Конспект занятия на тему "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сухинина Александра Сергеевна

Коррекционно-образовательные задачи:

·  Уточнение и расширение предметного словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы …).

· Расширение словаря антонимов.

· Активизация  словаря признаков и действий.  

· Формирование обобщающего понятия насекомые.

· Совершенствование грамматического строя речи:

- образование и употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных В. п. в ед. ч. без предлога;

- согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе; согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе;

- образование сложных слов;

- составление предложений со значением противопоставления и  со сложным союзом «потому что».  

Коррекционно-развивающие:

· Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха.

·  Развитие тонкой и общей моторики.

·  Развитие графо-моторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

· Воспитание бережного отношения к природе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия

в старшей группе «Насекомые»

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные задачи:

  •  Уточнение и расширение предметного словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы …).
  • Расширение словаря антонимов.
  • Активизация  словаря признаков и действий.  
  • Формирование обобщающего понятия насекомые.
  • Совершенствование грамматического строя речи:

- образование и употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных В. п. в ед. ч. без предлога;

- согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе; согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе;

- образование сложных слов;

- составление предложений со значением противопоставления и  со сложным союзом «потому что».  

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха.
  •  Развитие тонкой и общей моторики.
  •  Развитие графо-моторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики "Пчелка", слушание сказки  Корнея Чуковского «Муха  Цокотуха»; рассматривает насекомых, изображенных на картинках; проведение ознакомительной беседы о жизни, повадках, строении насекомых.

Лексический материал:

Стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, паук, таракан.

Ход ООД

  1. Организационный момент

Л. Весна в разгаре, снег уже давно растаял, появились первые цветы и кое-кто проснулся. А кто проснулся, вы мне сейчас скажите. Послушайте  и догадайтесь. (Фонограмма «голоса» пчелы). Кто же это?

Д. Пчелы.

Дл. Да, пчелы проснулись и полетели к  цветам. Для чего?

Д. Собирать нектар.

Л. А теперь немного пофантазируем и представим себя пчелками! А вот и  цветы. Насекомые очень любят  цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте  покажем, как они нюхают цветы:

-Ах!
-Ах, как пахнет!

-Ах, как приятно пахнет!...

-А теперь подуем на цветы. Молодцы!

  1. Основная часть

Дети садятся за столы. На доске расположены картинки с изображением насекомых.

  1. Упражнение «Кого я вижу». Образование существительных в форме винительного падежа единственного числа без предлога.

Л. Посмотрите внимательно на картинки. Назовите, кого вы видите?
Д.         Я вижу пчелу.

Я вижу кузнечика.

Я вижу комара.  И. т.д.

Л. Скажите мне, а как всех тех, кого вы видите, называют одним словом?

Д. Насекомые.

Л. Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(Строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья - называются «летающие», у других нет - «нелетающие»).    У насекомых есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

  1. Дидактическая игра «Где живёт?».

Цель: закрепить знания детей о местах обитания насекомых; развить фразовую речь.

Л. А сейчас подскажите мне, где живут насекомые?

Логопед показывает изображения пчелы, муравья, осы и божьей коровки.

Д.         Пчела живет в улье.

Муравей живет в муравейнике.

Оса живет в гнезде.

         Божья коровка живет на травке.

  1. Игра «Что делает сегодня? Что делал (ла)? вчера». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Л. А что делают насекомые? Чем они занимаются сегодня? Чем занимались вчера? Мы сейчас узнаем.

Бабочка порхает, и вчера бабочка… (Порхала).

Пчела мед собирает, и вчера пчела

Оса жалит, и вчера  оса …

Жук жужжит, и вчера  жук…

Комар звенит, и вчера комар …

Стрекоза стрекочет, и вчера  стрекоза …

Муха в дом залетает, и вчера муха

Кузнечик прыгает, и вчера  кузнечик …

Паук паутину ткёт, и вчера  паук …

Муравей муравейник строит, и вчера  муравей …

  1. Пальчиковая  гимнастика «Пчела». (Н.Нищева)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Жук-жучок и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали

От усталости упали.

Взмахи перекрещенными кистями рук

На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца

«Колечки» - указательные и большие пальцы соединены

Взмахи перекрещенными кистями рук

Медленно опускают руки

5. Игра  «Четвертый лишний». Употребление сложных  союзов «потому что».

Л. Предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». 
Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, кто лишний и почему? 

Шмель, пчела, оса, лиса.

         Муравей, муха, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

         Комар, кузнечик, бабочка, белка.

  1. «Отгадай, кого я хочу назвать». Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

                Мель-мель-мель, назову я …

                Са-са-са, называю я…

                Мар-мар-мар, называю я ...

                Ла-ла-ла,называю я .. 

  1. Игры с мячом. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие ловкости.  

Логопед приглашает детей встать в круг.

Л. Будем играть в игру «Один - много». Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько  предметов.

 «Один - много»

муха  - мухи                 стрекоза -                          кузнечик -                 сверчок -

пчела -                 бабочка  -                         жук   -                      гусеница -

оса     -                        муравей  -                            паук -                        божья коровка –

Л. А теперь изменим слово так, чтобы оно обозначало ласковое название насекомого.

«Назови ласково».

муха  - мушка                                крыло – крылышко                  

пчела -   пчелка                               жук   -  жучок                                    голова - головка                                паук -  паучок      

лапа  - лапка                                       комар – комарик

муравей  -   муравьишко                        глаз - глазик                  

                        

  1. Упражнение «Скажи наоборот» (по карточкам). Составление сложных предложений со значением противопоставления. Активизация словаря антонимов.  

Л. А сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»:

Муха ленивая, а пчела (какая?) /трудолюбивая/.

        Шмель пушистый, а жук … /гладкий/.

                У комара крылья короткие, а у стрекозы… /длинные/.

                У жука усы толстые, а у бабочки… /тонкие/.

                 У шмеля спина широкая, а у муравья… /узкая/.

        Божья коровка полезная, а комар … /вредный/.

        У кузнечика усы длинные, а у божьей коровки … /короткие/.

        Муравей ползает быстро,  а гусеница … /медленно/.

Комар маленький, а паук … /большой/.

        Божья коровка пятнистая, а шмель … /полосатый/.

  1. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …  (большеглазой).

У таракана длинные усы, поэтому его называют…   (длинноусый).

10.  Упражнение на развитие графо-моторных навыков «Найди и раскрась насекомое».

Л. Перед вами изображения насекомых, но они спрятались друг за друга. Найдите одно любое насекомое и раскрасьте его.

11. Упражнение для глаз «Пчёлка».

-Где была ты?

-Тут и там.                            Дети глазами следят за полётом пчелки.

-Где летала?

-По цветам.

III. Итог ООД

Игра «Подбери признак». Согласование существительных с прилагательными в роде.

Л. У меня есть корзинка. В нее нужно положить слова о насекомых. Но не любые слова, а которые отвечают на вопросы:  какая? какой?

Бабочка (какая?) - …

Муравей (какой?) - … И т.д.

Л. Что-то корзиночка стала тяжелой от ваших слов. Посмотрите, ваши слова-признаки превратились в конфеты. Это вам награда за хорошую работу. Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...