Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок организован в соответствии с образовательной системой УМК «Гармония» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок получения нового знания о буквах Е, Ё, Ю, Я: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука , когда мы их называем и когда они находятся в начале слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 36.98 КБ |
novaya_rabota_bukv_e_yo_yu_ya.rar | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Ершова Надежда Ивановна, учитель Акбулакской СОШ №3 Акбулакского района Оренбургской области
Тема: Новая работа знакомых букв Е Ё Ю Я
Цели:
образовательные:
- помочь детям открыть новые знания о буквах е,ё.ю,я: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука, когда мы их называем и когда они находятся в начале слова; формировать навык звуко-слогового анализа;
- формировать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений
развивающие:
- развивать фонематический слух учащихся;
- развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);
- расширять кругозор учащихся;
воспитывающие:
- формировать интерес к чтению, к получению новой информации об окружающем мире.
- создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в коллективе, воспитывать положительные качества.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы организации урока:
- коллективная
- индивидуальная;
- парная
- фронтальная;
Методы:
- репродуктивный;
- частично-поисковый
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран для проецирования, сигнальные карточки-кружки, лента букв, раздаточные карточки с текстом
Формирование универсальных учебных действий учащихся (УУД)
Личностные:
Л1 Обладать мотивационной основой учебной деятельности
Л2 Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Л3 Проявлять интерес к изучаемой теме
Л4 Слушать и слышать собеседника
Л5 Использовать адекватную самооценку
Л6 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Л7 Определять и выполнять общие для всех правила поведения
Регулятивные:
Р1 Управлять своим настроением
Р2 Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и учениками
Р3 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Р4 Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме
Р5 Оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть
Р6 Адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника
Р7 Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
Познавательные:
П1 Осознавать познавательную задачу, принимать ее и сохранять
П2 Понимать информацию, представленную в знаково-символической форме
П3 Осуществлять поиск необходимой информации
П4 Проводить сравнение и классификацию букв и звуков
П5 Осуществлять звуковой анализ слов с выделением существенных признаков
П6 Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я»
П7 Делать выводы
П8 Читать тексты, выявлять их смысл
П9 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
К1 Строить понятные для партнёра высказывания
К2 Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность
К3 Участвовать в коллективном обсуждении прочитанного
Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Электронное сопрвожд. |
I.Органи- зационный (мотиваци-онный) | Психологический настрой Какое у вас настроение, покажите. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова. Улыбнитесь друг другу. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. | Эмоционально настраиваются на урок Проверяют готовность. Включаются в деятельность | Р1 | |
II.Артику-ляционная зарядка | Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы. | Дети проговаривают скороговорку | Фото клюквы | |
III.Поста-новка учебной задачи урока | -Вы все буквы на память хорошо знаете? - Давайте проверим. Посмотрите на экран. - О каких же буквах сегодня будет идти речь? Я открываю букву, а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами . Нам знакомы эти буквы? - Какие же вы думаете, какие задачи мы сегодня будем решать? - Эти буквы принесли нам сегодня 3 секрета. ? ? ? - Давайте прочитаем тему урока «Новая работа знакомых букв» О какой работе нам расскажут эти буквы? - Хотите вы узнать эти секреты? | Высказывают своё мнение, озвучивают тему урока, ставят задачу. | Р2 Л2 Л3 | Слайд 1 На экране буквы Е Ё Ю Я Тема урока «Новая работа знакомых букв» На доске ? ? ? |
IV.Актуа-лизация знаний учащихся | - Давайте вспомним, что мы знаем об этих буквах. - Назовите буквы первого ряда.
- Какую работу они выполняют, если стоят после букв согласных звуков? - Назовите буквы второго ряда. Какую работу выполняют эти буквы) Сколько сил у этих букв? - Почему у них две силы? – - Понаблюдайте за словами и скажите, какую работу выполняют буквы гласных звуков зяблик клёст - Сколько звуков обозначает одна буква гласного звука? - Какие звуки обозначают? - Сделайте вывод, что мы знаем о буквах гласных звуков Е Ё Ю Я | Отвечают на восставленные вопросы - Показывают, что буквы согласных звуков произносятся твёрдо) - Показывают, что буквы согласных звуков произносятся мягко. Две Одну силу они отдают на смягчение согласных звуков, а другую оставляют себе. - Указывают, что согласные звуки перед ними произносятся мягко Одну букву зя - [а] лё - [о] 1. Данные буквы обозначают гласные звуки. | П3 Р4 П4 К1 П2 П4 П6 К1 П5 | Лента букв гласных звуков Слайд 2 Рисунки птиц зяблика и клеста Звуковые схемы, выделение отдельных звуков |
V. Откры-тие нового знания | 1секрет - Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю, а теперь назовите букву у. Теперь мы можем убрать один вопрос. ? | Работают в парах Наблюдают, сравнивают, делают вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим два звука | П5 К1 К2 П6 | Слайд 3 На экране и в учебнике |
2 секрет Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . - Сколько звуков обозначает буква Е? - Как звучали согласные звуки перед ними? (мягко) - Сколько звуков было в словах? - ел - Что изменилось? (буква исчезла) - Сколько букв осталось? (две) - Как вы думаете, звуков тоже меньше стало? - Давайте проверим. Слушаем и выделяем звуки - Сколько звуков? - Почему так получилось? - Да, буква е стала обозначать два звука? Почему? – Проверим еще раз Тёлочка (один звук) ёлочка (два звука) - Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е два звука , но и ….. Убираем второй вопрос ? | Дети читают слова, наблюдают за работой буквы Е, определяют количество звуков в словах (три) - Буква Е обозначает два звука (Буква стоит в начале слова, её некому отдавать силу, у нее так и осталось две силы – два звука) Но и в словах эта буква тоже имеет два звука | П5 П4 П2 П5 К1 П6 К1 П5 | Слайд 4 На экране появляются, сменяя друг друга, слова: пел мел сел звуковая схема слов ел звуковая схема слова | |
Секрет 3 -Открываем третий секрет - Что нужно, чтобы определить количество звуков -Итак, когда же буквы е, ё, я, ю обозначают в словах два звука? Это третий секрет. | Дети читают слова: Любочка – юбочка лямка – ямка Нюра Юра Внимательно вслушиваться в слово. Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука в начале слова. | К3 П5 К1 | Слайд 5 Любочка- юбочка лямка – ямка Нюра- Юра (после анализа слов, пары с экрана исчезают) | |
Физминутка Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой (приседаем), И на елке (встаем, руки в стороны), И под елкой (обхватываем себя руками), А под снегом спит медведь (пальчик к губам) Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны) | ||||
VI.Первич-ное закрепле-ние знаний | 1.Определение количества звуках в буквах ЕЁЮЯ - Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я? -Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова, которые начинаются на буквы е, ё, я, ю. Если буквы Е Ё Ю Я имеют один звук в слове- поднимаете один кружок, если два звука – показываете два кружка 2.Звуковой анализ слова ЁЖИК -Определим, сколько звуков в слове? - Называем каждый звук хором, а характеристику звуку даёт один ученик. -Сколько звуков в слове? | Белка – один звук Тетерев – один звук Ехидна – два звука Ястреб – два звука Дятел –один звук Ящерица- 1 звук Еноты – 2 звука Ёжик – 2 звука Учащиеся выделяют звуки и характеризуют их. Дети с помощью блок-сигналов показывают, согласны с ответом или нет | Р1 Л5 Л3 П4 К2 П2 | Слайды 5-15 На экране появляются картинки созвучиванием, дети называют слова, определяют количество звуков в буквах Е Ё Ю Я Слайд 16 На экране появляются 5 квадратов (звуков) |
VII.Приме-нение нового материала | 1.Работа над лексическим значением слов. - Прочитаем слова и познакомимся с их лексическим значением. - Объясните значение слов. - Найдите рисунок юрты в букваре. - Дома узнаете еще новые слова. Постарайтесь объяснить их значение. Если нужна будет помощь, обратитесь к взрослым. | Читают слова юбка юнга юрта Объясняют значение слов | Л3 К1 П3 П8 | Слайд 17 бка ю нга рта Появляются рисунки – юнги, юрты |
физминутка | По сухой лесной дорожке - Топ-топ-топ - топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. Если подкрадется волк - Превратится еж в клубок | |||
2.Работа с текстом а)Чтение текста - Прочитайте названия текста. - Назовите тему текста. - Прочитайте текст самостоятельно. Старайтесь соблюдать правила, чтобы не мешать другим одноклассникам. б).Беседа по прочитанному - Что делает ёжик сейчас, когда в лесу всё завалено снегом? -Хорошо ли ёжику в своем гнездышке? -Почему ему сладко спится в зимние холода? -Как же ёжик готовился к зиме? - —Назовите слова, в которых буква Ё обозначает один звук. -А в каком слове буква имеет два звука? Давайте посмотрим фильм. Какую новую информацию вы узнаете? - Какие новые сведения из жизни ежика вы узнали? Можно ли ёжика назвать умным, сообразительным? - Об этом вы узнаете, если прочитаете стихотворение в букваре дома. | Работа с карточками Самостоятельное чтение текста Ответы на поставленные вопросы Пенёк, живёт, гнёздышко, тёплым, найдёт, у берёзки, клена, желтые, несёт, придёт, уснёт. Ёжик Просматривают видеофильм, сообщают о новой информации | К2 П7 П3 Л3 | Просмотр озвученной презентации «Ёжик» из серии «Лесные сказки» | |
VIII.Рефлексия учебной деятель-ности | -Какие задачи поставили мы в начале урока? О каких буквах говорили? - Какие задачи решили? -Какие три секрета об этих буквах узнали? -Кто хорошо понял тему и может научить других? - Кто понял? - Кто понял, но боится ошибиться? - Кто не понял? - Я не понял. - Я понял, но ….. - Я понял. -Какое настроение у вас в конце урока? -Довольны вы своей работой на уроке? (Зеленые кружки) | Обобщают, делают выводы, оценивают свою работу и настроение | Л6 П1 П6 Л5 Р7 | Слайд Я не понял Понял,но.. Я понял. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
УМК "Гармония". Урок "открытие новых знаний". В основе системно-деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о буквах Е,Ё, Ю и Я. Технологическая карта урока с УУД+презентация и опорные...
урок обучения грамоте " Новая работа знакомых букв"
Урок на основе деятельностного подхода. Разработан для учителей работающих по программе "Гармония" ФГОС....
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
проект урока "Новая работа знакомых букв" Обучение грамоте УМК Гармония
проект урока "Новая работа знакомых букв" обучение грамоте УМК Гармония...
Урок обучения грамоте 1 класс«Буква В, её работа»
Цель: открытие детьми работы новой буквы В. Задачи: 1. Сформировать представление о работе буквы В;2. Обучить умению обоснованно выбирать...