Конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Щукина Елена Николаевна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме " Посуда" ( средняя группа, ОНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt4.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

 детский сад компенсирующего вида

 № 1472

1-ая Фрунзенская ул., 6А, 119146, Москва,

Тел.: (8)-499-766-41-53

Факс: (8)-499-245-91-32


E-mail: de1472@mail.ru


Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме « Посуда» ( средняя группа, ОНР)

Составила учитель-логопед

Щукина Елена Николаевна

         

                      Москва, 2012

Цели:

Коррекционно-образовательные :

  1. уточнение и расширение представлений детей о посуде, её назначении, деталях, материале, из которого она сделана;
  2. закрепление понятий чайная, столовая, кухонная посуда;
  3. умение группировать предметы посуды в зависимости от назначения; развитие навыков словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных (какой по материалу?), существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
  4. совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, использование имён существительных в косвенных падежах, согласование числительных с существительными).

Коррекционно-развивающие :

  1. развитие связного речевого высказывания; совершенствование зрительного внимания и восприятия;
  2. закрепление навыков координации речи и движения;
  3. развитие диалогической речи, речевого дыхания, артикуляционной и тонкой и общей моторики, зрительного внимания.


Коррекционно-воспитательные :

 развитие навыков самостоятельности, сотрудничества, инициативности, бережного отношения к посуде;

Оборудование:

карточки с изображением чайной, столовой и кухонной посуды; цветные карандаши; пластмассовые стаканчики с водой, соломинки для коктейля; предметы посуды из разного материала; картинки с изображениями отдельных предметов посуды; большая картина «Магазин посуды».

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.


Логопед: - Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка. А как она называется – догадайтесь сами.
Выставляется картина с иллюстрацией из стихотворения «Федорино горе», логопед читает отрывок.
«Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца…
Вдоль по улице несутся…
А за ними вилки, рюмки, да бутылки,
Чашки да ложки скачут по дорожке.»


2. Развитие зрительного внимания


Логопед: - Вы правильно, ребята, назвали сказку. И в нашей группе, тоже как у Федоры разбежалась вся посуда. Посмотрите внимательно вокруг, найдите все предметы, скажите, где что лежит и принесите мне.
Дети по очереди с места говорят местонахождение предмета и потом приносят к логопеду на стол: «Вилка лежит на столе, чашка стоит на полу, кастрюля стоит в шкафу, ложка лежит на полке и т.д.»

 
3. Дидактическая игра  «Какой? Какая? Какое?»


Логопед: - Каждая посуда сделана из определённого материала. (показывает ложку) Эта ложка сделана из дерева, значит она КАКАЯ? - деревянная ложка. Эта тарелка (показ тарелки) сделана из картона, значит она КАКАЯ? – картонная тарелка.
Вилка из металла – металлическая вилка, кастрюля из пластмассы – пластмассовая ложка, чашка из фарфора – фарфоровая чашка, стакан из стекла – стеклянный стакан.
Логопед после каждого ответа просит повторить прилагательное ещё раз ребёнка из слабой подгруппы.

4. Работа с раздаточным материалом


На мольберте большая картина с изображениями различных предметов посуды в середине, по краям нарисован кухонный шкаф, обеденный стол и поднос. У детей на столах такие же маленькие картинки и цветные карандаши.
- Посуды на кухне очень много, но каждый предмет используется по своему назначению. Чтобы приготовить обед или ужин нам на помощь приходит кухонная посуда. Назовите, что нарисовано на картине из кухонной посуды. (ответы детей)
- Когда мы садимся за стол кушать, перед нами стоит столовая посуда. Назовите предметы столовой посуды. (ответы детей) Когда мама зовёт пить чай, она достаёт чайную посуду. Назовите, какую чайную посуду вы видите на картине. (ответы детей)
- У вас на столах карточки, найдите на них кухонную посуду и соедините её с кухонным шкафом синим карандашом. Что вы соединили? (побуждаются к действию неактивные дети)
- Назовите части у кастрюли и чайника.
- Найдите предметы столовой посуды. Соедините их со столом зелёным карандашом. Что вы соединили? У тебя одна тарелка, а у Федоры много … (проговариваются все предметы)
- Найдите чайную посуду. Соедините её с подносом красным карандашом. Что вы соединили? Назови все предметы ласково.
5. Физкультминутка
- Раз, два, три повернись – и в посуду превратись.
Я – маленький чайник рука на поясе, другая отставлена в сторону
, как носик.
На столе начальник.
Вот мои подружки –
Блюдца и Руки перед собой сомкнуты в круг
Кружки, Присесть, одна рука на поясе
Вот серебряные ложки Руки поднять вверх, сомкнуть
над головой «овалом»
Голова на тонкой ножке, подняться на цыпочки
Вот пластмассовый поднос. Прямые руки соединить перед собой
ладонями вверх,
Он посуду нам принёс. Наклон вперёд, руки в том же положении
5. Дидактическая игра   «Разложи по местам»


У каждого ребёнка картинка с изображением посуды: маслёнка, солонка, кофейник, молочник, сухарница, конфетница, селёдочница, хлебница, салатница, супница, соусница. Логопед называет продукты:
- Я купила хлеб. Куда мне его надо положить?
Отвечает тот ребёнок, у кого находится нужная посуда: «Хлеб нужно положить в хлебницу», получает картинку от логопеда.


6. Дыхательная гимнастика


- Ребята, напомню, что нельзя мешать маме, когда она готовит на кухне. Надо не подходить к плите, ведь там кипит суп, из чайника вырывается пар от закипевшей воды. Давайте сейчас изобразим кипящую воду. Подвиньте стаканчики, опустите в них соломинки, сделайте носом глубокий вдох. Подуйте в соломинку, не надувая щёк сначала тихо, потом сильнее.
Дети выполняют упражнение 2-3 раза под команду логопеда.


7. Дидактическая игра «Магазин»


- Красивую и новую посуду мы покупаем в магазине. Она может быть разного цвета. Поглядите на картину (выставляет полотно), скажите, что есть в магазине, сколько этих предметов и какого они цвета.
Логопед даёт образец: «В магазине есть два красных чайника».


8. Итог занятия

Что нового мы с вами узнали на занятии?

 В какие игры мы играли?

Как нужно относиться к посуде?
- Вы молодцы, ребята. Берегите посуду, не разбивайте её, мойте после еды и она от вас никогда не убежит, как от Федоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...