Конспект образовательной деятельности в области "Речевое развитие" по теме: "Пересказ рассказа В.В. Бианки "Музыкант"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»

Цель: обучение связному последовательному пересказу

 Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение отвечать на вопросы. Формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли.  Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки.

Развивающие: развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. Активизировать словарный запас детей (музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать). Обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, музыке, русскому народному творчеству.

Оборудование: портрет В.В. Бианки, иллюстрации к рассказу «Музыкант», графические схемы, текст рассказа с иллюстрациями, аудиозапись игры на скрипке, дудка, кепка.

Методы и приёмы: словесные (чтение, беседа, объяснения, рассказы, художественное слово). Наглядные (рассматривание иллюстраций). Практические (игровая ситуация, двигательная пауза, игра на дудке).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Предварительная работа с детьми: чтение рассказов и сказок В. В. Бианки: «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь», «Музыкант»; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше подберет действий(признаков)?»; отгадывание загадок, работа с пословицами, разучивание русской народной хороводной игры «Дударь».

Предварительная работа с родителями

Словарная работа: медвежатник, завалинка, колхозник, пиликать, щепка, дударь, наружние.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»

г. Рубцовска Алтайского края

658213,  г.Рубцовск, пр.Ленина, 37

тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru

сайт: ds36.educrub.ru

                                          Конспект образовательной деятельности

в области «Речевое развитие» по теме: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»

   в подготовительной группе.

Подготовила: Морозова Алла Валерьевна

Тема: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»

Цель: обучение связному последовательному пересказу

 Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение отвечать на вопросы. Формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли.  Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки.

Развивающие: развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. Активизировать словарный запас детей (музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать). Обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, музыке, русскому народному творчеству.

Оборудование: портрет В.В. Бианки, иллюстрации к рассказу «Музыкант», графические схемы, текст рассказа с иллюстрациями, аудиозапись игры на скрипке, дудка, кепка.

Методы и приёмы: словесные (чтение, беседа, объяснения, рассказы, художественное слово). Наглядные (рассматривание иллюстраций). Практические (игровая ситуация, двигательная пауза, игра на дудке).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Предварительная работа с детьми: чтение рассказов и сказок В. В. Бианки: «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь», «Музыкант»; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше подберет действий(признаков)?»; отгадывание загадок, работа с пословицами, разучивание русской народной хороводной игры «Дударь».

Предварительная работа с родителями 

Словарная работа: медвежатник, завалинка, колхозник, пиликать, щепка, дударь, наружние. 

                        Деятельность детей

                                Деятельность воспитателя

    Примечание

Вводная часть.

Цель: сплотить детей на дальнейшие действия.

Задачи: развивать интерес к познавательной деятельности.

Дети: о чём?

Дети: да.

(Дети садятся «на завалинку»)

-Дети, а я вас хочу пригласить на завалинку. Вы знаете, что такое «завалинка»? Это невысокая земляная насыпь вдоль наружних стен избы для утепления. Раньше в деревне люди часто собирались на завалинке. Там они делились друг с другом новостями, своими радостями и печалями, помогали друг другу советом, пели песни, шутили. Вот и я вам предлагаю присесть на завалинку, поговорить…

-О всяком и о прочем. О том, что хорошо, что не очень. О чем-то знаю я, о чем-то вам известно. Поговорим? (Да) Нам будет интересно. (Дети садятся «на завалинку»)

Основная часть.

Цель: обучение связному последовательному пересказу

Задачи: совершенствовать умение отвечать на вопросы. Формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли.  Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки. Развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. Активизировать словарный запас детей (музыкальные инструменты, их виды; музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать). Обогащать знания детей об окружающем мире. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Ребёнок: это портрет писателя Виталия Валентиновича Бианки.  

Ребёнок: мы с вами читали рассказы и сказки «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь»

Дети: это- скрипка!

Ребёнок: рассказ называется «Музыкант».

Ребёнок: музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой, играющий на музыкальных инструментах.

Дети с помощью движений изображают игру на музыкальных инструментах.

Ребёнок: рассказывается в рассказе о старом медвежатнике.

Ребёнок: медвежатник- это человек, который охотится на медведей.

Ребёнок: главные герои: старый медвежатник и медведь.

Ребёнок: старый медвежатник пиликал на скрипке.

Ребёнок: это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; получается плохо.

Ребёнок: сидел старый медвежатник на завалинке.

Ребёнок: мимо старика проходил знакомый колхозник.

Ребёнок: колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности.

Ребёнок: он посоветовал старику бросить скрипку, взять ружье и идти в лес охотиться на медведя.

Ребёнок: старик отложил скрипку, расспросил колхозника, взял ружье и пошел в лес.

Ребёнок: он искал медведя.

Ребёнок: он не нашел даже и следа его.

Ребёнок: старик сел на пенек отдохнуть.

Ребёнок: он услыхал звук «Дзенн».

Ребёнок: звук был красивый, звонкий, ласковый.

Ребёнок: красивый звук это - чистый, нежный, приятный, хочется слушать еще раз.

Ребёнок: он сравнивает его со струной.

Ребёнок: звук слышался с опушки.

Ребёнок: опушка-это край леса.

Ребёнок: старик увидел разбитое грозой дерево, из которого торчали длинные щепки.

Ребёнок: это тонкие пластинки, отколотые от дерева.

Ребёнок: медведь потянул к себе щепку, и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.

Ребёнок: медведь наклонял голову и слушал. А когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и пускал.

Ребёнок: да, старик слушал, как хорошо поёт щепка. Они с медведем одинаково слушали музыку.

Ребёнок: он такой же музыкант, как и сам старик. Он пожалел медведя. Хотя он был охотником, но у него сохранилась добрая душа.

Дети играют в русскую народную хороводную игру «Дударь».

Дети идут и поют в хороводе, в середине круга стоит «Дударь» (ребёнок, выбранный на эту роль)

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый, старичище

Его под колоду, его под сырую

Его под гнилую

Дударь, дударь, что болит?

Дударь: ноги болят!

Дети кладут руки на коленки и продолжают двигаться по кругу, исполняя песню заново. Выбирается новый «дударь», игра продолжается.

Дети пересказывают.

Ребёнок: нам очень понравился пересказ.

Ребёнок: мне понравился пересказ Макара, он пересказывал подробно, не сбивались, не повторялись, интересно, использовал слова автора.

Ребёнок: произведение называется «Музыкант» потому что, там говориться о медведе музыканте.

Ребёнок: Нельзя убивать животных. Рассказ учит нас быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, быть милосердными.

Ребёнок: потому что они похожи на людей. Животные даже могут создавать музыку. Они тоже чувствуют красоту. И если животное не приносит вреда человеку, его убивать нельзя.

Дети: надо беречь животных, природу.

-Я вам хочу показать портрет одного писателя (показ портрета).

-Кто изображен на портрете? (ответы детей)

- А какие мы с вами читали рассказы и сказки В. В. Бианки? (ответы детей)

-Давайте вспомним один из рассказов В. В. Бианки, а какой, вы узнаете, отгадав загадки: «Мой белый брат во льдах живет и рыбу ест морскую. А я люблю пчелиный мед и ягоду лесную» (Медведь) «В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит. Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница …» (скрипка)

- Догадались, как называется рассказ? («Музыкант»).

-Дети, а кто такой «музыкант»? (Музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой, играющий на музыкальных инструментах).

-Сейчас я вам его напомню (читает произведение.)

- О ком рассказывается в рассказе? (о старом медвежатнике)

- А кто такой «медвежатник»? (Медвежатник- это человек, который охотится на медведей.)

-Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и медведь)

-Итак, ребята, вспомним начало рассказа. Чем занимался старый медвежатник? (Он пиликал на скрипке.)

-Как вы понимаете -«пиликал» на скрипке? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; получается плохо.)

-Послушайте, пожалуйста, как звучит скрипка, когда играет настоящий музыкант. (Звучит аудиозапись игры на скрипке.)

- Где сидел старый медвежатник? (Он сидел на завалинке)

-Кто проходил мимо старика? (Мимо старика проходил знакомый колхозник.) - Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности.)

-Что посоветовал колхозник старику? (Он посоветовал старику бросить скрипку, взять ружье и идти в лес охотиться на медведя.)

 

-Что сделал старик после совета колхозника? (Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, взял ружье и пошел в лес.)

-Чем занимался старик в лесу? (Он искал медведя.)

-Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)

 - Что сделал старик после долгих поисков? (Старик сел на пенек отдохнуть.) - -Что услыхал старик в лесу? (Он услыхал звук «Дзенн».)

 -Каким был звук? (Звук был красивый, звонкий, ласковый.)

-Как вы понимаете выражение «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется слушать еще раз.)

- С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.)

- Как он об этом пишет? («Как струна пропела».)

- Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)

- Что такое «опушка»? (Опушка-это край леса)

- Что увидел старик на опушке леса? (Старик увидел разбитое грозой дерево, из которого торчали длинные щепки.)

- Как вы понимаете слово «щепки»? (Это тонкие пластинки, отколотые от дерева.)

- Расскажите, как медведь играл на разбитом грозой дереве? (Медведь потянул к себе щепку, и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук)

- Как вел себя медведь при этом? (Медведь наклонял голову и слушал. А когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и отпускал.)

- Нравилась ли старику эта «музыка»? (Да, старик слушал, как хорошо поет щепка. Они с медведем одинаково слушали музыку.)

 

- Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик. Он пожалел медведя. Хотя он был охотником, но у него сохранилась добрая душа.)

Ребята, давайте с вами немного отдохнём и поиграем в русскую народную хороводную игру «Дударь».

-Отдохнули, а сейчас мы будем пересказывать рассказ «Музыкант» по частям (по цепочке). Пересказ должен быть подробным, по плану, старайтесь не пропускать важные события (моменты), рассказывать так, чтобы было интересно слушать. В этом нам помогут наглядные схемы. (Воспитатель выкладывает условные наглядные схемы, отражающие основные события в рассказе, просит детей рассмотреть, назвать их)

-А теперь давайте послушаем, кто желает? Не забывайте, что первый рассказывающий должен назвать автора и название рассказа. (Дети пересказывают)

 -Вам понравились пересказы товарищей? (ответы)

-А чей пересказ понравился больше всего и почему? (пересказывали подробно, не сбивались, не повторялись, интересно, использовал слова автора)

–Почему произведение В. Бианки «Музыкант» так называется? (ответы детей)

-Ребята, как вы думаете, что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Нельзя убивать животных. Рассказ учит нас быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, быть милосердными.)

- А почему нельзя убивать животных? (Потому что они похожи на людей. Животные даже могут создавать музыку. Они тоже чувствуют красоту. И если животное не приносит вреда человеку, его убивать нельзя.)

-Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях. А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

Заключительная часть.

Цель: подвести итог занятию, воспитывать навыки самооценки.

Задачи: развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, воспитывать любовь к природе.

Дети: мы знаем очень красивые стихотворения о природе.

Дети читают стихи:

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи ,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Ребёнок: самым интересным для меня была игра «Дударь». Она очень весёлая и музыкальная.

Ребёнок: самым трудным для меня было пересказывать сказку, используя слова автора.

Ребёнок: мне хотелось бы ещё послушать произведения писателя Виталия Валентиновича Бианки.  

- Ребята, а вы знаете стихи о природе? Давайте, вспомним!

-Запомните эти слова и берегите природу!

-Дети, а что было для вас самым интересным сегодня?

-Дети, что было самым трудным для вас?

-О чём вы хотели бы узнать, какие книги вы хотели бы прочитать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Тема: Пересказ русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Учим детей пересказывать небольшие сказки, продолжаем знакомить с устным творчеством русского народа, воспитываем интерес и любовь к фольклору...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе тема: «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по г. Снегирёву)

Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группетема: «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по г. Снегирёву)...

Образовательная деятельность по речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа "Моя мама пахнет хлебом"

Цель непосредсственной образовательной деятельности: создание условий для развития речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информац...

Непрерывная образовательной деятельность по развитию речи Тема «Пересказ сказки Заюшкина избушка»

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь; умение пересказывать небольшую сказку...