Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Горохова Галина Николаевна

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы". УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_obucheniya_gramote.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте. УМК «Планета Знаний».

МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

 г. Котовска Тамбовской области

учитель начальных классов Горохова Галина Николаевна

Тема: Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.

Цель: познакомить с буквами ы, и, как ориентирами для чтения.

Задачи:

1) закрепить знания детей  о звуках  [и], [ы], учить различать их в словах и обозначать соответствующими буквами; определить роль букв и, ы при чтении;

 2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление;

 3)воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока.

Презентация

I. Организационный момент.

Цель: эмоционально настроить детей на работу.

Со звонком дети произносят слова:

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Учитель: Вы готовы?

Дети: Всё в порядке!

Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, у всех хорошее настроение.

Уч. - Сегодня у нас необычный урок. Ребята, посмотрите на наших гостей. Конечно, вы узнали своих воспитателей.

Уч. -  В детский сад вы все ходили,

Там дружили и играли,

Мир прекрасный изучали.

Д.   -  А теперь мы повзрослели

            И за парты в школе сели.

II. Актуализация опорных знаний.

Уч. -  Продолжим путешествие по городу Букв.

(Выходит группа ребят с буквами, читают стихи)

Ш – Шаг за шагом в этот класс

К – Кто-то вел за руку нас.

О – Очень благодарны им, воспитателям своим.

Л – Любим мы звонок веселый!

А – А зовется это… ШКОЛА!

Звучит песня «Учат в школе».

-Чему же учат в школе? (читать, писать, считать, дружить).

  1. Речевая разминка.

       Гимнастика для губ и языка.

а) «Жил – был язычок…»

      Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

б) Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].

- Что мы должны этим показать?

(Как копытами стучат лошади.)

 Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

 Произнести скороговорку с разной интонацией:

                          - спокойно;

                          -  сердито;

                          - весело, бодро

 -Для чего мы учимся произносить скороговорки?

(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

г) Чтение слогов

ма                 -с радостью

мо                 -с удивлением

му                 -споём

мэ                 -с грустью

на                 -с вопросом

ну                 -с угрозой

в) Чтение слов

ара     Анна

ура     Рома

эра     Роман

-Что общего в словах? (2 слога, слог-ра)

-Чем различаются?

-Что общего в словах 4 столбика? (имена)

III.  Целеполагание.

Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал.

  1. - Что нам помогает общаться?

    (Речь.)

     -Из чего состоит наша речь?

     (Из предложений.)

    -Составить предложения по схемам и картинкам.

Буратино составил свои предложения.

Прочитаем. Назовите слова предметы, слова-действия.

    -Из чего состоят предложения?

      ( Из слов.)

  1. Игра «Четвертый лишний».

Назовите четвертый лишний.
ЛУНА
НОРА
ЭМУ
МАЛИНА

(малина – 3 слога; эму – живой предмет)

      - Из чего состоят слова?

      ( Из звуков.)

- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)

- К нам пришли на урок буквы. (На доске буквы: А,О,Л,У,М,Э, Н,Р)

- Назовите их.

-Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошел дождь. Буквы спрятались под синим и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под синим и красным "зонтиками"?

(К доске прикреплены "зонтики" и буквы).

Учитель по ходу своего рассказа рисует солнышко, затем тучи и дождь.

Дети выбегают к доске, прячут буквы под зонтики.

-На какие две группы  разделили?

- Чем отличаются согласные от гласных?

- Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.

-Что общего у букв «а, о, э, у»? (твердые командиры)

IV.Физкультминутка.

Учитель: Если услышите слово со звуком [о] – приседайте, [и] – поднимайте руки, [а] – кивайте головой.

Дети выполняют движения.

Стол, заяц, тигр, волк, парк, крот, кит, рысь.

 Проблемная ситуация

Учитель: Почему на слове рысь вы не делали никакого движения?

Дети: Это ловушка – в этом слове нет звуков [о], [и], [а].

V. Этап формирования учащимися темы и цели урока.

Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока.

Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу.

1.     Определение темы.

Игра «Путаница»

- К нам на урок спешили буквы да запутались. Какие эти буквы?

 (Выставляю буквы на доску: И, и, ы.)

Стадия вызова

-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв «и»  и  «ы» в словах.

- Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять  буквы «и»  и  «ы»? (На что они могут указывать в словах?)

( Дети предлагают свои версии.)

- Проверим ваши предположения.

2.Слогозвуковой анализ слова «лисы». ( Стадия осмысления)

Загадка.

В лесу живут

Кур в деревне крадут.

(Показываю картинку, на которой изображены ЛИСЫ)

-Составим схему к этому слову.

- Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?

([и])

- Какой буквой обозначим?

( Буквой  и.)

-Какой согласный перед буквой  и?

(Мягкий)

-Значит, на что указывает буква и?

(На мягкость предшествующего согласного.)

-Какой гласный звук во втором слоге?

([ы])

-Какой буквой обозначим?

(Буквой  ы.)

-Какой согласный перед буквой ы?

(Твёрдый.)

-Значит, на что указывает буква  ы?

(На твёрдость предшествующего согласного.)

- Правильны ли были ваши предположения?

(Дети дают ответы.)

-Сделайте вывод о работе букв и  и  ы. которую они выполняют в словах.

3.Буквы  И, и, ы.

- А теперь посмотрим, кто самый наблюдательный.

-Посмотрите на буквы. Что интересного вы заметили?

(Нет заглавной буквы ы.)

- Как вы думаете, почему?

(Заглавная буква ы отсутствует, т. к. она в русском языке не употребляется.)

VI. Физминутка.

VII. Поисково-творческий этап.

Цель: Развивать у детей интерес к чтению.

Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки. Развитие речи учащихся, навыков чтения.

1.     Чтение слогов. (Работа в парах)

(У детей на столах листы., которых написаны слоги:

МЫ   НЫ   ЛЫ   РЫ                  

МИ    НИ   ЛИ    РИ                    

- Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)

- Прочитаем хором.

-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.

(МИ, НИ, ЛИ, РИ)

-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?

 (Буква  и.)

- Дополни слоги до целого слова.

МИ – мир, милый, Миша

НИ – низ, Нина

ЛИ – липа, лимон

РИ – рис, рисунок

- Прочитайте  слоги, где согласный произносится твёрдо.

( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)

- Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?

(Буква  Ы)

-Дополни слоги до целого слова.

МЫ  - мыло, мысли, мыши          

НЫ – нырять                                  

ЛЫ – лыжи, лыжня                        

РЫ – рыба, рысь                          

- Какой слог сам по себе является словом?

(Мы)

- Составьте предложение, употребив в нём это слово.

(Мы ходили с мамой в театр.)

-Буратино вам предлагает сравнить слова: мышка, мишка

Составим звуковую схему: 1 ученик к слову мышка, 2 – мишка.

Сравните, сделайте вывод.

-Чем похожи слова? (один.количество звуков и букв, 2 гласных, ударение на 1 слог).

-Чем отличаются слова? (первыми согласными звуками).

-Как звучит первый согласный звук в слове мишка? Что подсказало, что согласный мягкий? (И)

-Как звучит первый согласный звук в слове мышка?

Игра «Твердый – мягкий» (стоя)

(зеленый-синий)

Пыль, дым, Дима, сыр, кино, зима, рыбак

3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов. (Работа с сигнальными карточками.)

- Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость  и мягкость согласных звуков.

В этом нам поможет разобраться игра.

У нас в гостях слова. Им одиноко. А вам приходилось скучать в одиночестве?

Когда ты один – скучно, когда нас много – скучать некогда.

Игра «Один – много».

-Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.

(У  каждого ученика карточки с буквами   И, Ы.)

 Шар – шары

Бабочка – бабочки

Мяч- мячи

Тетрадь - тетради

Гриб – грибы

- Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их соответствующими буквами?

( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)

- Значит, если буквы  И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.

4. Работа по учебнику «Букварь», с.43.

с.43 – Работа в парах (по картинкам «Один-много).

-Что ещё заметили, рассматривая эти картинки?

(белый медведь - черный, большой слон- маленький муравей, быстрый заяц - медлительная черепаха)

Слова противоположны по смыслу.

Некоторые черты животных человек стал использовать и  в качестве своей характеристики.

Неуклюжий, как…(медведь).

Трусливый, как…(заяц).

Медлительный, как… (черепаха).

Чтение стихотворения Якова Акима.

-Что значит «надулся, как индюк»? Покажи.

Хорошо ли быть важным?

В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

VIII. Подведение итогов.

Посмотрите на домик.

-Что общего в этих буквах? (обозначают гласные звуки)

-Почему буква «и» занимает другой подъезд этого дома?

- Мы сегодня хорошо потрудились.

- Чему учились на уроке?

IX. Аналитический этап.

Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.

Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

- Какую роль играют буквы  Ы  и  И в словах?

( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.

2.Если  буквы И  и  Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)

X. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....