Конспекты занятий
план-конспект занятия по развитию речи

Колмогорцева Наталья Александровна

В данном разделе можно ознакомиться с конспектами занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники.

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Цель: продолжать обучать детей последовательному пересказу литературного текста, используя приемы мнемотехники. Развивать слуховое внимание, память, связную речь посредством мнемотаблицы. Обогащать и активизировать словарь детей прилагательными. Воспитывать интерес и бережное отношение к диким животным.

Интеграционные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

- Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дружно скажем мы гостям

«Здравствуйте, мы рады вам!»

- Ребята, вы слышите, кто-то плачет? Давайте узнаем, кто к нам пришел?

(В группу приходит «мама-лисица»)

-Здравствуй лисичка-сестричка! Почему ты плачешь? Что случилось?

Лиса:- Здравствуйте, ребята! Ой, беда, беда! Я ушла в лес ловить мышей, а когда вернулась, не нашла в норе своих малышей-лисят. Что с ними произошло я не знаю. Где же мне их искать?

-Ребята, как вы думаете, что случилось с лисятами?

(Ответы детей)

- Не огорчайся лиса, мы тебе обязательно поможем.

-Ребята, чтобы лисице поднять немного настроение, давайте о ней составим рассказ-описание. Кто готов рассказать о лисе?

(Дети составляют описательный рассказ о лисе)

-Молодцы, ребята! Пока мы составляли рассказ, нам прислали волшебную таблицу. Я думаю, что именно здесь мы найдем разгадку об исчезновении лисят.

2.Подготовка к восприятию текста. Чтение рассказа.

(Обращаю внимание детей на мнемотаблицу)

-Дети, скажите, что это за таблица? Как мы используем мнемотаблицу?

(Разучиваем стихотворения, рассказываем сказки, пересказываем рассказы)

- Ребята, давайте «расшифруем» мнемотаблицу.

(Проходит перекодирование мнемотаблици)

-Какие рассказы Е. Чарушина вы знаете?

(«Про зайчат», «Медвежата», «Волчишко», «Воробей», «Друзья»)

-Сегодня я познакомлю вас, еще с одним из рассказов Е. Чарушина «Лисята». Садитесь на стульчики и внимательно слушайте.

3.Беседа по содержанию.

-Как называется рассказ? Кто его автор?

-Где жили лисята? (у охотника)

-Что лисята делали днем? (днем они спали под кроватью)

-А ночью они просыпались, что делали? (носились по всей комнате до утра)

-Что означает носились? (бегали)

- Как играли лисята? (взберались по занавеске, залезали на шкаф)

-Что произошло однажды?

-Где охотник искал лисят? (на шкафу, за комодом, под стульяим, под кроватью)

-Подумайте, охотник испугался потому, что не мог найти лисят или чего-другого? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок)

-Когда сапог подскочил поближе, что заметил охотник? (хвост)

-Чем заканчивается рассказ? (Вот какие ловкачи!)

-Что значит ловкачи?

4.Физминутка.

5.Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.

-Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно, а запомнить его нам поможет мнемотаблица?

6.Пересказ рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу.

(пересказывают 3 ребенка по два квадрата каждый)

-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

-Использовали ли дети слова и выражения автора?

-Молодцы, ребята! А где же лисята, не вижу что-то. Давайте их поищем! Может они в доме у охотника?

7.Дидактическая игра «Подбери признаки».

-Посмотрите, лисята вернулись к маме. Хотите поиграть с ними? Передавайте лисенка друг другу и говорите, какие они по характеру и повадкам.

(озорные, шустрые, находчивые, игривые и т.д.)

8.Итог занятия.

-Чем занимались на занятии?

-Как называется рассказ, который мы пересказали?

-Кто его автор?

-В следующий раз мы познакомимся с новым рассказом Е. Чарушина. Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с мамой-лисицей и ее лисятами.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «По следу жадных медвежат»

Программное содержание:

  • Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице;
  • развивать связную речь; развивать память, внимание, воображение; воспитывать честность, любовь к ближнему.

Предшествующая работа: чтение сказки «Два жадных медвежонка»

Материалы: мнемотаблицы по сказкам «Репка», «Маша и медведь», «Рукавичка». «Заюшкина избушка», мнемотаблица по сказке «Два жадных медвежонка», диск со звуками леса, грибочки.

Ход занятия

В: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, закройте глазки и послушайте.

(звучат звуки леса)

Как вы думаете, куда мы с вами попали?

Д: в лес

В: Правильно, мы попали в лес. А каким может быть лес?

Д: Густой, темный, сосновый, загадочный.

В: Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а волшебный, в этом сундучке находятся сказки. Давайте посмотрим, какие сказки он нам приготовил.

(воспитатель достает мнемотаблицы к разным сказкам)

Ребята, а вы узнали какие это сказки?

Д: «Репка», «Маша и мадведь», «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

В: Молодцы!

Если сказка в дом стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка –птица,

Чуть спугнешь и улетит.

Ребята, а вы хотите попасть в сказку? А для этого нам надо узнать зашифрованную сказку.

(воспитатель показывает последнюю мнемотаблицу к сказке «Два жадных медвежонка»)

Что же это за сказка?

Д: Два жадных медвежонка

В: Давайте по мнемотаблице вспомним и расскажем эту сказку.

- Кто главные герои?

Д: Медвежата

В: Сколько медвежат?

Д: Двое

В: Какие они?

Д: маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые

В:Кто еще есть в сказке?

Д: лиса

В: А какая лиса в сказке?

Д: хитрая, рыжая, обманщица, плутовка

В:Почему лиса смогла обмануть медвежат?

Д : потому что они были жадными и глупыми.

В: Почему они были жадными?

Д: Они не могли поделить сыр

В :Как они были наказаны за жадность?

Д : Они остались голодными.

В : Как вы думаете, медвежата будут себя дальше так вести?

Д: Они не будут больше жадничать

В : Я тоже думаю, что для медвежат это будет хороший урок и впредь они не будут жадничать.

Давайте и мы все превратимся в медвежат

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

В лес ходить они любили,

Вот так, вот так,

В лес ходить они любили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

А потом они плясали

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

В: Ребята, посмотрите, я приготовила вам знакомые дощечки. Давайте вы попробуете выбрать те дощечки, на ощупь, которые напоминают вам героев нашей сказки.

(ответы детей)

В: Ребята сейчас я вам предлагаю выбрать пословицу, которая подходит к этой сказке.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Не было бы зла, да жадность подвела»

Д: Вторая

В: Почему вы так думаете?

Д: Она про жадность, от жадности бывает плохо самому.

В:Ребята, а про жадность есть еще мудрые пословицы. Послушайте их:

(Воспитатель читает пословицы, и вместе с детьми объясняет их смысл)

-Жадный платит дважды.

-Всякий человек в деле познается

-Жизнь дана на добрые дела

В: Давайте повторим пословицы.

Ребята, а как вы думаете, если бы медвежата не были такими жадными, как тогда закончилась бы сказка? (воспитатель помогает детям закончить сказку : Медвежата пошли к маме, когда нашли сыр; Медвежата попросили лису вежливо и лиса стала доброй; Пришел медведь и помог разделить медвежатам сыр)

В: Ребята, а ведь у наших медвежат очень много друзей, и они очень хотят рассказать всем им какая с ними приключилась не хорошая история и отправить всем письма. Но, к сожалению они не умеют писать, а вот такая табличка у них только одна, давайте поможем нашим медвежатам и нарисуем историю, которая с ними приключилась.

Посмотрите внимательно на табличку, запомните ее. Возьмите свои листочки и карандашики и нарисуйте, пожалуйста, сказку.

В: Ребята, вы все молодцы, теперь медвежата смогут всем своим друзьям послать свою историю, чтобы с ними такого не случилось.

И мы, наверное, с вами тоже хорошо запомнили, что жадничать нельзя. Ребята, а в нашей группе есть жадные медвежата? А какие ребята в нашей группе?

В: Я очень рада, что вы все дружные и добрые ребята.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

Поэтому-

Честно, ребята, скажу-

С жадными

Я никогда

Не дружу.

Ребята, Вы все молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад, закрывайте глазки.

Детский садик, детский сад!

Малыши туда спешат.

Ой, посмотрите, медвежата оставили вам за ваши добрые сказки гостинцы. (воспитатель раздает грибочки детям).



Предварительный просмотр:

Конспект комплексного  занятия  с использованием мнемотехники в старшей группе  «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

 

Программное содержание:

  • Продолжать формировать коммуникативные навыки у детей, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
  • Учить детей строить отношения со сверстниками, уважительно и деликатно, в игровой форме, обучать детей нормам и правилам  поведения.
  • Знакомство детей с мнемотаблицами к стихам о дружбе.

Планируемые результаты: соблюдает правила норм поведения в группе, умеет общаться используя слова вежливости; формируется умение дружить, помогать друг другу, играть в совместные игры, умеет выражать в рисунке своё мнение, понимание мнемотаблиц.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций между детьми, стихи о дружбе, аудиозапись песен В. Шайнского «Дружба крепкая», «Улыбка», надувной шар в форме сердца, мнемотаблицы к стихам о дружбе, бумага для рисования, фломастеры, карандаши цветные, пастель.

Содержание организованной деятельности детей.

  1.  Вводное слово воспитателя.

Ребята, я очень хочу чтобы вы были дружными, не ссорились, умели играть друг с другом и сегодня у нас будет – «Занятие дружбы!».

  2.Беседа с детьми о взаимоотношениях, рассматривание сюжетных картинок.

Воспитатель: - Ребята, я вчера была в гостях в другом детском саду, и наблюдала за игрой ребят в группе, видела, как две девочки ссорились из-за куклы: одна говорит: «Я – мама и буду кормить куклу». Другая отвечает: «Нет, я – мама и буду эту дочку кормить! А ты возьми другую куклу». Они не сумели договориться и начали вырывать куклу друг у друга и в результате обе поссорились и расплакались. Воспитателю пришлось их успокаивать.

Вопросы к детям:

  Почему поссорились девочки?

  Как им помириться? (ответы детей).

Воспитатель: А вот послушайте другую историю, мальчики Ваня и Коля строили гараж для машин из кубиков, а Серёжа играл рядом. Когда Ваня и Коля уже почти всё построили, Серёжа встал, попятился назад и нечаянно разрушил постройку. Мальчики очень рассердились на него, накричали и запретили ему играть с ними рядом.

Вопросы к детям:

  Почему мальчики накричали на Серёжу?

  Что почувствовал Серёжа?

  Чтобы вы им посоветовали?

  Как им помериться?

  Случались ли с вами подобные истории?

  Из-за чего вы ссорились?

  Как вы померились? (Ответы детей).

Обсуждение ситуаций возникших между детьми.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам сюжетные картинки (вывешиваю на магнитной доске, читаю пословицы: «Все силы отдай, а друга в беде выручай», «одному не под силу – зови товарищей»). Дети подбирают соответствующие картинки к каждой пословицы и находят выход из различных ситуаций. А вот послушайте стихотворение Е. Серова «Не хорошая история»:

У ребят сегодня Рая отобрала самолёт,

Медвежонка, попугая, паровоз и пароход…

А ребята говорят: «Забирай хоть всё подряд,

Обойдёмся мы без мишки, нам не нужен пароход.

Поиграем в кошки-мышки: чур я – мышка, чур я – кот…»

Все так весело играют, и хохочут, и шумят,

А в углу у бедной Раи не идёт игра на лад…

Не сдержала Рая слёз, Рая нос повесила,

У неё игрушек – воз, а играть не весело!

Вопросы к детям:

  Почему так произошло?

  Что можно делать вместе, а в одиночку не получится? (Ответы детей: не получиться в одиночку играть).

Воспитатель: А для этого, что нужно?

Дети: Дружить!

Воспитатель: Я хочу предложить вам поиграть одну замечательную игру. У меня есть волшебный шарик с помощью которого мы все подружимся.

  Игры с шариком.

Игра: «Ласковые имена»

Цель: Воспитатель просит детей вспомнить, какими ласковыми именами их называют родители дома. Дети встают в круг и передавая шарик друг другу перечисляют свои ласкательные имена.

Игра: «Скажи другу комплимент»

Цель: Дети стоят в круге, так чтобы видеть глаза друг друга, и передавая надувной шарик, говорят какое-нибудь ласковое слово или комплимент своему соседу.

Воспитатель: После игр предлагает детям взяться крепко за руки и сказать, что у нас самая крепкая дружба.

Знакомство детей с мнемотаблицами о дружбе.

Воспитатель: Предлагает детям послушать песню В. Шаинского «Дружба крепкая», затем читает стихи о дружбе:

Очень жить на свете туго

Без подруги или друга.

Без тебя и твой щенок

Не с терпимо одинок.

Ни когда не стой на месте,

А шагай с друзьями вместе,

Кто в друзья не ошибётся,

Ни когда не ушибётся

Ну а если упадёт

Снова встанет и пойдёт.

У друга мягкая и тёплая ладошка,

Погладим друга по руке немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,

Ни ссориться, ни драться нам не надо!

С. Рещикова

Посмотри на эти лица

С кем ты хочешь подружиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...