Этапы формирования фонематических процессов у детей с ТНР
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Бондарь Ирина Александровна

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в воспитании звуковой культуры. Звуковая сторона речи представляет сложное целое явление, которое необходимо исследовать с разных сторон: физической, физиологической, лингвистической. И одна из задач воспитания звуковой культуры - формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата.

«В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1.      развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2.      развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух)». [1]

Следовательно, в развитии речи фонематические процессы играют важную роль. Однако, правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития. Ребёнок должен научиться дифференциации всех фонем родного языка, должен уметь производить звукобуквенный анализ слова и т.д. Проблемой изучения фонематических процессов занимались такие авторы, как            Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Е. Филичева и др.

Необходимость работы над формированием правильного восприятия речи заключается в том, что представляет собой залог успешного и правильного освоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной. Именно дошкольный период наиболее эффективен к усвоению речи.

К концу дошкольного возраста у детей с нормальным речевым развитием происходит полное освоение звуковой стороны речи, что необходимо для полноценного становления личности ребенка, установления социальных контактов,  а также для подготовки к школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, понятно выражает мысли и желания. Но не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В некоторых случаях отмечаются отклонения в речи, то есть нарушается нормальный ее ход развития.

Фонематические процессы представляют систему, включающею элементарные уровни, а именно:

  • фонематический слух,
  • фонематическое восприятие
  •  звуковой анализ и синтез,
  • фонематическое представление.

Каждый такой уровень имеет важное значение, так как позволяет ребенку дифференцировать фонемы, распознавать речевые высказывания.  С возрастом происходит усложнение данных систем.

 

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. - http://www.pedlib.ru/Books/4/0018

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr_na_razvitie_fonematicheskogo_vopriyatiya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Различение одинаковых звукокомплексов

Ребенку предлагаются задания на различение звукокомплексов по силе голоса,высоте и тембру.

1 Взрослый предлагает вспомнить сказку»Три медведя» и проговорить за каждого из медведей фразу»Кто сидел на моем стуле».

2 Взрослый показывает,а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера,тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука

    А- плачет девочка

    А- показывают горло врачу

    А- поет певица

    А- девочка укололась иголкой

Различение слов близких по звучанию

  • Ребенку предлагаются следующие задания:
  • 1 «Запомни и повтори». Взрослый проговаривает по2-3 слова, а ребенок повторяет.
  • Мак-бак-так
  • Тик-ток-так
  • Ветка-сетка-клетка
  • Утенок-ребенок-котенок
  • 2 «Какое слово лишнее» ребенок проговаривает 4 слова, одно из которых не подходит по звучанию.
  • Канава-канва-какао-канава
  • Утенок-котенок-утенок-утенок
  • Билет-буфет-буфет-буфет

Дифференциация слогов

  • 1 Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: та-та-ТА; Та-та-та; та-та-ТА.
  • 2 Воспроизведение слоговых сочетаний с одними согласными и разными гласными звуками.
  • 3.Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками.
  • 4 Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по звонкости\глухости, сначала по 2 слога,затем по 3.

Дифференциация фонем

  • 1 Ребенку предлагается выделить в речевом потоке определенный гласный звук, например А.Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
  • 2 Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.Задание выполняется аналогично 1.
  • 3 «Какой первый звук в слове».
  • 4 «Какой последний звук в слове».
  • 5 «Назови первый и последний звук в слове».
  • 6 «Назови звуки в слове по порядку».
  1. РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении рекомендуются следующие задания:

 придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;

придумать предложение с определенным количеством в нем;

распространить предложение, увеличив количество слов;

составить предложение из слов, данных в беспорядке;

составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях. (Например, дети придумывают предложения со словом береза:Береза растет около дома. На березе появились листочки. На высокой березе грачи свили гнезда. Дети играют под березой. Потом дети называют предложение, в котором слово береза стоит первым, затем предложение, в котором слово стоит вторым, и т.д.);

 придумать предложение с определенным словом, составить графическую схему предложения;

по графической схеме придумать предложение;

определить место слов в предложении (какое по счету).

  1. РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

«отхлопать или отстучать слово по слогам», сопровождать произнесение слова по слогам движением руки справа налево и слева направо.  Используется также прием восприятия тыльной стороны ладони движений нижней челюсти.

  1. «Выделение гласного звука из слога». Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.

«Назвать только гласный звук слога»;

«поднять букву, соответствующую гласному звуку слога»;

«записать только гласные звуки слогов»;

«придумать слог с соответствующей гласной»;

«придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте».

  1. «Выделение гласных звуков из слова»

На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова, включающие слоги различной структуры. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трёхсложных слогов.

«Назвать гласные звуки слова»;

«записать по схеме только гласные данного слова (Например, слово корка обозначается так: о а, слово капуста – а у а)»;

«выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки»;

«разложить картинки под соответствующими гласными буквами»;

«разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: а а а, о а, у а»;

 «придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы».

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

«Повторить заданное слово по слогам».

«Сосчитать количество слогов»;

«определить количество слогов в названных словах и поднять соответствующую цифру»;

«разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии»;

игра «Поезд»(Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне следует разместить слова-картинки из одного слога, во втором- из двух, в третьем- из трёх);

«Ребус» выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово, слова- в предложение и прочитать его;

«Я учусь читать» составить слово из слогов, данных в беспорядке;

«Найди слово» по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух и трёх слогов.

На последнем этапе логопедической работы выполняются задания по формированию слогового анализ и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Рекомендуются следующие задания:

«Придумать слова с двумя или тремя слогами»;

«придумать слово с определённым слогом в начале», например, со слогом ма;

«придумать слово с определённым слогом в конце»;

«определить количество слогов в названии картинки» (без предварительного её воспроизведения);

«поднять цифру, соответствующую количеству слогов в названии картинки».

  1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

В логопедической работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать сложность различных форм этой функции и последовательность её формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Л в словах лодка, лыжи, дом, кошка, вилка, пол, собака, утка.

2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове. 3. Определение последовательности звуков в слове.

4. Определение количества звуков в слове.

5. Определение места звука по отношению к другим звукам.

6. Выделение (узнавание) звука на фоне слова

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

«Показать букву, если в слове есть соответствующий звук»;

разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой стороны сделать прочерк, логопед читает слова, если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если нет звука- крестик ставится под прочерком;

«повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву;

«выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву»;

 «подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук».

Выделение первого и последнего звука из слова

а) Вычленение первого ударного гласного из слова

Рекомендуются следующие задания:

«Определить первый звук в словах»: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь и др;

«найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного»;

«подобрать слова, которые начинаются на гласные А,О,У»;

отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные;

к картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.

б) Вычленение первого согласного из слова

Примерные задания:

«Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука»;

«выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука»;

«по сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука»;

«вписать первую букву в схему слова под картинкой»;

«отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке».

в) Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд- картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд- картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий- в конце слова;

подобрать слова, в которых звук Л в начале слова;

подобрать слова, в которых звук Л в конце слова;

подобрать слова, в которых звук Л в середине слова;

по сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.

Можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как умственного действия:

Первый этап- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Второй этап- формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Третий этап- формирование действий фонематического анализа в умственном плане.

Б. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится по устранению фонематической дислексии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, акустической дифференциации звуков речи.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

«Выделение звука на фоне слога».

«Формирование умения выделять наличие звука в слове».

«Определение места звука в слове».

Выделение слова с данным звуком из предложения.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа- различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Дифференциация фонем осуществляется по плану:

 дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Большую трудность для детей с фонематической дислексией представляет чтение слогов с мягкими согласными звуками. В данном случае необходима следующая работа:

а) слуховая и произносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах;

б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает двоякое звучание, в зависимости от последней буквы;

в) усвоение мягкости согласных звуков перед Е, Ё, Ю, Я, И в процессе чтения;

г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно прямых открытых слогов;

д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь;

е) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я, И.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью буквы Ь используются слова- квазиомонимы. Примерный речевой материал: угол-уголь, мел-мель, шест- шесть, ел- ель, брат- брать, жар- жарь, опят- опять, стал- сталь, цел- цель, вес-весь.

Вначале сравниваются слова с конечным твёрдым и мягким согласным звуком. Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твёрдые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова. Например: банка- банька, галка- галька, полка- полька.

Работа над словами- квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова):

1. Дифференциация значений слов с опорой на картинки.

2. Сравнение звучания двух слов. Определение количества звуков в словах. Составление графической схемы слов под картинками.

3. Определение конечного звука в первом и втором слове.

4. Обозначение буквами конечных звуков слов.

5. Прочтение слов по схеме. Составление слов из букв разрезной азбуки.

В дальнейшем предлагаются следующие задания:

Поднять карточку с буквой ь при произнесении слов с конечным мягким согласным звуком (Примерные слова: дом, быль, мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп, сон, соль, дым, кровь, бровь, лоб, шаль, руль, мост, цепь, лень, шмель, пух, сок, дверь, зверь); дописать конечные буквы в словах: фасо.., саха.., ого.., кост.., букв.., дива., песо., табе.., меда.., кара..; записать пары слов под диктовку: был-быль, кров-кровь, кон-конь, весь-вес, мыл-мыль, цель-цел;записать названия картинок (Примерные картинки: галька, письмо, коньки, пальто, нитки); добавь ь в середине слова, какое слово получится? Записать пары слов (Банка, галка, полка и др.).

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

Рассмотрим последовательность работы на примере звуков М-МЬ. Сначала сравнивается звучание следующих слов и слогов: мыло- Мила, мала- мяла, молол- мёл, мэ- мел, му- мю. В каждом слове и слоге выделяется соответственно первый слог и первый звук. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге. Называется второй звук слога. Затем слоги составляются из букв разрезной азбуки: слоги с твердыми согласными – на одной строчке, слоги с мягкими согласными – ниже. Составленные слоги записываются в тетради:

МЫ МА МО МЭ МУ

МИ МЯ МЁ МЕ МЮ

Предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Какие слоги записаны в первой строчке?

Подчеркните гласные в этих слогах красным карандашом

2. Какие гласные в первом ряду?

3. После каких согласных они пишутся – после твердых или после мягких?

Буквы, обозначающие гласные звуки, выписываются справа красным

карандашом.

После каких согласных они пишутся- после твёрдых или после мягких?

Прочитайте слоги второго ряда.

Какие согласные в этих рядах- твёрдые или мягкие?

Подчеркните гласные, которые стоят после мягких согласных. Назовите эти гласные.

После каких согласных пишутся эти буквы- после мягких или после твёрдых?

Гласные И,Я,Ё,Е,Ю выписываются справа во второй строчке синим карандашом. Далее дети называют гласные, которые пишутся после твёрдых согласных, затем называют гласные, которые пишутся после мягких согласных. Делается вывод: гласные Е,Ё,Ю,Я,И пишутся только после мягких согласных. Эти гласные обозначают мягкость впереди стоящего гласного звука.

Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую букву

Параллельно с дифференциацией твёрдых и мягких согласных на слух проводится работа по закреплению навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную букву. При этом особое внимание уделяется чтению слогов с мягкими согласными.

1. Вначале закрепляется правило:

После мягких согласных пишутся гласные Е,Ё,Ю,Я,И. Поэтому, чтобы правильно, твёрдо или мягко, прочитать согласную, надо сначала посмотреть, какая гласная следует после согласного.

2. Работа по таблице.         

Предлагается таблица, на которой справа в два ряда написаны гласные. Слева- прорезь. В которую продевается лента с разными согласными. Логопед вставляет согласную букву в прорезь и указывает на какую-нибудь гласную. Ученик должен прочитать слог с согласной, которая находится в прорези, и указанной гласной.

3. Чтение пар слогов с ориентировкой на последующую гласную.

4. Придумать слоги с твёрдыми согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать.

5. Придумать слоги с мягкими согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать.

6. Придумать пары слогов с твёрдыми и мягкими согласными. Записать слоги в два столбика.

7. Подобрать слово с заданным слогом. Определить, какой согласный в слове- твёрдый или мягкий. Составить слово из букв разрезной азбуки.

8. Записать слоги под диктовку. Прочитать их.

9. Придумать слова с твёрдыми звуками в начале. Составить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать их.

10. Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками с ориентировкой на последующую букву.

11. Чтение предложений, включающих слова с твёрдыми и мягким согласными звуками (с ориентировкой на последующую гласную).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (...

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Формирование фонематических процессов у детей в средней группе с нормальным речевым развитием.

Подготовка дошкольников к обучению грамоте в средней группе  включается в занятия по развитию речи примерно один раз в 2 недели. Эта работа занимает 5-7 минут. Обучение элементами грамоты должно ...

Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста.

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Предлагаются дидактические игры для детей с нарушением речи по формированию фонематического слуха.Применять можно в НОД, в совместной и индивид...