Он так любил березы и космеи... Ф.Абрамову посвящается
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Черныш Наталья Валентиновна

Ф.А.Абрамов  -  писатель, талантливый писатель, который в своих книгах рассказал  о  жизни  нашей  северной деревни.  Его  книги  учат  любить  наш  север  так,  как  преданно  и беззаветно  любят его  герои  книг  Абрамова.

В  этом  году  Федору  Александровичу  исполнилось бы  90  лет. В  нашей области этот год объявлен годом  Абрамова.  Надеюсь,  вам интересно  будет  узнать  о  жизни  и  творчестве  нашего  земляка, чьи книги  читала и  читает  вся  Россия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razrabotki__prazdnika_i__uroka.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный  конкурс  методических  разработок

 «Реализация  регионального  компонента  на 1 ступени  обучения»

Номинация

«Реализация регионального компонента  в  воспитательной  работе»

Литературный  праздник

«Он  так  любил  берёзы  и  космеи…»

( Посвящается  юбилею  Ф.А.Абрамова)

Мероприятие  подготовила

Черныш  Наталья  Валентиновна,

учитель  начальных  классов.  

МОУ «Устьпаденьгская  ООШ»

МОУ  «Устьпаденьгская  ООШ»

2009-2010 уч.год

Цель  мероприятия:

  • Познакомить  учащихся с  Ф.А.Абрамовым – известным  советским  писателем,  уроженцем  Архангельской  области.  29 февраля исполнилось  90  лет со  дня  его  рождения.  2010  год  объявлен  в нашей  области  Годом  Абрамова.

Задачи:

  • Рассказать  учащимся  о  детстве  Ф.Абрамова, о  его участии  в  Великой  Отечественной войне,  о  творческом  пути
  • Показать  на  примере  Ф.А.Абрамова,  как   надо  любить свою  малую  родину и  как его  родная деревня  Веркола  повлияла  на  жизнь  и творчество  писателя.
  • Познакомить  уч-ся  с  некоторыми  произведениями Ф.Абрамова (путем литературной инсценировки).  
  • Воспитывать  у  детей чувство  гордости  за  наш  северный  край,  где  жили  и  живут такие  удивительные  люди,  как  герои  рассказов  Федора Абрамова
  • Заинтересовать уч-ся  произведениями  Ф.А.Абрамова,  с тем,  чтобы  им  захотелось  прочитать  и  другие рассказы этого  автора.

Оборудование  мероприятия:

  • м/м  презентация  «Памяти Абрамова»
  • выставка  книг  Ф.А.Абрамова  из  сельской  библиотеки.
  • Деревенская  одежда, военная  форма  для выступления уч-ся в  1 части
  • Ширма,  одежда  для  героев  инсценировки
  • Организация  чаепития

Участники:  1-4 класс Шелашской начальной  школы

В  подготовке  мероприятия  использованы  материалы  с  сайта,  посвященного  юбилею  Ф.А.Абрамова.

1  часть.

Литературная  презентация  «Памяти  Абрамова»,

-  Добрый  день,  ребята!  Сегодня  мы  собрались,  чтобы  поговорить о замечательном человеке,  нашем земляке – уроженце  Архангельской области – Федоре  Александровиче Абрамове.  

Ф.А.Абрамов  -  писатель, талантливый писатель, который в своих книгах рассказал  о  жизни  нашей  северной деревни.  Его  книги  учат  любить  наш  север  так,  как  преданно  и беззаветно  любят его  герои  книг  Абрамова.

В  этом  году  Федору  Александровичу  исполнилось бы  90  лет. В  нашей области этот год объявлен годом  Абрамова.  Надеюсь,  вам интересно  будет  узнать  о  жизни  и  творчестве  нашего  земляка, чьи книги  читала и  читает  вся  Россия.

 

Слайд 2.

Представьте  себе на минутку,  что  мы находимся   на берегу  одной  из рек  нашей  области. Это  река  Пинега.  На  её  берегах  привольно раскинулось  множество старинных  сел и деревень.

Слайд 3.

Пинежские  избы утверждают  себя  величественными  срубами   с  крутыми   бревенчатыми   взвозами,  с  бойкими  коньками  на   крышах,  с  теремковыми ставенками  и  узкими «косящатыми»  оконцами.

Слайд 4.

Будто  в  хороводе,  к  реке  сбегают  ломаные  линии  изгородей,  чем-то  напоминающие   древнеславянскую   вязь.

Слайд 5.

Тесными рядами  стоят за  околицей  амбары  «на  курьих  ножках»,  наполовину  вросшие  в  землю   чёрные  баньки,  скрипят  колодцы-журавли.

Слайд  6.

По  Пинеге  бесшумно  скользят  «осиновки»  -  лодки,  выделанные из  цельного  семиметрового  бревна  осины,  с  высоко  вздёрнутыми  носами.

Слайд 7.

Жизнь  в  пинежских  деревнях  течёт  степенно  и  размеренно,  как  часовой  механизм, заведенный  исстари.

Слайд 8.

В  одной  из  таких  деревень с необычным  названием  Веркола  

29  февраля  1920 года  родился Ф.А.Абрамов

Слайд 9.

Ученик  1

В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Веркола,
Отразилась Веркола –
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные –
Так уж повелось.

Слайд10.

Ученик 2.
Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.

Слайд  11.

Ученик 3.
Поздно как-то, рано ли,
Но в семье Абрамовых
Появился сын.
Родился он с норовом,
Прозывался Федором.
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил.

Слайд 12. 

Отец - Александр Степанович - скончался очень рано, оставив семью без средств к существованию. Маленькому Феде не было тогда и 2-х лет, старшему - Михаилу - исполнилось 14. Во главе семьи встала мать писателя Степанида Павловна.

Вот  как  вспоминает  об  этом  сам  Ф.А.Абрамов.

«  Мама  моя, Степанида  Павловна,  неграмотная крестьянка, которая с трудом  умела ставить три  печатные  буквы. Но крепкая, неглупая, властная и работящая  женщина, рано овдовевшая, но которая твердой рукой повела нашу семейную ладью.  В 1922 году, когда  мы остались без  отца, у нас была всего лишь коровенка.  А  за 8  лет,  когда   мы  вступали в колхоз,  мы  своим  трудом,  наша  ребячья коммуния,  сотворила  чудо:  у  нас  было  2  лошади,  две  коровы,  был  бык, была  телушка, был  добрый  десяток  овец..»

Это  крепкое  хозяйство  сыграло впоследствии «злую» шутку  над  маленьким  Федором.

Слайд 13.

А  пока  в 1928  оду  Федя  поступил в  Веркольскую  школу  1  ступени ( на 1 этаже  дома).  В  Веркольском  музее  бережно  хранятся  вещи  той  далёкой  поры.

Через  4  года  Федор  кончает  школу  первым  (лучшим)  учеником. Но  дальше  его  ждало  горькое разочарование.

( входит  мальчик  в старенькой  деревенской  одежде и  начинает  рассказ0)

В тридцать втором году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто, как не я, должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пятилетки? А меня не приняли. Не приняли, потому что я был сын середнячки, а в пятилетку в первую очередь, за малостью мест, принимали детей бедняков и красных партизан.

О, сколько слез, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребенка! О, как я ненавидел и клял свою мать! Ведь это из-за нее, из-за ее жадности к работе (семи лет меня повезли на дальний сенокос) у нас стало середняцкое хозяйство, а при жизни отца кто мы были? Голь перекатная, самая захудалая семья в деревне.

Один-единственный человек понимал, утешал и поддерживал меня. Тетушка Иринья, , которая всю жизнь за гроши да за спасибо обшивала чуть ли не всю деревню.

Пять месяцев изо дня в день я ходил ночевать к ней. Днем было легче. Днем я немного забывался на колхозной работе, в домашних делах, а где спастись, куда убежать от отчаянья вечером, в кромешную осеннюю темень?

Я брел к тетушке Иринье, которая жила на краю деревни. Брел по задворью, по глухим закоулкам, чтобы никого не встретить, никого не видеть и не слышать. Нелегкое было время, корежила жизнь людей, как огонь бересту, и как было не сорвать свою злость, не отвести душу, хотя бы и на малом ребенке.

И вот только у тетушки Ириньи я мог отдышаться и выговориться и выплакать свое неутешное детское горе…

( мальчик  уходит)

- На  следующую  осень Федор  все же был  принят  в школу,  и  через  5  лет  также  успешно  заканчивает  Карпогорскую школу и уезжает в  Архангельск.  

Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел Архангельск - город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Из  Архангельска  он  едет  в  Ленинград,  где  поступает  в  Ленинградский университет  на  филологическое  отделение.  

Но  мирную   учебу  прерывает  Великая  Отечественная война.

Слайд  14.

Ученик.

Был наукой учёный,
Был войной измученный,
Чуть не похороненный,
Только повезло:
Птица деревянная,
Счастье окаянное
Иль здоровье славное –
Что тогда спасло?

( входит  мальчик  в  солдатской форме и   начинает  рассказ)

В 1941 г. я вместе с другими однокурсниками отправился на фронт в составе Народного ополчения. Многие друзья не вернулись с полей сражения. А мне "повезло" - я остался живым. Мне довелось участвовать в двух боях, в каждом из которых я был ранен. Сначала - ранение в руку, после госпиталя снова был отправлен на фронт, и во время боя я был ранен в ногу и потерял сознание. Меня уже хотели вместе с другими убитыми похоронить в братской могиле, но по счастливой случайности мимо проходила полевая кухня. Один боец остановился около меня, чтобы попить воды из каски. Капли воды упали мне на лицо, и я очнулся и  застонал. Так я попал в госпиталь блокадного Ленинграда в самое тяжелое время осени - зимы 1941-42 годов. Здесь я пережил ужасный голод, холод блокады. Мне чудом сохранили ногу. Весной 1942 года меня вывезли по Дороге жизни на Большую землю, и долечивался я в тыловых госпиталях Вологодской и Архангельской области. Затем окончил Архангельское пулеметное училище, откуда меня забрали на службу в контрразведку "Смерш» -  «смерть шпионам» - где я и прослужил до окончания войны.

(мальчик уходит)

Слайд  15.

После войны Ф.А.Абрамов  окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

Рассказ  библиотекаря  по  выставке   книг  Ф.А.Абрамова.

Слайд  16.

Жил  и  работал  Ф.А.Абрамов  в Ленинграде, много  путешествовал  по  стране,  бывал  и  в  зарубежных поездках  -  во  Франции,  Англии,  Америке и других  странах, но  душа  и  сердце  его оставались  в  любимой  Верколе,  вот  в этом  доме,  о  котором я  и поведу  далее  рассказ.

Родительский  дом  Абрамовых  не  сохранился.  Поэтому,  приезжая  в  родную  Верколу,  Федор  Александрович  жил  у  своего брата.  Но  по  настоянию  жены  решил  построить  собственный  дом.

Слайд  17.

'Старую нежилую избу, вросшую в землю почти по самые окна, Федор Абрамов купил зимой 1974 года у хозяйки, давно не жившей в Верколе. А весной, в мае - июне, начал перестраивать ее.'

Слайд 18.

Перевозить  и  перестраивать  дом  помогали  Абрамову  его  земляки.

'Опыт строительства дома обогатил Федора и как писателя. (...) В майских записных книжках он делал короткие заметки, осваивал строительное дело и ту, как он называл ее, 'плотницкую грамоту', которой учился у лучших мастеров. (...) Таких записей много. И в них чувствуется наблюдательность и проницательность художника, умеющего открывать поэзию в любом труде, в любом деле.'    

Из воспоминаний Л.В Крутиковой –Абрамовой

Слайд  19.

Весной  следующего  года,  по  нашим  северным  традициям,  рядом с  домом  была  построена  и  баня.

'Строили баню вдохновенно, радостно. И тут я убедилась, как хорошо плотничает сам хозяин. Я не раз повторяла: Абрамов все умеет - корить бревна, мшить пазы, сверлить отверстия для соединения бревен, а главное - подмечать недостатки. Он был до мелочей придирчив к работе помощников. Огорчался, когда без него допускали огрехи, выверял прямоту углов, подгон косяков.' (Л.В. Крутикова-Абрамова, 'Дом в Верколе')

Слайд  20.

Обстановка  в   доме самая  обычная -  простая,  деревенская,  а  из  окна открывается  прекрасный  вид  на  Пинегу.

Слайд  21.

«…Словно незримой пуповиной привязан я к родной Пинеге…

Я не могу жить, не могу писать, если не вдохну воздуха родного края, не пройдусь по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми» -  признавался  Федор  Александрович.

Слайд 22.

И,  конечно,  приезжая  в Верколу,  Абрамов  тесно общался  со  своими  земляками. Это  общение  было неоценимым  для  его  писательской  деятельности.

Слайд  23.

Вот  какие  слова  он  посвятил  жителям  Верколы.

«Вы ведь из тех, кто так робит, так ломит, что себя не помнит. В общем, из той породы людей, которым земля обязана всей своей красотой, всей устроенностью своей и которых, увы, в наше время становится все меньше и меньше'

Слайд  24.

Может быть,  именно  в  этот  момент  у  Абрамова  родились  вот  такие слова:

"Запах родины... Благоуханье родного воздуха... Не выдумка ли поэтов?
Нет, ныне это было со мной. Да и день-то совсем не поэтический. Сыро, мрачные облака ползают по земле. (...)
Но вот (...) - ни с чем не сравнимая радость дыхания родного воздуха. Кажется, никогда в жизни ничего подобного не испытывал."  

Слайд 25.

Может  быть,  именно  эта  картина  была  перед  глазами  Федора  Александровича.  Ведь  это  косогор ( а по – северному угор ),  раскинувшийся  перед  домом Абрамовых.  Теперь  в  Верколе  его  называют  «абрамовский  угор»

Слайд 26.

Вот так живописно выглядит  «абрамовский  угор»  со стороны  Пинеги.

Слайд  27.

Дом  Федора  Абрамова  не  стал  музеем. До  сих  пор каждое  лето  сюда  приезжает  вдова  писателя  -  Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова.

Слайд 28.

Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, несмотря на свой возраст, удивительно энергичная, активная женщина, ведет большую исследовательскую и организаторскую работу, постоянно публикуется, издала несколько книг, посвященных творчеству и жизни мужа-писателя.

Слайд 29.

Тут, на абрамовском угоре, символично соединились начало и конец земного бытия Ф.А.Абрамова

Федор Абрамов прожил недолгую жизнь. 14 мая 1983 года он скончался в ленинградской клинике после операции по удалению желчного пузыря. Но незадолго до кончины на вопрос близких о том, где он хотел бы покоиться после смерти, ответил: "В Верколе, рядом с матерью". Но его похоронили на угоре, возле дома, в котором он жил. Гроб с его телом привезли из Ленинграда на самолете в Карпогоры, а оттуда - на машине в Верколу. Проститься с писателем приехало очень много людей. Когда гроб стали опускать в могилу, многие заметили, как по небу пролетала стая журавлей, и от этой стаи отделились два журавля, приблизились к могиле, низко спустились над ней и сделали круг. Потом еще два журавля сделали то же самое. Художник Владилен Никифорович Бутюков сделал зарисовку с натуры, а в 1995 году создал три картины, объединенные темой птиц - "Зов журавлей", "Прощание", "Свет далекой звезды".

Сама  природа  простилась  с  тем,  кто  всю  жизнь  воспевал  её  в  своих  произведениях.

Слайд  30.

1 ученик.

Он так любил березы и космеи
И пинежский напевный говорок,
День ото дня сильнее и сильнее
Его тянуло на родной порог.

2 ученик

Здесь сердце отдыхало и болело,
Искало вновь ответа на вопрос:
Куда идем? Так в чем, скажите, дело?
Земля скудеет, лес и сенокос.

3 ученик

Герои мы на час? Да неужели?
А Родина просила защитить
От подлости, пассивности, безделья,
От сердца равнодушного в груди.

4 ученик.

И он вставал. Он словом бил в упор!
Он, как на фронте, снова был бойцом!
И, выйдя на Абрамовский угор,
Я чувствую, как ветер бьет в лицо!

Ведущий.

- А сейчас  вас  ждет встреча  с  героями  рассказов  Ф.А.Абрамова.

2  часть.

Литературная  композиция  по  рассказам Ф.А.Абрамова

«Валенки»  и «Родное пепелище»

Выходит  молодая  женщина  и  начинает  развешивать  на веревке яркие шелковые платья, всевозможные шали, полушалки, платки, ситцевые и шерстяные отрезы, одежда верхняя, обувь, меховые шапки.

К ней подходит  пожилая  женщина,  любуется, с поклоном  здоровается:

- Здравствуй, Дарья  Леонтьевна!  Красота-то  у тебя  какая!

- Здравствуй,  Еремеевна.  Красота-то  красотой,  да нелегко  все  и досталось, Это ведь все сама нажила, своими рученьками заробила: двенадцати лет от родителей осталась.

Женщины  присаживаются  на лавочку,  сбоку  у  которой  стоят два старых, растоптанных, без подошв черных валенка.

– А эти молодцы как сюда попали?  - спрашивает  Еремеевна

Дарья Леонтьевна молодо смеется.

– А от этих молодцов я жить пошла.

– Жить?

– Жить. Мне эти валенки в лесу дали. Первая премия в жизни. И вот жалко, никак не могу выбросить.

Дарью Леонтьевну прошибает слезой.

– Ох, как вспомнишь все свои стежки-дорожки, дак не знаешь, как и на сегодняшнюю дорогу вышла. Мне четырнадцать лет было, когда меня на лесозаготовки выписали. И вот раз прихожу в барак из лесу. "Новый год, говорят, Дарка, завтра у людей". Эх, думаю, и мне надо Новый год отметить. А как? Чем? У нас тогда, в войну, не то что хлеба, картошки-то досыта не было. А давай, думаю, у меня хоть валенки сухие в новом году будут. Положила в печь, легла на нары. Думаю, полежу немножко, выну. А проснулась утром – в бочку железную бригадир колотит. Я вскочила, к печи-то подбегаю, заслонку открываю, а у меня от валенок-то одни голяшки. Сгорели. Жарко, вишь, топили печь. Стены-то в бараках худыe – к утру все выдует, куржак в углах-то, зайцы белые.

Я вся в слезах к начальнику лесопункта. Босиком. По снегу, как сейчас помню, – конторка напротив барака стояла. "Так и так, говорю, Василий Егорович, у меня валенки сгорели, что мне делать?" – "А что хошь делай, а чтобы к утру завтра была на работе. А то под суд отдам.

Пошла домой – восемь верст до дому. Из шубы маминой два лоскута вырезала, ноги обернула да так и иду зимой по лесу. Пришла домой, а что возьмешь дома? Катя, сестренка младшая, в детдоме, изба не топлена, на улице теплее.

Вот я села на крыльцо, плачу. Идет старичок, Евграф Иванович, конюхом робил. "Чего, девка, ревешь?" – "Валенки сожгла. Начальник сутки дал, а где я их возьму". – "Ничего, говорит, не плачь. Пойдем ко мне на конюшню, что-нибудь придумаем". Вот пришли на конюшню, тепло у дедушки, да я только села на пол к печке, прижалась, как к родной мамушке, и уснула. До самого вечера спала. А вечером меня дедушко Евграф будит: "Вставай, говорит. Ладно, нет, я чего скорестил". Я гляжу и глазам не верю: бурки теплые, эдаки шони из войлока от хомутов старых сшил. Я надела бурки да до самого барака без передышки бежала. В лесу темно, разве звездочка какая в небе мигнет, а я бежу да песни от радости пою. Успела. Не отдадут под суд.

А через полгода, уж весна была, приезжает к нам сам. Секретарь райкома. "Говорите, кто у вас ударник". – "Дарка, говорят. Всех моложе девка, а хорошо работает". – "Чего хочешь? – говорит, это секретарь-то. Чем тебя наградить-премировать за ударную работу на трудовом фронте?" – "А дайте, говорю, мне валенки". – "Будут тебе валенки. Самолучшие". И вот осенью-то мне валенки черные привез. Опять сам. Верный человек был. Раз уж что сказал – сделает.

Я долго их носила. Бережливо. Первые-то пять только как выходные, а потом уж и каждый день, какие у меня эти валенки.

- А  ты куда это, Еремеевна, с чайником?

- На дачу. Не слыхала разве, у меня дача завелась?

Дача, дача... Это суседи так зовут, а я-то: татино пепелище. Три года назад Митрий переехал в середку деревни - надоело жить-то на отшибе. У нас, в верхнем конце, сам знаешь, и вода далеко - кажное ведро надоть в гору, и комары летом - заживо съедят, а зимой опять дороги к нам нету, болотом ездим. Там теперь главный-то тракт у нас, где молотилки, да пилорама, да мастерские.

Сама, сама парню-то посоветовала переехать. Буде, говорю, я помучилась, а ты давай в середку гнезда людского. Переехали. Дом Митрий построил - не знаю, есть ли лучше-то во всей деревне. Варанда, наверху избушечка, три комнаты, мне комната отведена. "Мама, говорит, ты всю жизнь в старье жила, покрасуйся хоть на старости, хоть под конец жизни свет увидь". А я знашь как в хоромах-то новых стала жить? Заболела. Какая-то болезнь пристала - сохну, аппетиту нету, и все на лежку, все на лежку тянет.

Митрий - не последний человек в деревне - дохтуров из района вызвал. Те наехали со всякими лекарствами. "Что, бабка? Чем болешь?" Надавали всяких порошков. Нет, не лучше. С фунт але боле за зиму выпила. Ну весны дождалась, вези, говорю, парень, матерь на старо пепелище. Хочу, говорю, перед тем, как глаза закрыть, на свое подворье поглядеть.

Ну приехали. Посидела я на бревнышке - изба раскатана, дом раскатан, потом попила водички из своего колодца. Мне и лучше. Я назавтра сама встала да и пошла. Вот с тех пор и хожу чуть ли не кажный день. У людей как бы робить да как бы что сделать, а я с утра чай пить на свое подворье. Митрий от дождя и сараюшку поставил. "Делай, мати, как тебе надобно, хоть каждый день ходи на свое подворье чай пить, только не помирай".

-  А давай-ка,  Еремеевна,   попьем  твоего  живительного  чайку,  да  и  гостей собравшихся  угостим!

Чаепитие  с  традиционным  северным  угощением.

Во  время  чаепития  идет  обсуждение услышанных  рассказов

( с участием героинь)

Районный  конкурс  методических  разработок

 «Реализация  регионального  компонента  на 1 ступени  обучения»

Номинация

«Реализация регионального компонента  в  учебной  работе»

Урок внеклассного  чтения

«Превыше  всего…»

( по  произведениям  Ф.А.Абрамова)

Урок  разработала

Черныш  Наталья  Валентиновна,

учитель  начальных  классов.  

МОУ «Устьпаденьгская  ООШ»

МОУ  «Устьпаденьгская  ООШ»

2009-2010 уч.год

Цель  урока:

  • На примере  произведений Федора Александровича  Абрамова  обсудить,  каким  должно  быть  отношение  людей  к  лесу

Задачи:

  • Актуализировать  знания  уч-ся о жизни и  творчестве  Ф.А.Абрамова.
  • Прочитать  рассказы  Ф.Абрамова,  в  которых  говорится о том,  как  любят  лес  северные  жители, подумать,  в  чем  причина  такого  отношения  к лесу.
  • Расширение  природоведческого  кругозора  учащихся
  • Продолжить  знакомство  с  северными  диалектными  словами, с  особенностями разговорной  речи,  свойственной  Архангельской  области.
  • Развитие коммуникативных и читательских  компетентностей  уч-ся

Оборудование:

  • м/м  презентация
  • Распечатка  текстов  рассказов Ф.Абрамова «На Мезень-реке», «Взапятки посмотрю»
  • Карточки  с новыми диалектными словами
  • «Словарь русского языка»  С.И.Ожегова  (3 шт.)

Класс:   3 класс

Школа:  Шелашская  начальная  школа

В  подготовке  урока  использованы:  

-  материалы  с  сайта,  посвященного  юбилею  Ф.А.Абрамова.

-  материалы  книги «Пинежье» -М., Советская  Россия, 1988

Ход  урока.

  1. Организационный  момент.

Актуализация знаний  о  Ф.А,Абрамове.

(слайд 1) -  фото  д.Веркола

В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Веркола,
Отразилась Веркола –
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные –
Так уж повелось.

 Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.

-  Ребята,  кто  прославил  небольшое  северное  село  Веркола?

(слайд 2 -  фото  Ф.А.Абрамова)

-  Что  вы знаете об  этом талантливом северном  писателе?

II.   Постановка  учебной  задачи.

-  Сегодня  на  уроке  внеклассного  чтения мы  познакомимся  с  некоторыми рассказами  из книги Федора Абрамова  «Трава-мурава».

(слайд  3 -  фото  книги  «Трава-мурава»)

- Ф.Абрамов  очень  любил  небольшие  рассказы, собранные  в этой  книге. В них – русская  народная  жизнь. Как  и в самой этой  жизни,  в этих рассказах  всё  перемешано – радостное  и горькое, смешное и трагичное, небывалое и привычное. О себе повествует  сам  народ: то смеётся, то радуется, то негодует и возмущается, а то и вовсе печалится. Герои его рассказов – люди простые, незаметные, как травка-муравка. Но, вместе с тем, все они люди незаурядные, одаренные добротой, чистотой помыслов, любовью к земле, к своему делу, это люди совестливые, много поработавшие на своем веку. Такие люди жили и живут рядом с нами. Только надо их увидеть, заметить, как делал это Федор Александрович.

Рассказы  в  этой  книге  самые  разнообразные.  Для нашего урока я отобрала несколько из них, объединенных одной  темой.  Начало  этой  темы  я  обозначила такими словами:  «Превыше  всего..»  

(Тема открывается  на доске)

-  Как  вы  понимаете  эти  слова?

- Действительно, сегодня мы поговорим  о чем-то очень важном, самом  главном и значимом  для героев Абрамова. А  уточнить тему  нам  поможет  первый  рассказ, который  называется «Взапятки посмотрю».

ВЗАПЯТКИ ПОСМОТРЮ

Глинковская старуха превыше всего любила лес. Люди, бывало, в церковь, а она в лес.

Под старость обезножела. Но каждый раз, когда домашние или соседи шли в лес, выходила на крыльцо проводить их. Даже сама будила их, торопила, посылала в лес пораньше, пока роса не обсохла. И при этом каждый раз приговаривала:

- Идите, идите, а я вам взапятки посмотрю.

( Чтение рассказа  учителем,  дети следят  по карточкам)

-   Что же  превыше всего  было  для  героини  этого  рассказа?

-   Подтвердите  это  словами   из  текста.

-  Как  вы думаете, о  чем  мы  будем  читать  и  говорить  на  уроке?

- Т.о., наша  задача сегодня узнать об отношении героев Абрамова к лесу, о том, как они  его любили.

III.  Этап  усвоения  новых  знаний.

       Анализ  рассказа  «Взапятки  посмотрю».

-  Вернемся  к  нашему рассказу.  Перечитаем  его  еще раз  (чтение  цепочкой)

-  Что  произошло  со  старушкой  под  старость?

-  Как  понимаете  это  слово?

-  Что  часто  делала  героиня,  когда  незамогла    ходить в свой  любимый  лес?  Прочитайте.

- Какие  слова  она  при  этом  говорила?

-  Как  понимаете это  слово?

-  Как  вы  думаете,  о  чем  она  думала,  когда глядела  вслед  людям,  уходившим  в  лес?

- (обобщение  ответов)  И, наверное, она хотела передать этим  людям  свою любовь  к  лесу.

IV.  Физкульминутка  «Только  в  лес  мы  зашли…»

V. Работа над  рассказом  «На  Мезень-реке».

На Мезень-реке

          – Сегодня не будем телек смотреть: бабушки умершей память завтра. В прошлом году умерла, до ста семи лет двух месяцев не дожила. А сто-то пять лет было, она еще со мной в лес ходила. По грибы. Идет сзади меня, плачет да стегает себя вицей по ногам. Я говорю: что ты, бабка, с ума сошла, по ногам себя бьешь! А она: "Что худо идут. Я ведь за тобой угнаться не могу".
          Подумай-ко, какие у нас лиственницы водились. Нет, мы против их ольха чахлая да осинник.

1) Первичное восприятие  текста.

     Работа  в  парах

-  Прочитайте следующий  рассказ  Абрамова  «На Мезень-реке»  и  обсудите в парах, почему  он  также соответствует  задачам  нашего  урока.  Подготовьте  (сформулируйте  и обоснуйте) свой  ответ.  Также  в  парах  найдите  слова,  значение  которых  нужно выяснить  в Толковом  словаре. (можно подчеркнуть  карандашом)

2)  Обсуждение  итогов  работы  в  парах

      (  подвести  детей к  мысли  о том,  что  старушка  била себя  по  ногам не  для  того,  чтобы догнать  дочь,  а  скорее  всего,  потому  что  уж  очень   ей  хотелось  побывать  ещё  раз  в  лесу,  пособирать грибов,  и  побывать  в лесу  ей хотелось  до  слез)

3)  Словарная  работа

-  Значение  каких  слов  нужно  выяснить  в  словаре?  (стегать,  вица, чахлая)

-   Снова  поработаем в парах.  Найдите значение  этих слов  в «Словаре  русского языка» С.И.Ожегова.  (  каждой  паре дается  по  одному  слову).

-  Подведение  итогов парной  работы:

Стегать  -  хлестать,  бить  чем-нибудь  гнущимся,  тонким  (стр.1002)

Чахлый  -  1)  Вянущий,  слабый.  2) Болезненный,  хилый.   (стр.1150)

Слова  «вица»  в  Словаре  нет.  Объяснение  слова  с опорой на текст  и  жизненный  опыт

На доске

4)  Работа  над  художественными особенностями  текста.

-  Ребята,  а  какой  вы  представляете  себе  женщину, которая  рассказывает  детям  об  их  бабушке?

-  А показать,  что это простая  деревенская женщина  Абрамову  удалось  с помощью  слов,  сочетаний  слов, которые  можно  услышать  только  в  нашей  северной  глубинке,  в  северной  деревне. Некоторые  слова  мы  также  знаем  и  употребляем, но стараемся  произносить  их дома,  в просторечном  разговоре, ведь в  школе, на  уроках  надо говорить  по  правилам современного  русского  языка.  Давайте  найдем  эти  слова и  выражения.

- выборочное  чтение  и  обсуждение

(телек, с ума  сошла, худо  идут,  угнаться  не  могу,  подумай-ко,  против  их)

-  Почему  автор  употребляет  такие  слова?

5) Работа над смысловой  значимостью  текста.

- Перечитайте  заключительную  часть  текста.

          Подумай-ко, какие у нас лиственницы водились. Нет, мы против их ольха чахлая да осинник.

-  Как  вы  понимаете эти  слова ?

- Т.о., мы видим,  что  женщина  сравнивает свою мать  с  лиственницей,  а себя  и  своё поколение с  чахлой  ольхой  и осиной. Это  сравнение ещё раз  показывает,  в  какой  гармони  с  природой  живут  герои  этого рассказа, ведь  они олицетворяют  себя с  деревьями.  А  сравнение  это  глубокое  и  очень  точное!  Ведь  бабушка  дожила  до  107  лет,  а  в  105  могла еще  ходить  за грибами, пусть  не  угоняясь за своей дочерью.  Так и  лиственница – самая  древняя  порода  среди  хвойных.  Принято  считать, что лиственница  живет  500-600 лет,  но  по срезам  некоторых деревьев – долгожителей ученые  насчитали до 1 300 годичных  колец. А еще  древесина  лиственницы самая прочная из  северных  пород. Паркет и оконные  рамы  в  Зимнем Дворце в  Санкт-Петербурге сделаны  из  северной лиственницы. Свидетельство  прочности  древесины  -  двухсотлетней давности  фундаменты многих  изб на пинежской земле.  Когда  смотришь на  эти богатырские, пропитанные  смолой плахи, приобретшие  цвет и прочность камня, поневоле  проникаешься уважением к  их  почтенной старости.

Слайд 4  -   образ  северной  женщины  -  лиственницы

Также  уважительно  относится  в  рассказе  и  дочь к  своей  матери, сравнивая  её  с  лиственницей, а  себя  с  осиной  и  ольхой.  Почему  именно  с  этими  деревьями?  У  нас  на  севере  издревле  землю  под  строительство  деревни, под  пашню  или  сенокосы  приходилось  отвоевывать  у  леса.  А  ольха и  осина  растут достаточно  быстро  и  в  короткие  сроки «наступают»  на  отвоеванные  земли,  и человеку  приходилось  вновь  и  вновь расчищать  сенокосы,  пашни.  Поэтому  эти  деревья  в какой-то  мере считались  даже  сорными и, наверное,  хотелось,  чтобы  они  были  чахлыми и  не  так  быстро  занимали  с  таким  трудом  освоенную  землю. В  пинежских  деревнях  даже  около  домов  практически никогда  не  сажали  никаких  деревьев  или  кустов.  «Около дома  куст – настоится  дом  пуст», - пишет  Абрамов  в  повести  «Братья  и  сестры».

Вот  в  чем  мудрость и  красота  последних  строк  нашего  рассказа.

VI. Релаксация.

Сядьте  поудобнее и  давайте полюбуемся  красотой  лиственницы, осины  и  ольхи  и  нашего северного  леса.

Слайды  5-21

VII. Работа  над  выразительным  чтением  рассказа

- И вот  мы снова  вернулись  к  нашему  рассказу. Как  вы  думаете, с  каким  чувством  рассказывала  дочь  о  своей  матери?  

( анализ  строк рассказа, на  доске карточки)

Печаль,

грусть,

уважение,

удивление,

восхищение

- Как  при  чтении  показать  эти  чувства  (повышение  и  понижение  голоса, паузы)

-  Чтение текста  учителем.

-  выразительное  чтение  рассказа  несколькими  уч-ся  с  коллективным  оцениванием.

VIII. Рефлексия.

-  Надеюсь,  наш  урок  убедил  вас,  как  сильно ( до  слез )  любили  лес  героини  Абрамова, а  когда  что-то любишь, то, конечно, стараешься это  сохранить  и  сберечь. Давайте  вспомним,  как  надо  вести себя в   лесу,  на  природе.

-  А  что  должны  делать  взрослые,  чтобы сохранить  наши  лесные  богатства?

- Т.е., отношение  к  лесу должно быть  бережным  и  хозяйским,  а  не  потребительским и небрежным.  Об  этом  тоже  писал  Федор  Александрович  Абрамов. Причем, оказывается, различное  отношение к лесу  свойственно  не  только  людям,  но  и  животным.  Дома  прочитаете  рассказ «Бобер-хозяин» и выполните  к  нему задания.  

БОБЕР-ХОЗЯИН

Идем по лесу со старым охотником. Впереди - просвет.

- Сейчас потише. Речка будет, а на речке плотина бобровая. Может, и самого бобра еще увидим. Нет, не увидим. Тихо этот бобер живет. Хозяин. Все у него в аккурат.

Да, вот как жизнь устроена. Мы думаем, только середь людей - хозяин, не хозяин. Нет, парень, и звери на разный манер.

Вот за тем мысом бобер живет. Дурак дураком. Корму - ивняка, березы было на десять - одиннадцать лет. Живи припеваючи. А он что сделал? Плотину сразу поднял на два метра - сколько поел не поел затопленного кустарника - тот обсох за год. А раз обсох - все: ищи другое место да строй новую нору.

А умный-то бобер, хозяин-то который, он до десятка лет, а то и больше одной плотиной пользуется. Как пользуется-то? А по-хозяйски объедает. Сперва маленькую плотнику поставит, чтобы вода залила берег - чуть-чуть, чтобы ровно на год еды (кустарника) хватило. Объел осинку, березу, ивняк затопленный, снова приподымал плотину, и так раз десять. Так делает-то хозяин-бобер.

То же и лось. Иной пройдет мелкий сосняк как хозяин, объест столько, сколько надо. А другой весь поломает. Шлепает, пасть не закрывши, - на все ему наплевать.

Задание.

1.  Найди  предложения, в которых  выражена   главная  мысль рассказа.

2.  Найди слова,  которые характеризуют  умного  бобра  и  его  соседа.

3.Придумай  свой  вопрос  к  тексту, который  ты  задашь  в  классе.

4*. Узнай  еще  случаи  хозяйского  и  нехозяйского отношения  животных к лесу.

IХ. Подведение итогов  урока. Самооценивание.

- А  теперь  мне  хотелось  бы,  чтобы  вы  оценили  наш  урок. На  доске оценки  «5»,  «4», «3» и «2»,  а  у  вас на  парте  по  три разных  деревца.

- Какую  оценку  вы поставили  бы  нашему  уроку?  Прикрепите  одно  из  деревцев  к  этой  оценке.

-  Как  вы  оценили бы  свою работу  на  этом  уроке? Прикрепите  деревце к соответствующей  оценке.

-  Если  желаете, можете  оценить  работу учителя   и  тоже  поставить мне  оценку.

(Небольшая  характеристика  получившегося  «леса»)

Спасибо  за  урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."

Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина)  и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....

Конспект урока чтения. Береза. Есенин.

Урок без презентации, не позволяет техническое оснащение. Предлагаю наглядный материал, использованный в уроке....

Урок русского языка в 3 классе по теме С.А.Есенин "Береза"

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "С.А.Есенин "Береза"...

Конспект урока чтения. Есенин. Береза.

Береза. С. Есенин. На тот момент отсутствовала мультимедийная техника, потому иллюстрации в картинках. Можно составить презентацию....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир. ...