Урок в 1 классе
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Урок обучения грамоте и письмо. Урок бинарный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_obucheniya_gramote.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока обучения грамоте (бинарный) по учебнику «Моя любимая Азбука»  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и прописям «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина на тему «Упражнения в чтении и письме. Наблюдения над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С,с».

  Дата проведения: 16.11.2006 г.

Цели и задачи: 1. Отработать технику чтения слогов, слов с изученными буквами, умение определять количество слогов в слове, выделять ударный слог. Работать над лексическим значением слова.

  1. Упражнять в правильном написании букв Сс, слогов и слов с ними.
  2. Помочь детям в осмыслении понятия «однокоренные слова».
  3. Развивать речь, внимание, мышление.
  4. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: образцы букв Сс с предметными картинками, схемы-человечки, слоговые таблицы (2), тетрадь для печатания, секционные цветные карандаши, таблица по коррекции зрения, оборудование к игре «Цветик-семицветик».

Литература: Программы общеобразовательных учреждений, ч.1,М., Просвещение, 2001, с.51-55.; Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой и прописям «Мои волшебные пальчики» О.В.Прониной; журнал «Начальная школа плюс до и после», № 9/06, с.52, «Моя любимая Азбука», «Прописи № 3».

Ход урока.

  1. Организация класса:

 - Добрый день!

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в большой и дружной

И приветливой семье.

      - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

  1. Сообщение темы и целей урока.

 - Сегодня на уроке мы будем с вами упражняться в чтении и письме слогов и слов с изученными буквами, работать над однокоренными словами, над значением слов.

  Результаты своей работы мы будем отражать в составлении волшебного цветика-семицветика. Каждый должен очень постараться, чтобы удивительный цветок у нас получился.

  1. Повторение изученного.

А) Теоретическая часть:

    - На какие две группы делятся звуки? Назовём хором гласные (на «паровозике»). Что вы знаете  о гласных звуках? Докажем на примере роль гласных в образовании слогов.

    - Отгадайте загадки:

1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом).

2. Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

    Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).

     - Сколько слогов в каждом слове-отгадке и почему? На какие группы делятся согласные? Называем согласные (на «вагончиках»).

Б) Самостоятельная работа.

     Азбука, с.74. Работа со схемами-человечками.

    - Впишите нужную букву в каждую схему, раскрасьте башмачки, головные уборы.

В) Проверка самостоятельной работы.

     Сравнение результатов работы со схемами на доске. Ученик называет букву, дети хором произносят звуки, которые она обозначает.

Г) Чтение слогов по таблице № 1 с доски.

Физминутка.

Дружно встали, ребятишки,

Мы сегодня воробьишки.

Крылышки расправили,

Полетать заставили.

Присели - раз, присели – два,

Чтоб не кружилась голова.

Прыг-скок, прыг-скок,

Продолжается урок.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа по Азбуке, с.72.

А) Прочитайте названия городов. В какой стране они находятся? Прочитайте названия рек (два столбика слов).

Б) Азбука, с.74.

Игра «Доскажи словечко»  (Два столбика слогов дети дополняют до слов).

Са (ни, ло, пог, …)                         ас (тра, …)

Со (к, р, вок, …)                             ос (ы,…)

Су (к, ша, мка,…)                           ус (ик, …)

Си (ла, то, роп,…)                           ис (ток,…).

  1. Работа в прописи, с.27.

а) Письмо строчной и заглавной букв сС.

(Предварительно сравниваем их на таблице).  Учитель показывает образец на доске с комментированием. Дети прописывают строку букв сС.

Б) Запись слогов с буквой с.

- Назовите на второй строке слоги, в которых соединение между буквами нижнее.

Показ образца соединений на доске. Дети записывают эти слоги.(со, са)

     - Прочитайте остальные слоги на второй строке. Какие здесь соединения?

Показ учителем на доске этих соединений (си, сы, су).

Показ учителем соединений ос, ис, ыс, ас, ус.

Письмо слогов на третьей строке.

Физминутка с использованием таблицы (упражнения для глаз).

  1. Чтение слов. Работа над их лексическим значением. Однокоренные слова.

Азбука, с.74.

а) Чтение слов первого столбика про себя, затем вслух.

    - Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

    Б) Чтение столбиков слов в первом ряду.

    - Чем отличаются слова слон и слоник?

   - Какие это слова? Почему вы так считаете? Выделите корень.

(Аналогично: лом – поломка).

Чтение второго столбика.

    - Какое слово, по-вашему, здесь лишнее? Почему? Выделите корень в однокоренных словах.

(Аналогичная работа проводится со словами третьего столбика).

    В) Работа со словами в столбиках второго ряда.

     - Прочитайте столбик, где все слова однокоренные.

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел:

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Работа в прописи. Запись слов с изученными буквами. С.27 (4-5 строки).

А) - Прочитайте слова на 4 и 5 строках. Какие это слова? Почему? Сколько слогов в слове сон? Почему? Сколько слогов в слове слоник? Почему? Запишите эти слова, укажите ударение над  словом слоник, подчеркните безударную гласную.

Б) Списывание с печатного образца, с.27 (внизу 1-ый столбик).

     - Укажите ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы нам добыть огонь,

Трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится?

В) Работа в прописи, с.26.

    - Рассмотрите картинку. Кого вы видите на переднем плане? Почему крот в тёмных очках?

Чтение предложений под картинкой.

    - К какому предложению художник нарисовал иллюстрацию?

Чтение предложения: На лугу норка крота.

    - Сколько слов в этом предложении? Какие правила следует знать о предложении, чтобы правильно его записать?

Запись предложения в прописи.

    - Составьте схему этого предложения (На доске работает ученик).

Работа со слоговой таблицей № 2. Игра «Кто прочитает больше слов?».

  1. Работа с Азбукой, с.74.

а) Чтение предложений.

- Почему слова Пусик, Соня напечатаны с большой буквы?

Б) Чтение учителем русских народных колыбельных печенок.

- Посмотрите внимательно на картинки. Подумайте, о ком пойдет речь в песенках?      Что такое колыбель? Опишите котика. Какой он?

Словарная работа:  плисовая шубка, корки с мяконьком.

- В какой форме написана песня: в форме совета, просьбы или угрозы? Как вы думаете, кто исполняет песенку? Когда?

В) Рассказ учителя о возникновении народных колыбельных песенок.

10. Итог урока.

- Чему учились на уроке? Что особенно вам запомнилось? Довольны вы своей работой на уроке? А вот и цветик – сколько цветик? (Дети считают лепестки).

- Семицветик! (Переворачиваю его обратной стороной, дети хором читают: МОЛОДЦЫ!

Дети читают хором:  Мы внимательными были,

                                     Сложных правил не забыли,

                                     Всё прочли и написали

                                     И нисколько не устали!

- Дети! Спасибо всем за урок!