КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ БУРЯТИЯ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Казакова Лидия Владимировна

Задачи:    

  • Закрепить знания детей о том, что они живут в Бурятии.
  •  Развивать интерес к истории Сибири. Закреплять знания детей о жизни, обычаях, национальном костюме, культурой бурят, животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» г. Бабушкин Муниципального образования Кабанский район

Республики Бурятия

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ БУРЯТИЯ»

Старший воспитатель: Казакова Л.В.

г. Бабушкин 2025

Задачи:

  • Закрепить знания детей о том, что они живут в Бурятии.
  •  Развивать интерес к истории Сибири. Закреплять знания детей о жизни, обычаях, национальном костюме, культурой бурят, животных.

Активизация словаря: Бурятия, Сибирь, исполины, дэли, бэхэ, гутал, дэнзэ.

Обогащение словаря: буряты, юрта, очаг, моринхур.

Материал: карта Бурятии, флажок, кегли 10 штук, «лошадки» на палочке 2 штуки, иллюстрации: слайды бурятской национальной одежды, юрта; запись бурятской музыки, детали бурятской шапочки.

Расширить знания детей о родном крае, коренных народах нашей республики (русские, буряты), растительном и животном мире:

Формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Бурятия, их значении:

Пополнять и расширять словарный запас детей:

Воспитывать в детях духовно-нравственные ценности; толерантность, уважение к людям других национальностей.

Предварительная работа: Беседы о символике Бурятии, о городе Улан-Удэ и городах республики, о национальностях проживающих в городе и республике. Рассмотрение национальных костюмов (русского и бурятского).

Рассматривание иллюстраций и животных, птицах и растениях нашего края, заучивание пословиц о Родине, стихов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети встают полукругом у карты Бурятии

- посмотрите на карту Бурятии.

- Что вы увидели на карте? (реки, озеро Байкал, города, леса )

- Как называется столица нашей республики? (Улан-Удэ)

- Как называют людей живущих в Улан-Удэ? (Улан-Удэнцы)

- Ребята, мы в каком городе живём? Бабушкин

- Как называют наш таежный край? (Сибирь)

- Жителей Сибири? (сибиряками)

- Сибирь - это тайга, лес – деревья, верхушки которых, кажется, касаются неба. (показать деревья)

Физминутка: Покажите, какие высокие деревья растут в тайге.

(дети тянутся вверх)

Подул сильный ветер – закачались деревья – исполины.

(плавные наклоны в стороны)

Молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле.

(наклоны вперед с касанием руками пола)

В Бурятии у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, русские, эвенки, якуты, и многие другие.

Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские, казаки, белорусы, украинцы, поляки и остались здесь жить.Сейчас я расскажу вам о жизни, обычаях народа БУРЯТИИ. Я покажу вам наши достопримечательности, богатства нашей республики.

Буряты живут в разных районах, говорят на бурятском языке.

- САЙН БАЙНА – обозначает по -  бурятски  здравствуйте.

Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.

- Посмотрите на фото бурят в национальных костюмах.

- Буряты занимаются разведением баранов, лошадей.

Им часто приходилось переезжать в разные места, на новые пастбища. Жильем для бурят служила ЮРТА, которую можно легко разобрать и перевести на новое место.

- ЮРТА – состояла из длинных деревянных жердей – палок, которые покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг – огонь . который обогревал юрту.

Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом месте, а переносили огонь на новое место.

Священное животное у бурят - КОНЬ – Это друг, оружие, богатство, гордость, радость. Многие вещи у бурят имеют изображения коня, его копыт.

С детства обучают маленьких детей ухаживать за конем, запрягать, распрягать, скакать на коне.(Слайды коней)

- Давайте поиграем в игру «Ловкие наездники».

Бег вокруг кеглей на «лошади» (палочка), не уронив кегли.

К нам пришли гости,  буряты (куклы в национальных костюмах)

Бурятская национальная одежда очень красива, давайте посмотрим национальные костюмы бурят.

- Верхняя одежда бурят называется ДЭЛИ

- Посмотрите , на что она похожа? (ответы детей)

ДЭЛИ –похожа на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.

Нарядные ДЭЛИ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.

- Как вы думаете для чего? (были, как рукавицы)

- Мужское ДЭЛИ подпоясывалось длинным кушаком – БЭХЭ.(слайд мужского костюма).

Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво.

- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для безопасности).

Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.(слады мужской обуви).

Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - ДЭНЗЭ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.(слайд бурятских шапок).

Предлагаю вам распределиться по двое и собрать из частей бурятский костюм. Выполняют на фланелеграфе.

- Какие красивые получились

костюмы.

Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год).

У бурят Новый год называется САГААЛГАН или ПРИХОД БЕЛОГО МЕСЯЦА.(слайд)

На праздник готовят разнообразную молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы. Проходят состязания всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука (показ слайдов)

Рефлексия:

- О какой национальности мы сегодня говорили? (о Бурятах)

Давайте попрощаемся нашими гостями по - русски и по - бурятски. Дети по - русски: а теперь, воспитатель по- бурятски: БАЯРТАЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты образовательной деятельности в старшей группе по тематической неделе "Мой любимый детский сад". Составитель - старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Художественно-эстетическая деятельность.КОНСПЕКТ НОД по теме недели «Мой любимый детский сад»в старшей группе « Игрушки для мальчишек и девчонок» (рисование)  Коммуникативный вид деяте...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельно...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Раскрась планету» нетрадиционные техники рисования Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Представляю подробный конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему "Раскрась планету". Дети окунуться в увлекательное незабываемое к...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...