Занятие на тему: "Звук "Ч".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Журавлёва Людмила Михайловна

В занятии предложены игры на автоматизацию звука "Ч".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch.docx257.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука «Ч».

Задачи:

  1. Продолжать формировать навык чтения.
  2. Формирование речевого дыхания.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Учить выделять заданный звук в словах.
  5. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  6. Продолжать закреплять звук «Ч» в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах.
  7. Формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательные слова.
  8. Формировать умение составлять предложения по картинке.
  9. Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
  10. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование: письмо с изображением Чебурашки; схема артикуляции звука; картинки с артикуляционной гимнастикой; поезд; картинки для составления предложений; игрушка – вертушка.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Здравствуй, ….. имя ребёнка. К нам пришло письмо. Посмотрим, что в нём. Логопед открывает конверт, а в нём картинка с изображением Чебурашки.

Логопед: Какой первый звук в слове Чебурашка?

Ребёнок: Звук «Ч».

Логопед: Правильно. Какой это звук?

Ребёнок: Согласный, мягкий, глухой.

Логопед: Будем правильно произносить этот звук и помнить, что губы при произнесении звука «Ч» округлены и немного выдвинуты вперёд.

  1. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбочка».

Улыбаться я люблю,

Улыбкой губки я тяну.

«Трубочка».

Губы крепко ты сомкни,

И вперёд их потяни.

«Лопаточка».

Широкий язык положи,

И лопатку подержи.

«Чашечка».

Язычок подержи,

Чашечку покажи.

Автоматизация звука «Ч» в слогах. Игра «Поезд».

Под каждым вагоном написаны слоги со звуком «Ч». Ребёнок читает слоги: ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ, ЧУ.

Развитие речевого дыхания. Игра «Вертушка».

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку - вертушку. Можно изготовить её самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребёнку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй ещё сильнее - вертушка вертится быстрее.
Автоматизация звука «Ч» в словах. Игра «Назови детей ласково».

У тебя появились новые друзья. Я называю имя, а ты говоришь это имя ласково. Например: Аня – Анечка.

Речевой материал: Ваня, Оля, Коля, Света, Петя, Нина, Соня, Рома.

Автоматизация звука «Ч» во фразовой речи. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Я читаю фразу твоя задача добавить недостающее слово и повторить всю фразу полностью.

- Сверху солнышко …… печёт, внизу реченька …… течёт.

- А горы всё выше, а горы всё …… круче, а горы уходят под самые …… тучи.

Физкультминутка «Прогулка с Чебурашкой».

С Чебурашкой погуляй,

И на месте погашай.

Сделай вправо шага три,

И налево шага три.

Погуляли, погуляли очень мы с тобой устали.

    Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом.

Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай слог».

Если услышишь слог со звуком «Ч» хлопай в ладоши:

ЩА, ЧА, ЦА, ЧА, ЧА, ЧУ, ЩУ, АЧ, АЧА.

Автоматизация звука «Ч» в предложениях.

С помощью картинок составь предложения, используя как можно больше слов со звуком «Ч». Проговаривай чётко и правильно.

Пальчиковая гимнастика.

Обезьяна чи – чи – чи,

Сидела на печи –

Пальчики считала их перебирала.

Раз, два, три, четыре, пять,

Посчитаем их опять.

     Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу, начиная с большого пальца.

Автоматизация звука «Ч» в тексте.

Послушай внимательно стихотворение:

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит,

Потому, что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому.

Беседа:

  1. О ком говорится в стихотворении?
  2. Что делает черепашка?
  3. А почему она никуда не спешит?
  1. Заключительная часть.

- Какой звук ты старался произносить правильно?

- Какая игра тебе больше всего понравилась?

- Что ты запомнил?

Ты умница (умник)! До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Домашние задания.

Звук «Ч».

Image644C:\Мои документы\Логопедия\pedlib.ru\Books\2\0026\Image645.gif

1. Течёт, течёт - не вытечет. C:\Мои документы\Логопедия\pedlib.ru\Books\2\0026\Image646.gif

Бежит, бежит - не выбежит. (Речка).

2. Упадёт - поскачет,

Ударишь - не плачет, C:\Мои документы\Логопедия\pedlib.ru\Books\2\0026\Image647.gif

Он всегда несётся вскачь,

Разноцветный, круглый... (Мяч).

3.Всех пугало, мучило

В огороде чучело.

(Чучело).C:\Мои документы\Логопедия\pedlib.ru\Books\2\0026\Image648.gif

4.Черная корова

Все небо лижет. (Туча).

5. Мы ночь не спим, C:\Мои документы\Логопедия\pedlib.ru\Books\2\0026\Image649.gif

Мы день не спим,

И день, и ночь стучим, стучим. (Часы).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дидактический материал.

Автоматизация звука «Ч» в слогах. Игра «Поезд».

http://bebi.lv/images/stories/raskrparovoz/raskraski-parovozik2.jpg

                                      ЧА                          АЧ                         АЧА

ЧУ                          УЧ                          УЧУ

                                       ЧО                        ОЧ                           ОЧО

Автоматизация звука «Ч» в словах. Игра «Назови детей ласково».

Автоматизация звука «Ч» в предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...