Конспект урока чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Божко Анна Анатольевна

Тема урока:«Рассказы Л. Н. Толстого.

Волшебная сила слов и поступков»

Цели: отрабатывать правильное произношение и чтение слов;

             вырабатывать внимание к слову и его частям;

             учить работать логически, вникая в глубину мыслей автора;

             развивать чувство слуха, умение правильно строить ответы;

             развивать скорость чтения вслух и про себя;

             расширять словарный запас детей;

             расширять кругозор учащихся;

                 воспитывать чувство ответственности, доброту и внимательность к окружающим, вежливость в отношениях между детьми;

 

                 воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности;

 

                 сохранять здоровье учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_moy.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения

Тема урока: «Рассказы Л. Н. Толстого.

Волшебная сила слов и поступков»

Цели:  отрабатывать правильное произношение и чтение слов;

             вырабатывать внимание к слову и его частям;

             учить работать логически, вникая в глубину мыслей автора;

             развивать чувство слуха, умение правильно строить ответы;

             развивать скорость чтения вслух и про себя;

             расширять словарный запас детей;

             расширять кругозор учащихся;

                 воспитывать чувство ответственности, доброту и внимательность к окружающим, вежливость в отношениях между детьми;

                 воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности;

                 сохранять здоровье учащихся

 Технологии обучения: 

личностно-ориентированная,  здоровьесберегающая,

 информационно – коммуникационная.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование урока:

  1. Подставки для книг
  2. Интерактивная доска
  3. Магнитофон
  4. Презентация урока
  5. Мультимедийный проектор
  6. Экран

Подготовка к уроку: проветривание классной комнаты – 10 мин.;

                                     динамическая перемена - игры

Ход урока:

 

1. Организационный момент. (дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивок головы)

У :- Дети, нам тепло? (да)

     - В классе светло? (да)

     - Прозвенел уже звонок? (да)

    - Уже закончился урок? (нет)

    - Только начался урок? (да)

    - Хотите учиться? (да)

    - Значит, можно вам садиться.(дети садятся)

Минутка здоровья:

У: -Ребята, я рада видеть вас красивыми, стройными, здоровыми. Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

У: - Скажите мне, пожалуйста, а почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не наклоняться низко над партой?

                                           Слайд 1                 

Д: - Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение, легко было дышать.

У: - Правильно. Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает быстрее!

У: - Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?

     - А кто из вас хочет хорошо учиться, поднимите руку?

     - Вы готовы показать, чему вы уже научились в первом классе?

2. Артикуляционная гимнастика:

У: - Начнём урок с речевой разминки.

 Упражнения на постановку дыхания:

(один ученик у доски показывает упражнения, все повторяют)

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох носом, выдох по порциям;

- вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот;

У: - Самолеты взлетают:          - у - у - у

    - Машины едут:                     - ж - ж - ж

    - Ползёт змея:                        - ш - ш - ш

    - Летит комар и звенит:        - з - з - з

    - Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)

    - Пусть летит!                         - з - з – з

У: - Работаем с чистоговоркой. Отчётливо произносите звуки и слоги:

Слайд 2. ша – ша – ша           - Наша школа … (хороша)

               шо – шо – шо           - Учиться будем … (хорошо)

            шу – шу – шу           - На уроке я … (пишу)

                                                           

               са –   са – са              - В лесу бегает …  (лиса)

                                               

               ос – ос – ос                - На поляне много … (ос)

                                             

            су – су – су                - Было холодно в … (лесу)

                                             

У: - Читаем шёпотом, медленно:

 Слайд 3.      мыш-           шаш-

                 миш-           шап-

                 мош-           шуб-

                 кош-            пуш-

У: - Читаем тихо, умеренно. Какой слог пропал?

Слайд 4.     мышка          шашка

                мишка          шапка

                мошка          шубка

                кашка           пушка

                кошка

     - Проверьте себя. Читайте быстро, не ошибаясь.

     - Какое новое слово появилось? (кашка)

     - Читаем ещё быстрее, в темпе скороговорки.

     - Спасибо за работу. Вы очень чётко старались произносить звуки, слоги и хорошо поработали над скоростью чтения. (отметить особо старающихся учащихся)

3. Работа над новым материалом.

а) Регуляция психического состояния учащихся.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов.

Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не  видеть никого,

А себя лишь одного!

б) Поэтическая минутка.

Чтение стихотворения ученицей: картина – восход солнца (на экране)

«Я и солнышко» В. Коркина        Слайд 5.

Солнышко ясное встало,

 

- Доброе утро! – сказало.

- Доброе утро! –

кричу я прохожим.

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься –

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

- Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро: - Доброе утро!

У: - Поднимите руку, кому понравилось стихотворение?

     - Чем понравилось? (ответы учащихся)

в) Беседа, работа с пословицами.

У: - Первые слова, которыми мы начинаем день, - это здравствуйте,

 доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

     - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, какую силу имеют произнесённые вами слова и совершённые поступки. Давайте прочитаем тему нашего урока.

 Слайд 6.  Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на целый день. Наверно, каждый бы из вас хотел  стать волшебником. Но этому научиться нетрудно. Нужно иметь только большое желание, и вы научитесь волшебным словам и поступкам. Ведь волшебные слова – это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Волшебными они стали потому, что без них просто невозможно обходиться. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при обращении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Больно ранят обидные прозвища, клички.

    - Народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях. Давайте с ними познакомимся.

 Слайд 7.

У: - Послушайте, какие пословицы о роли слова приготовили дети.

Д: - Ласковое слово – что весенний день.

     - Бритва скребёт, а слово ранит.

     - Будь своему слову хозяин.

У: - Как понимаете смысл этих слов?

 - Запомните эти мысли, пожалуйста.

 - Ведь пройдет время, и кем бы не были, прежде всего вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми – добрыми, смелыми, честными, трудолюбивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться, чтобы не огорчение и досаду, а улыбку и радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершённые вами поступки.

 - А как вы умеете пользоваться вежливыми словами, мы сейчас проверим, дополнив данные выражения:

Учащиеся переводятся из положения сидя в положение свободного стояния.

 Слайд 8. 

Растает даже ледяная глыба от слова теплого…

Зазеленеет снова старый пень, когда услышит …

Если больше есть не в силах, скажем маме мы

Когда бранят за шалости, говорим: « Прости, …»

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: -

У: - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете волшебные слова.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

Когда повсюду говорят:

 Слайд 9.          

                                     

                                                   

У: - Запомните эти слова и почаще ими пользуйтесь в жизни!

Физминутка:

У: - А теперь давайте отдохнём, проведём физминутку «Не ошибись, пожалуйста!» Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово. Не ошибитесь, пожалуйста!

  - Встаньте, пожалуйста!

  - Поднимите руки!

  - Будьте добры, похлопайте!

  - Потопайте!

  - Присядьте, пожалуйста!

  - Будьте добры, встаньте!

  - Тихо сядьте!

  - Тихо сядьте, пожалуйста!

Гимнастика для глаз: (слайды 10,11, 12)

На экране появляется солнышко. Учащиеся вращают глазами по часовой стрелке, а затем в обратную сторону. Учитель ведёт по экрану указкой, дети повторяют движение необходимое количество раз.                                

На экране появляется цветок. Учащиеся вытягивают правую руку вперед, смотрят на указательный палец руки и описывают две восьмерки, из которых состоит цветок.                                                                                                 

На экране появляется снежинка, которую рисует шарик. Учащиеся следят за движением шарика.                                                                            

г) работа над текстом Л. Н. Толстого:

У: - На уроках внеклассного чтения мы прочитали много поучительных рассказов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Вспомните, какие рассказы вам запомнились особенно?

    - Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Толстого.

Слайд 13. Портрет Л. Толстого

  - Давайте рассмотрим иллюстрацию на экране. Слайд 14.

                                                                                                                   

Это крестьянская изба. Так раньше называли деревянный дом в деревне. Главное место в избе занимала большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым отверстием, которая служила не только для отопления и приготовления пищи, но была и лежанкой, на которой можно было спать.

Чтение текста хорошо читающим учеником:

 ученик в роли учителя  - стр. 77 «Азбука» Н. М. Бетенькова

  - Что особенно взволновало вас в рассказе? (обмен впечатлениями)

  - Хотелось бы вам дружить с героем этого рассказа?

Чтение текста по предложениям (чтение «цепочкой»):

  - Нравится вам отношение внука к дедушке?

  - Как бы поступили вы?

  - Прочитайте предложение: « Не то дурно,…». Как понимаете?

  - В этом предложении выражена главная мысль.

Релаксационная пауза

Предлагаю детям немного отдохнуть, положив голову на парту, закрыть глаза и вспомнить, когда им было особенно весело (минута радости)

   - Что вы почувствовали?

Чтение второго текста учителем – стр. 77

  - Какие слова были непонятны?

Словарная работа: слайд 15. веретено- приспособление для прядения

                                                  (утолщенный стержень для     навивания нити)

                                                  ткать – изготовлять материал путём плотного       соединения накрест переплетенных нитей

Обмен мнениями о прочитанном.

Самостоятельное чтение текста учениками в парах:

( один читает – другой проверят, и наоборот)

Индивидуальная работа учителя со слабочитающими учениками.

У: - Ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

     - Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит, и весел, правда? Об этом убедительно говорится в маленькой сказке Л. Толстого «Белка и волк», которую вы прочитаете дома.

Запись домашнего задания: стр. 78 – читать

4. Рефлексия урока:

У: - Хочу предложить задачу не на вычитание и сложение, а на уважение. Мы сегодня много говорили о волшебной силе слов и поступков людей. В 1-а классе учится 34 мальчика и девочек. Скажите, сколько же детей этого класса постарается с сегодняшнего  дня никогда не совершать плохих поступков, а всегда пользоваться волшебными словами и совершать хорошие дела?

     - Молодцы! Давайте составим девиз нашей жизни. Прочитайте слова (на экране: делать, дела, спешите, добрые) Расставьте их в таком порядке, чтобы получилась пословица.       Слайд 16.

У: - Наш урок подошёл к концу. Что вы можете о нем сказать?

     - Кому удалось сегодня понять что-то новое для себя?

     - Вы очень хорошо потрудились, все были дружными, активными, проявляли ум, творчество. Все заслуживаете благодарности. Спасибо за работу!

     - А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

     - А я хочу закончить урок такими словами:

Да здравствуют смелость, азарт, быстрота!

Да здравствуют вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится – стыдится!

  - Спасибо за урок. Берегите свое здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...