детей первой младшей группы

    Развивать у детей  интерес к жизни животных необходимо с раннего возраста через различные виды деятельности....


     

    Комментарии

    Гуцал Ирина Юрьевна

    Спасибо!Очень хорошее впечатление от прочитанного материала.

    Ирина Юрьевна! Спасибо Вам за отзыв! Действительно, наш материал стал победителем в конкурсе "1001 идея оригинального занятия с детьми" в 2012 г на портале интернет педсовета "Педсовет.орг". С уважением и пожеланием успеха, Нина Ивановна.