Конспект занятий на тему "Был кем? - Это кто?
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фаррахова Раиса Газинуровна

При обучении башкирскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения языка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Был кем? - Это кто?

Цель:

а) дать первоначальные знания о башкирском языке, знакомить детей со значением и произношение слов: был, мин, һин, кем, һаумы (-һығыҙ), һыу, һөт, һуған, нимә;

б) упражнения над артикуляцией звука [һ];

в) усвоение типических предложений: Был кем? Һин кем?;

г) знакомить с категорией единственного и множественного числа глагола һаумы - һаумыһығыҙ;

д) развитие памяти, внимания у детей, воспитывать у них интерес к башкирскому языку.

Средства реализации: кукла Айгөл в башкирском костюме, мяч, три стакана, в которых находится вода, молоко, лук, символ звука [һ].

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель:

- Здравствуйте дети. Меня зовут Раиса Газинуровна. Скажите, дети, в какой республике мы живем? Да, правильно, в Республике Башкортостан. Мы сегодня научимся говорить по-башкирски. Эта кукла Айгөл. Она нам поможет разговаривать на башкирском языке.

Айгөл:

- Һаумыһығыҙ, балалар! Здравствуйте, дети! Әйҙәгеҙ танышайыҡ! Давайте знакомиться! Мин Айгөл. Һин кем? Я у каждого из вас спрошу Һин кем? - Ты кто?, а вы отвечаете: Мин Арина (Лиза, Радэль и др.)

Айгөл таким образом проходит по ряду, спрашивая имена детей. Дети отвечают: Мин Арина (Лиза, Радэль и др.)

Воспитатель:

- Вот мы научились знакомиться друг с другом. Давайте спросим у соседа по-башкирски: Һин кем, а сосед должен ответить: Мин Арина (Лиза, Радэль и др.), ә һин кем?

Воспитатель:

- А теперь поздороваемся с соседом по-башкирски. (Сначала демонстрирую интонацию произношения, дети хором 3-4 раза повторяют за мной, потом здороваются друг с другом за руку, произнося эти слова):

- Һаумы, Арина!

- Һаумы, Азалия!

Воспитатель предлагает детям встать в круг, сам находиться в центре, ребенку бросает мяч с вопросом:

- Һин кем?

Ребенок:

- Мин Аида (Артем, Макар, Роман и др.)

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не назовут себя.

Воспитатель:

- Дети, а как мы здороваемся со взрослыми? (Здравствуйте!) А по-башкирски это звучит так: Һаумыһығыҙ!

(Игра с мячом продолжается, но на этот раз дети здороваются с воспитателем по имени и отчеству).

Воспитатель:

- Посмотрите на столе три стакана. Что в них, кто догадался? Правильно, вода, молоко, лук. Как они называются по-башкирски? Нам поможет кукла Айгөл:

- Был нимә?

- Был һыу (һөт, һуған).

Дети хором повторяют за воспитателем 3-4 раза, потом несколько детей отдельно произносят данные слова.

Воспитатель:

- Подул сильный ветер, нам стало холодно, подуем в ладошки, погреем их.

Игра (пальчиковая гимнастика) «Греем ладошки».

Һы-һы-һы – һыу;

Һө-һө-һө – һөт;

Һи-һи-һи – һин;

Һо-һо-һо – һоп;

Һа-һа-һа – һаумы!

Подведение итогов занятия:

- Как здороваются на башкирском языке? Познакомьтесь со своим соседом на башкирском языке: Һин кем?

- Мин Аида (Артем, Макар, Роман и др.)

- Как здороваются по-башкирски со взрослыми?

Дети сидят на местах, воспитатель снова бросает мяч, спрашивая:

- Был кем?

- Был Арина (Лиза, Родион и др.)

Игра продолжается с остальными детьми.

- Что на столе? Назовите на башкирском языке (вода, молоко, лук).

(Был нимә? Был һыу (һөт, һуған).

На следующее занятие воспитатель просит детей принести семейные фотографии.

- На башкирском языке прощаются так: Һау булығыҙ!

Дети повторяют хором. Каждый из них прощается с педагогом:

  • Һау булығыҙ, Раиса Газинуровна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...