Звуки [с] и [с']. Буква С.с.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Фазлеева Гульнур Ильдусовна

На этом уроке дети ознакомятся С,с; научатся выделять звуки [с],[с'] в словах и к правильному, сознательному выразительному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_sis.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звуки [с] и [с’]. Буква С,с»

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:

игровые

информационные

здоровьесберегающие  

Цели и задачи урока:

- Познакомить учащихся  с буквами С,с.

- Формировать умение выделять звуки [с], [с’].

- Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

- Прививать интерес к чтению.

Оборудование: Компьютер,  мультимедиапроектор , экран, пропись, карточки с рисунками, карточки с заданием.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

-  Если хочешь много знать,
   Многого добиться

   Обязательно читать

   Должен научиться! (С. 2)

_ Ребята , посмотрите внимательно, кто у нас сегодня в гостях? (Мудрая сова).

-Молодцы!

II. . Сообщение темы и цели урока.

-Она пришла к нам на урок с интересными загадками. Будем отгадывать загадки? А теперь слушаем ее внимательно.

1.Отгадывание загадок.

Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)(С.3)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).(С.4)

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт)(С.5)

Верещунья белобока,  а зовут её … (сорока)(С.6)

-Молодцы ребята! Ответы правильные.

-Какой звук встречается во всех этих словах? (с)

-Какой воздух выходит из шарика?(С-с-с…)

-Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (о звуках с, с').

-Правильно!

Правильная артикуляция звука «С».

-Когда мы произносим этот звук:

-губы принимают положение следующего гласного;

-зубы сближены на расстояние около 1 мм;

-кончик языка упирается в нижние резцы;

-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому   выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

- боковые края языка прилегают к внутренней стороне   верхних коренных зубов;

- нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке   глотки, так что образует препятствие для выхода    воздуха через нос;

-голосовые связки разомкнуты.

-Звук [с] бывает мягкой и твердой.

-Что вы узнали о звуках с - сь?

(с) – согласный, глухой, твёрдый.

(сь) – согласный, глухой, мягкий.

III. Работа над новым материалом.

1. Игра «Узнайте звук».

-Хлопайте, если услышите в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

- Объясните, где находится звук: в конце, начале, середине слова.

2. Знакомство с новыми буквами.(С.7)

(показ букв С с)

- На что похожа буква? (С.8)

(Чтение учителем стихотворений)

Радугою до небес                                   Полумесяц в небе темном

Изогнулась                                              Буквой С повис над домом.

Буква «С».

Напрягла

Свои бока -

Подпирает

Облака.

2.Речевая зарядка.

Са-саса в лесу бегает лиса.

Со-со-соу Вовы колесо.

Усь—усь—усь на лугу пасется гусь.

Су-су-су холодно в лесу.

Си—си-си — сук в руке неси.

3.»Доскожите словечко».

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы…(санки)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …(собака)

На шесте-дворец,

Во дворце-певец,

А зовут его…(скворец)

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

-Молодцы!

IV. Физкультминутка.

Разминка с музыкальным сопровождением.

(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) -
 действия соответствуют тексту песни.
2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют текст

V. Закрепление изученного материала.

1.Развитие навыков звукового анализа.

Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале,в середине или в конце слова.

Стул, собака, самолет, сирень, сосиска, стрекоза, снеговик, слон. (С. 9)

2. ) Выбери предмет  в названии которого есть звук [cь] ?(С.10) ( Детям раздаются картинки)

3.Запомните слова со звуком [с] , которые встретятся вам в сказке.

“Свинья в гостях”.

Однажды собака пригласила свою соседку свинью на обед.Накрыла в саду стол, красивую скатетерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом.

Свинья была очень довольна за такое угощение.

-Спасибо тебе сосед! Приходи и ты к нам в гости.

-Какие слова запомнили в сказке со звуком  [с]?

4.Мультимедийная игра.                                           

1. Поставь в названии деревьев нужные буквы.

 _ С И Н А,              _ _ _ Н А (С.11)

2.Покажите  картинки с одним слогом (С.12).

3.Назовите картинки с двумя слогами (С.13).

4.»4-й лишний».

-Посмотрите внимательно на рисунки, как вы думаете какой рисунок лишний? (С.14).

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

VI. Работа в тетрадях  (С.15-16).

-А теперь мы с вами научимся писать строчную и заглавную букву с. Работа в прописях.

VII. Подведение итогов урока.

1.Найди все буквы С. (С. 17)

2.Работа над вопросами.

- С какой буквой сегодня  познакомились?

-Какой звук обозначает буква С?

- Чему научились на уроке?

- Что интересное было на уроке?

- Что осталось непонятным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...