Конспект НОД в старшей группе "Дифференциация звуков Л и Ль"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данное занятие заключается в совершенствование фонематического восприятия, развитие фонематического слуха. Упражнять детей в четком произнесении звуков, учить определять слова со звкуками "Л и Ль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_l_i_l.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

-  совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки Л – Ль изолированно, в словах, слогах, в предложениях;

-воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между с собой, подбирать слова с заданными звуками;

- развивать фонематические процессы, слуховую память;

-обогащать словарь по теме « Дикие животные весной»

- совершенствовать грамматический строй речи;

- совершенствовать навыки деления слов на слоги;

- развивать общую и мелкую  моторику, координацию речи с  движениями.

Оборудование : презентация  « Цирк», фонограмма песни « Цирк», предметные картинки, фишки  красного, синего, зеленого цвета, мольберты.

Образовательные технологии:  игровая, здоровьесберегающая,  ИКТ.

Методы и приемы: наглядные, словесные и практические.

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята. Этот мир красив и ярок

                                            Он придуман нам в подарок,

                                            Только тут есть непременно:

                                            Купол, зритель и арена,

                                           Здесь по кругу все сидят, представление глядят.

Я вас приглашаю в цирк.  Чтобы попасть в цирк нужно выполнить артикуляционную гимнастику:

- Зайка серенький сидит, зубки выставил, молчит. ( верхние зубы на нижней губе)

-Мишка песню напевает, мишка ротик открывает ( открывать и закрывать рот)

- Лисичка улыбается и не напрягается ( улыбочка)

-Белочка пошла гулять, стала весело играть, кверху хвостик поднимать ( язык к носу)

Дети проходят садятся за стол

2. Су-джок массаж ( упражнение с массажными мячиками)

Представьте , что вы жонглеры

- Я круги мячом катаю, взад – вперед его толкаю.

Я поглажу им ладошку, будто я сметаю крошки.

Я сожму его в ладошки, как сжимает лапу кошка.

Каждый пальчик им прижму и другой рукой начну.

( то же самое другой рукой)

А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

3.Звучит песня « Цирк» ( дети подходят к интерактивной доске)

-Кто же сегодня выступает на арене нашего цирка, давайте отгадаем:

- Что за чудище такое
В чаще леса завелось
Словно вешалка рогами
Ну конечно это –    ( Лось)

- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
(Лиса)

- Кто с высоких стройных сосен в ребятишек шишку бросил,

И в кусты через пенек ускакал, как огонек ( Белка)

-Грозный, сильный и красивый,
Он трясёт мохнатой гривой.
А как рычит! Совсем не зря
У зверей он за царя.
(Лев)

- Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный ( Волк)

Ребята кто нас встречает на арене цирка: Лось, Лиса, беЛка, Лев, воЛк.

Какой звук встречается в названии этих животных?

( Звук Л)

В названии этих животных одинаково ли звучит звук Л?

4. Характеристика звука Л и Ль. ( картинка буквы Л : синего и зеленого цвета)

 В словах  Лось, беЛка, воЛк звук Л звучит  твердо , значит здесь он согласный, твердый и звонкий.

В словах Лев, Лиса  звук звучит мягко, значит он согласный, мягкий и звонкий.

Подойдите к столу и покажите какой звук Л ( Ль). А какие звери у нас в цирке дикие или домашние?

5. Игра « Рассадите зверей на корабли» ( мольберт)

- Цирковые артисты отправляются на гастроли.

Эй, ребята, поскорей, отплывает цирк зверей. Рассадите зверей на корабли. На синий корабль – зверей с твердым звуком Л, на зеленый с мягким звуком.
6.Дифференциация звуков Ли Ль. Игра  « Продукты»

В долгий путь  артисты отправляются и продуктами запасаются.

Что хотите отвечайте, но продукты выбирайте, только с твердым Л в названии. Приготовились, внимание!

- Вы возьмете Колбасу или Бублики?

- Клубнику или  Землянику?

-Молоко или Лепешку?

-Масло или Сливы?

7. Игра : « Аплодисменты»

 Молодцы.  А теперь мы с вами поиграем в игру « Аплодисменты» ( деление слов на слоги)

Отхлопываем названия животных по слогам и определим количество слогов в слове. ( Волк, лев, лось, лиса, белка)

8. Звуковой анализ слов

А сейчас ребята подойдите к столу. На столах у вас есть карточки. Мы с вами сейчас с ними поработаем. Произнесите слово Лиса так, чтобы все услышали первый звук Л.

1 звук Л – произнести этот звук нам мешает  что? –язычок. Значит он какой звук? ( согласный)

В этом слове он звучит как мягко или твердо? Произносится мягко, обозначаем его зеленой фишкой.

2 звук И – когда его произносим ничего не мешает. Его можно пропеть. Значит он какой?( гласный)

3 звук С – это согласный звук.

4 звук А – это гласный звук, обозначаем какой фишкой? ( красной)

Рядом  картинка Луна, самостоятельно выполните звуковой анализ этого слова.

( индивидуальная работа)

Какой  звук первый в слове Лиса?  Мягкий , согласный звук Ль.

Какой первый звук в слове Луна? Твердый, согласный звук Л.

Какие это звуки? Это звуки братья. Когда мы произносим эти звуки нам мешает язычок. Поэтому это согласные звуки. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, мягкий согласный звук зеленой фишкой. Молодцы .

9. Чистоговорки

Произнесем чистоговорки:

- Ал- ал-ал, мимо елки волк скакал.

Ул-ул-ул , волк под  елкою уснул.

Ил-ил-ил,  лось у елочки ходил.

Пло- пло-пло- белочка нашла дупло.

Ли- ли-ли- лисоньку спасли.

10.Итог:

- Где мы сегодня были?

- Какой звук нам сегодня помогал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Конспект НОД в старшей группе "Звуки н, нь. Буква Н"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми  старшей группы с задержкой психического развития.   Тема: «З...

конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"

формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...

Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».

ЗВУКИ   «К-Кь»,  «Т-Ть».  БУКВЫ  «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить  навык   четкого  произношения   звуков  ...

Конспект занятия в старшей группе "ЗВУКИ "П", "Пь"".

ЗВУКИ      «П»,  «Пь».ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   различения  и   четкого   произношения   з...

Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".

Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...

Конспект занятия для старшей группы. "Звуки А,У,И"

Конспект занятия для старшей группы....