Занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Фрукты»

                                                       

 Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  Образовательные

- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

- Закреплять  обобщающие понятия.

- Упражнять в образовании относительных прилагательных.

- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в       И. п. и Р. п.        

- Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Развивающие

- Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

- Развивать зрительное восприятие.

   Воспитательные

- Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

-  Воспитывать интерес к занятию.

   Оборудование: плакат с  изображением корзины с фруктами,

    конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

 Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном  просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы   помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить  задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

  Основная часть:

   Д/ и «Посмотри и назови»

- Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один  за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

-Ребята,  яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы  назовём одним словом? (Фрукты).

-А где растут фрукты? (На деревьях)

-Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

-Где растут фруктовые деревья? (В саду)

-Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

-Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и  «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Раздаются картинки.

- Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

- Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

- Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная,  аппетитная  (груша). 
- Вкусный,  оранжевый,  круглый, полезный,  сочный, крупный  
(апельсин).

- Кислый,  жёлтый,  овальный,  полезный,  сочный   (лимон).
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный   
(банан).

-Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

-Молодцы!  Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

 Д/ и «Приготовим сок»

- Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

- А если сок приготовить груши? (Грушевый).

- Сок из персика? (Персиковый)

- Сок из апельсина? (Апельсиновый)

- Сок из лимона?  (Лимонный)

- Сок из банана? (Банановый)

- Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

  Физминутка 

- Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад.  Представим, что мы  пошли в сад собирать фрукты,  по дороге нам встречаются препятствия: камни  перешагиваем, лужи перепрыгиваем.  В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

Дети  передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке  червяка.  Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один   конверт  четвертый.

Д/и  «Один - много» 

(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.) 

-Посмотрите, что это? (яблоко).  А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши –  не стало груши, груш

персик - персики – не стало персика, персиков

апельсин - апельсины – не стало апельсина,  апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона,  лимонов

банан – бананы – не стало банана,  бананов.

 -Молодцы!  Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

 Д/и  «Сосчитай-ка» 

(Дети с опорой на демонстрационный материал  соотносят имена существительные с именем числительным)

-Ребята, а теперь  мы  сосчитаем фрукты.

Посмотрите, как я буду считать.

Одно яблоко, два  яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

А теперь вы!

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

 -Молодцы! И  с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.

  - Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и   посмотрим, что получится.  Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

  - Ребята,  за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он     дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель  демонстрирует корзину  с настоящими фруктами).

Рефлексия:

 Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе

Тема: «Здравствуй, Красавица Весна!»


Цель:
 Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне.

Задачи:

Образовательные:
1. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами).

2. Закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
3. Формировать умение составлять описательный рассказ по картине (по плану) , закреплять умение образно рассказывать о природе весной.

Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
2.Совершенствовать речевой слух, внимание.

Воспитательные:
1.Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
2.Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.

Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки по теме, тучка, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.
1. Организационный момент ( на ковре в кругу)
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.
Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе»
- Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.
Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо»
- Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
- Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
- Вот и к нам пришла весна.
Светлее небо, тает снег
Мы расскажем с вами о весне,
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
- После какого времени года и перед каким наступает весна?
2.Основная часть (дети сидят на стульчиках полукругом на ковре)

 Весенняя сказка.
Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.
Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)
Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»
- Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).
- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? Почему вы так думаете?
- Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?

Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»
- Солнце самый главный помощник весны. Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.
- Какое солнышко?
- Что оно делает?
 Дидактическая игра «Сравни и назови».
Солнце желтое, как
Солнце круглое, как
Солнце ласковое, как
Солнце веселое, как
Солнце теплое, как
Солнце яркое, как
- Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит» тихо, громко, радостно.
- Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.
А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто знает?
- Как в народе называют этот месяц? Почему?

 Физминутка  «Подснежники просыпаются».

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(Выполняют движения по тексту)

Дыхательная гимнастика  «Проснулся жук»

Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

 Рассказы о весне.
Ребята! Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ по картине.

Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и будут подсказывать в какой последовательности рассказывать рассказ.

 Кто хочет рассказать? Рассказы детей (5- 6 рассказов).

 Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»
- Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?
- Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
- Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.
- Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
- Наступила весна, потому что
проснулся медведь.
3. Рефлексия
- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.
Тема: «Кто в зоопарке живёт?»

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1.Побуждать детей рассуждать, вступать в диалог с взрослыми и сверстниками, аргументировано высказываться.

2. Упражнять в умении образовывать существительные во множественном числе.

3.Учить детей согласовывать существительные с числительными (два-пять).

Развивающие:

1. Развивать речевое внимание, речевое дыхание

2. Развивать  умение действовать сообща.

Воспитательные:

1.Воспитывать культуру взаимоотношений.

2.Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность. Развивать

Оборудование: мяч, наклейки с изображением животных , иллюстрации к загадкам, иллюстрации детенышей животных.

Организационный момент:

Воспитатель:
 - Ребятки, кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели? (ответы детей)
- А хотите, мы сегодня мы с вами отправимся зоопарк для того, чтобы узнать от них самих кое-что интересное? (ответы детей) Но с пустыми руками мы отправиться не можем. Давайте что-нибудь возьмем. Как вы думаете, что мы можем взять с собой, чтобы угостить зверей? (ответы детей)
- А конфетами можно кормить зверей? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
-Правильно, ребята, от этой пищи животные могут заболеть
Воспитатель:
- Давайте мы с вами присядем  на ковер  и поиграем в игру, которая называется  «Два – пять».
2 банана     2 морковки   2 груши   2 апельсина
2 яблока   2 свеклы    2 сливы     2 лимона
- Наверное, этого мало будет животным в зоопарке. А если бы мы взяли всего по 5. То как скажем?
5 бананов   5 морковок    5 груш   5 апельсинов
5 яблок   5 слив   5 лимонов   5 персиков
- Вот теперь мы молодцы! Много взяли овощей и фруктов.
Воспитатель:
– Сейчас я произнесу волшебные слова,
слушайте внимательно и выполняйте движения:
«Повертитесь, покружитесь (закрывают глаза)
В зоопарке очутитесь!»

Дети открывают глаза, а перед ними на мольберте висят картинки с изображениями животных, которые обитают в зоопарке
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю коротенькие стишки о животных, которые обитают в нашем зоопарке:

1. Отчего тигренок- крошка,  ты похож на нашу кошку?
-Потому что для меня кошка - близкая родня!
2. Обезьянка, ты послушай, что на завтрак будешь кушать?
Отвечает обезьяна:
-Принесите мне бананов!
3. Не простудишь, кенгуру кенгурёнка по  утру?
-Я его не простужу в сумку сына посажу!
4. Эй, жираф, ответь скорее почему ты с длинной  шеей?
-Мне с таким высоким ростом доставать до листьев просто.
5. Зебра, будь добра, скажи, кто тельняшку одолжил?
-Это мне подарочек от любимой мамочки!
Воспитатель: А сейчас на пора возвращаться в группу и продолжить наше с вами занятие
Под волшебные слова возвращаемся в группу:
Повертитесь, покружитесь
Снова в группе окажитесь!
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- Я буду читать стихотворение- загадку про животных, которых вы не видели в нашем зоопарке. А вы постарайтесь отгадать кто это?
• Очень медленны движенья
И походка как скольженье
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши… (черепаха)
• Он живет среди болот,
У него большой живот.
И огромный страшный рот!
Это толстый …. (бегемот)
• Вот бежит колобок
У него колючий бок,
Его в руки не возьмешь
Потому что это… (еж)
• В реке Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б на встречу не проплыл
Всех проглотит… (крокодил)
• Косолапый, неуклюжий,
Любит мед, не любит стужи.
До весны привык храпеть.
Как зовут его (медведь)
• Ходит в шубе золотистой
Хвост у кумушки пушистый
Очень хитрые глаза
Как зовут ее?. (лиса)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята всех зверей узнали.
Физминутка  «Звериная зарядка»
Раз присядка, два прыжок,
Это заячья зарядка,
А лисички как проснуться,
Обязательно зевнут
Ну и хвостиком вильнут,
Ну а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте,
А наш Петя петушок
Подняв красный гребешок
Важно по двору шагает
Свою песню распевает.
Воспитатель:
-Вот опять, детвора, нам пришла играть пора.
Дидактическая игра с мячом «Чей, чья, чье»
Воспитатель:
-Я буду бросать мяч,  и начинать фразу, а вы ребята будите заканчивать ее и бросать мяч мне обратно.
У медведя  хвост,  чей… медвежий
У медведя ухо, чье… медвежье
У медведя  лапа.  чья… медвежья
У медведя нос.  чей …..медвежий
У медведя шерсть.  чья… медвежья
У медведя сон,  чей… медвежий
Воспитатель:
-Ребятки, а ведь в зоопарке у зверей рождаются детеныши.
А вы знаете, у кого кто рождается? Вот сейчас мы это и проверим.
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

У волчицы -волчонок ; у лисицы –лисенок, у львицы –львенок;
у медведицы –медвежонок,  у оленя –олененок;  у  зайчихи зайчонок;
у лосихи- лосенок, у ежихи- ежонок; у слонихи- слоненок
Воспитатель:
-Какие вы молодцы!  Все справились с заданиями!
Итог:
-Где сегодня мы с вами были?
-Кого видели?
-В какие игры играли?
-Какая игра понравилась больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...