Урок литературного чтения в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме И.С.Соколов - Микитов. Русский лес. Русская народная песня.Берёзонька" и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Криушинская СОШ»

 

План – конспект

урока литературного чтения, данного в 1 классе, по проекту «Начальная школа XXI века».

Урок разработала и провела: Лобастеева О.И.

2010 г.

Тема урока: И.С. Соколов- Микитов. Русский лес.

                       Русская народная песня. Берёзонька.

Задачи:

   

  1. Познакомить с разными по жанру произведениями о весне.
  2. Формировать умения работать с текстом, выделять фамилию автора и заглавие произведения.
  3. Обогащать читательский опыт детей.
  4. Расширять круг детского чтения о родной природе.
  5. Развивать внимание, память, интерес к предмету, обогащать речь учащихся, расширять словарь.
  6. Пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому.
  7. Учить бережно относится к растениям и животным.

Оборудование:

  1. Портрет И.С.Соколова-Микитова,
  2. Рисунки деревьев, животных,
  3. Выставка книг о природе,
  4. Карточки для составления модели обложки.
  5. Аудиозапись « Звуки леса».
  6. Учебник и рабочая тетрадь « Литературное чтение» Л.А. Ефросинина.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

( Звучит музыка)

Учитель: Дети, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный день?

( Звучит музыка « Звуки леса»)

 

« Очень   много  солнечного света,

Над землёй стоит голубизна.

Мнится мне: в сиянье разодета,

Изнутри земля освещена…»

                           А Яшин.

Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, красотой, добротой и любовью.

2. Подготовительная работа к выразительному чтению.

1)Дыхательная гимнастика.

Учитель: Р., Представьте , что Вы идете по лесной полянке и вдыхаете ароматы цветов  .

2) « Звукоподражание»

Вспомним и воспроизведём:

Над ухом звенит комар: з-з-з-з.

Проснулся жук: ж-ж-ж-ж.

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш-ш.

Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч-ч.( громко)

Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч-ч.(тихо)

3) Тишина, даже ветка не хрустнет.

 Прочитайте про себя.

Как бы вы прочли эту фразу?

(Прочли бы тихо , чтобы не нарушить тишину леса)

Прочтём.

4) Дремлет лес под сказку сна.

Прочитайте следующую фразу.

А как произнесёте эту строку?

(Медленно и тихо ,ведь лес спит.)

Прочитаем эти фразы  , выделяем голосом подчеркнутое слово.

  1. Слушание музыки « Звуки леса»

Р., какие звуки слышим мы в природе?

Учитель: Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков , запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться , задуматься.

Утром, днём и даже вечером можно услышать огромное кол-во звуков.

Вот бы нам хорошо оказаться в каком- нибудь  уголке весенней природы?

  1. Знакомство с выставкой книг.

Помогут нам в этом книги о природе , которые нам предстоит прочитать в будущем. А сегодня мы научимся читать, работать с учебником, составлять модели  обложек разных по своему жанру произведений.

  1. Сообщение темы урока.

 

Р, не читая эти книги,  можно сказать о чём они?

Вступительное слово об авторе.

Сегодня мы возьмём книги вот этого автора.

Это Иван Сергеевич Соколов –Микитов. И. С.родился в деревне ,в Смоленском края. Он рос среди обильной природы, почти нетронутой природы в окружении добрых и трудолюбивых людей. От родителей унаследовал страсть к охоте. Он любил путешествовать. О своих наблюдениях он рассказывал в своих произведениях.

  1. Отгадайте загадку?

« Старый тополь у крылечка.

Ищет грач своё местечко.

Грохот льдин, шуршанье вод.

                                         Света  полон  небосвод. (весна

Учитель: Весна- замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей.

Сегодня мы прочитаем его рассказ  этого автора.

Прочитайте как он называется? (« Русский лес».)

Можете вы назвать о чём он по названию произведения?

Физкультминутка

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт- торопит улица.

Шагаем дружно ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят.

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

     С природой мы подружимся.

  1. Работа над произведением И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

  1. Первичное чтение рассказа учителем .
  1. Словарная работа.

Как вы думаете ,что значит « гугукают» совы?

Обратимся к Толковому словарю учебника.

Что такое «пуховики « ивы?

Прочитайте в учебники и сравните ваш ответ.

  1. Повторное чтение р-за про себя.

Р., вы сейчас прочитайте и  скажите ,звуки кого  услышал в лесу ранней весной автор .?

  1. Проверка восприятия рассказа.

( Работа с кроссвордом)

Соловьищёлкают на реке

Пчёлы

жужжат

Журавли

водят хороводы

Совы

гугукают

Рябчики

тонко

пищат

Весна

  1. Работа в рабочей тетради.

Чьи звуки можно услышать в лесу?

Кто какие издаёт звуки?

Нам поможет совместная работа с тетрадью и учебником.

- К какому жанру относится это произведение ? (рассказ, написанный писателем.  Это литературное произведение. )  

  1. Проверка  выполненной  работы.( Проверка происходит у доски .Дети берут разноцветные шары ,читают названия птицы ,а на другой стороне читают какие звуки они произносят.)

  1. Работа над русской народной песней « Берёзонька».

  1. Задания на логическое мышление.

Учитель: Лес полон сказок и чудес!

-Отгадайте загадку:

« Он владелец лесов, знает, кто в них живёт.

Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.

( Лесовичок)

 

(На доске появляются картинки с отгадками).

1)Не мышь, не птица в лесу резвится! (белка )

2) И ушаст и глазаст, и пугаться  горазд.

     Заберётся  в куст и спит, кочерыжку съест и сыт. ( заяц )

3) Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова )

4) Русская красавица всем нам очень нравится.

     Бела она, стройна, одеждой  зелена. ( берёза )

 5) Всё время стучит. Деревья - дом.

      Но их не калечит, только  лечит .  ( дятел )

6) Хвост пушистый, мех золотистый,

    В лесу  живёт, в деревне кур крадёт. ( лиса )

Ответы детей:

Что здесь лишнее? Почему?  ( берёза)

 Что вы знаете об этом дереве?

-Берёза- самое красивое дерево наших лесов.

Берёза очень быстро разрастается, её семена всё вокруг.

- У берёзы белый ствол. Он оберегает дерево от солнечных ожогов, белый цвет отражает солнечные лучи.

- У берёзы очень вкусный сок, который берут ранней весной.

-Но нужно брать сок, чтобы не причинить вред дереву.

После нужно замазать ранку глиной.

Учитель: Берёза – символ нашей Родины. Она полюбилась русскому народу с давних пор.

Сколько песен, стихов о ней сложено. Часто упоминается она в сказках, загадках, поговорках. Древесина берёзы очень плотная. Из неё делают мебель, лыжи, инструменты.

Сок полезен для здоровья. Только не спешите собирать его, ведь без сока дерево погибнет.

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

Физкультминутка.

  1. Первичное чтение песни .

  1. Работа над выразительностью .

К какому жанру относится это произведение?

Что значит народная песня?

Как нужно читать, если это песня?

С какими чувствами люди говорят о берёзе? В каких словах слышатся эти чувства?

  1. Повторное чтение.

Прочитаем вслух, покажите голосом как вы относитесь к этому дереву.

  1. Составление моделей обложки.

1ряд                                                     2 ряд

     Составить модель                                          Составить модель

      р-за « Русский лес.                                         Рус.нар.песни « Берёзонька»

           И.С. Соколов-Микитов

                           

          РУССКИЙ ЛЕС                            

     Русская народная песня

             

               БЕРЁЗОНЬКА

Р., у вас на парте белые листы и карандаши.

Составьте модели обложки книг.

( Звучит музыка)

  1. Вывод по уроку.

Какой же мы сделаем вывод по сегодняшнему уроку?

 Что вам больше всего понравилось на уроке?

Мне очень  понравилось как вы работали на уроке.

Спасибо вам, Ребята, за урок!

Вместе с родителями поищите какие книги о природе есть у вас дома.

Если вам понравилась песня о берёзе , то выучите!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




 Рябчики                            Тонко пищат

Совы                                    Гугукают    

Соловьи                       Щёлкают на реке

 

Пчёлы                                Жужжат                  

Журавли                      Водят хороводы

  И. С. Соколов- Микитов

Русская народная песня

Русский лес

Берёзонька

                                Самоанализ.

Данный урок является третьим в теме « О Родной природе».

Особое внимание на уроках литературного чтения  уделяется совершенствованию навыка чтения, развитию речи. Обогащения словаря и читательского опыта детей

Наш класс работает по УМК Виноградовой Н.Ф. Основная цель обучении и данного урока- умение читать, отвечать на вопросы произведения, найти ответ в тексте и прочитать. В классе не все учащиеся имеют одинаковые учебные возможности.

Двое учеников с нарушением речи: один-заикание, у другого - нарушение в чистоте произношения большинства звуков.

  Учитывая особенности учащихся, на уроке было уделено большое        внимание всем детям, урок начался с оргмомента, где происходит настрой для дальнейшей работы. Подготовительная работа к выразительному чтению проводилась в форме фронтальной беседы. Цель которой развитие фонематического слуха, памяти, темпа, самостоятельно делать выводы.

Слушание музыки на уроке литературного чтения дает возможность развивать в себе чувство уверенности, способствует формированию творческого мышления. Сообщение темы урока содержит в себе знакомство с выставкой книг, где дети включаются в поисково-исследовательскую  работу. Эта работа продолжается при знакомстве с произведениями нового автора Уч-ся находят произведение, читают заглавие, рассуждают о чем оно. Такое знакомство до чтения Является продуктивным- оно организует первоклассников и настраивает на восприятие художественного чтения. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения. Она проводится после первичного восприятия текста.

Для расширения кругозора уч-ся об авторе использую репродуктивный метод с целью развития умения слушать, а также для формирования читательской грамотности. Задание в тетради, помогает не только работать с содержанием произведения, но и отрабатывать поисковое чтение, умение вычитывать нужную информацию. В урок включены загадки, физ.минутки, которые урок предают эмоциональность разнообразие и  развивают логическое мышление, обогащают читательский опыт.

Использовались межпредметные связи с уроками естествознания, когда дети рассказывали о берёзе, где развивается труднейший вид речевой деятельности-говорение .

Составление модели обложки книги помогают развивать внимание , любовь к  книге, формируют основы читательской деятельности.

Таким образом, намеченные цели урока , я считаю достигнуты. Дети были активны. Чтение осознанное. С заданиями дети справились. Работа над выразительным чтением у нас только начинается, нам предстоит большая работа  по отработке технике чтения, развития речи, обогащения словарного запаса и развитием творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК Начальная школа 21 века

Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК  Начальная школа 21 века...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....