Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Кусова Людмила Анатольевна

УМК "Гармония". Урок "открытие новых знаний". В основе системно-деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о буквах Е,Ё, Ю и Я. Технологическая карта урока с УУД+презентация и опорные схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_uroku.doc58.5 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx2.82 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Приложение №2

        

Е е

Ё ё

 

Юю

Я я

                                                                                       

                                                                                                                                                                             Приложение №1  

Очень интересная сказка

Однажды, давным-давно  жили-были буквы-сестрички  е ё ю я  и  Е Ё Ю Я в одном прекрасном замке. За порядком в замке следил – …. Угадайте кто? (учитель читает загадку)

-ёжик.

К  буквам приезжали знатные  гости Согласные звуки. И буквы  встречали  их с особой мягкостью.

И вот, как-то раз в замок заехали очень важные твердые согласные звуки. Они  сказали, что их должны встретить самые главные  буквы, проживающие в этом замке. Но мы же знаем ,что в  замке  живут только сестрички е ё ю я и ЕЁЮЯ, кто же самый главный?  Вот

тут-то и начался спор между сёстрами большими и

малыми.

Большие говорят, что они самые главные: «Мы начинаем предложение»

«А мы - ответили маленькие сестрички - указываем на мягкость согласного звука.

«Имена людей, их фамилии, клички животных, название улиц, городов пишутся с большой буквы»

«А мы, а мы…»  Вспоминали маленькие буквы, вспоминали,  какую работу они ещё умеют выполнять,

но ничего не смогли вспомнить. Разобиделись  буквы

друг на друга. А  ёж решили им помочь.

А вы, ребята, хотите тоже присоединиться к ёжику и  помочь  буквам открыть их  секреты  и помирить  сестёр?.

                                                 

                                                               

                                                         

        е            (Е)

    ё    (Ё)

           ю   (Ю)

         я    (Я)


      Е Л И

                         

        

                                                             

        Ё  ЖИК

        


Характеристика цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Дифференцированные задания (карточки разного цвета)

Красная карточка:

Ребята были в лесу.

     Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит      Там ёжик!

     Напала Жучка на ёжика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала в сторону.

Синяя карточка:

Я и мой брат Юра  копаем ямки.

Мы посадим сливы и яблони.

Будут у нас сливы и яблоки.  

Зеленая карточка:

Мяч, яблоко, ёлочка клён, юбка, брюки. Лена, Елена.

лес

еда

Юля

Нюра

лямка

ямка

тёлочка

ёлочка

лес

еда

Юля

Нюра

лямка

ямка

тёлочка

ёлочка

лес

еда

Юля

Нюра

лямка

ямка

тёлочка

ёлочка

лес

еда

Юля

Нюра

лямка

ямка

тёлочка

ёлочка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

16 декабря. Долгожданный дан звонок, Начинается урок…

Слайд 5

ДЁ КУ ПИ МИ ЛЕ ТУ ПА ВЁ ЗЯ НА

Слайд 6

Новая работа знакомых букв.

Слайд 8

1 секрет Исследуем! 1 ряд – А –Я 2 ряд – Э – Е 3 ряд – О - Ё

Слайд 9

м ел п с 2 секрет

Слайд 10

лес е да Нюра Ю ра лямка я мка тёлочка ё лочка 3 секрет

Слайд 11

Проверяем! 1 . Ребята были в лесу. Вдруг слышат: возле ё лочки кто-то шуршит Там ё жик! Напала Жучка на ё жика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала в сторону. 2. Я и мой брат Ю ра копаем я мки. Мы посадим сливы и я блони. Будут у нас сливы и я блоки. 3.Мяч, я блоко, ё лочка клён, ю бка, брюки. Лена, Е лена.

Слайд 13

Ехали Ели Ехал Ёлка Ёж Ёрш Юнга Юрта Юла Ястреб Якорь Яхта Молодцы!

Слайд 14

Я узнал… Я хочу узнать… Я понял…

Слайд 15

Плакат правильная посадка- http://gooddesks.com/img/school-desk.png Ястреб- http://www.dmcquestion.com/images/00_Commissions/Red-tailed_Hawk_commissioned_1.jpg Ёрш- http://www.sportfishing.ua/img/forall/users/11954/1302222247.jpg Юрта- http://s60.radikal.ru/i170/1009/b9/8b27bd287adf.jpg Фон - http://pictar.ru/data/media/1/3d-kartinki__322_.jpg Ёлка - http://www.freechristmaswallpapers.net/images/wallpapers/decorated-christmas-tree-widescreen-765740.jpeg Снеженика - http://news.kuz.ru/storage/images/48/25/00/00001/600x400.jpg



Предварительный просмотр:

Кусова Людмила Анатольевна

Учитель начальных классов, высшая категория

МБОУ «Октябрьская СОШ №1», Пермский край, Октябрьский район

Технологическая карта урока

Предмет

Обучение грамоте УМК «Гармония»

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Новая работа знакомых букв

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я,ю двумя звуками

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о новой работе букв е,ё,ю и я, как обозначающие два звука;

- уметь определят в слове количество звуков букв е,ё,ю и я .

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Формирование учебных мотивов.

№1

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

- Но для начала давайте определим, с каким настроением вы прибыли сегодня на урок.(характеристика цветов по Люшеру)

- Выберите для себя снежинку, которая пригодиться нам в конце урока.

   Учитель делает краткий анализ теста.

№2

-Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником,

Нужно знать вам вот о чем.

На уроках ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь,

Спинка прямо у тебя,

Это делайте, как я.

Руки мы вот так кладем

И заданий дальше ждем.

-Скажите мне, пожалуйста, а для чего на уроках нужно «сидеть тихо»?

- А помогать мне сегодня будет Снеженика.

Дети совместно с учителем стоят в кругу у доски и держаться за руки.

Психологическая поддержка.

Дети выбирают снежинку в шапочках разного цвета

Дети занимают свои места

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Актуализация знаний.

№3(по щелчку выходит буква)

- Послушай сказку, мой дружок.

Жил-был на свете голосок.

Он утром с солнышком вставал

И песни-звуки напевал.

Широко откроет рот,

Песню первую споет - А.

Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за

крылечком - О.

Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой - У.

Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет - Ы.

Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразниться.

Он тогда кричит тебе:

«Ну-ка, спой мне

песню - Э».

-Какие звуки мы произнесли?

-Что мы можете сказать об этих буквах?

Учитель прикрепляет схему твердого согласного звука.

- Какие же буквы живут в одном домике с данными буквами в городе «Буквоград»? Назовите звуки этих букв.

- Я открываю букву , а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами .

 - Внимание на экран.

№4

 На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. И,и.

-Какая же работа у этих букв?

- Давайте проследим  работу букв, которые придают мягкость и твердость согласным.

№5

Всем ответить поспешу,

Букву рядом напишу.

Только гласный даст ответ,

Как читается сосед.

Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э.

Один из учеников набирает буквы названных звуков на клавиатуре на дополнительном ноутбуке

-Звуки гласных букв

-Придают твердость согласным звукам.

-Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо.

Дети читают слоги по заданию.  Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость,а девочки с гласными придающими мягкость.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

- освоение клавиатурного набора текста

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

2.Постановка учебной задачи. Пробное действие.

-Давайте ещё раз вернемся к буквам, которым мы аплодировали.

Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я.

-Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах?

№6

-Прочитайте тему урока. Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух : «Новая работа знакомых букв».

- Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует)

 - Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. 

Предполагаемые ответы учеников:

 1. Данные буквы обозначают гласные звуки.

 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных.

 (На доске появляется таблица №2)

 3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук.

Дети формулируют цель с опорой на опорные карточки.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

3.«Открытие» новых знаний .

- Посмотрите,  какая история случилась с этими буквами.(Приложение №1)

(кукольный театр)        

-А что вы знаете о ежах?

№7

Физкультминутка

Дождик вылился из тучки,

Вымыл ежику колючки.

Еж доволен - сыт, умыт,

 На кроватке сладко спит!

№8

- Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у.

 -Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному.

 -В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите , проводя исследовательскую работу в парах.

    Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о.

 Один из вас называет букву , которая служит для обозначения мягкости , а другой –для обозначения твёрдости.

Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие.

 Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом:  Схема (Приложение №2)

№9

 -Открыть второй секрет нам поможет игра

« Превращение слов» .

 Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране.

Пел-мел-сел-ел

- Что обозначает слово ел? ( Действие).

 - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук , а два звука [ й’ э ]

 - Итак , открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука). 

Докажем: составьте звуковую схему слова ЁЖИК.

- А третий секрет мы должны раскрыть , наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука.

 - Работа в парах.

 Прочитайте слова и и разделите их на 2 группы: слова , в которых буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука и 1 звук.  Встаньте те пары, у которых возникли разногласия.

-С чем вы не согласны?

 - Что нужно ,чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух)

 -Проверим на слайде. №10

 -Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука?

 Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Молодцы! Помогли  ежу помирить сестер.

Варианты ответов детей

Хорошо читающий ученик читает информацию «Справочного бюро»

От первых морозов до наступления весенней теплоты еж спит. Пищу отыскивает себе по ночам и полезен тем, что истребляет слизней, разных насекомых, мышей. Обитает во всей Европе.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Один ученик выполняет схему с обратной стороны доски. Затем взаимопроверка-сравнение с эталоном

Работа в парах:

 на партах лежат разрезные слова-нужно разделить на 2 группы 1 вариант  - буква, обозначающая один звук, второй вариант -  буква, обозначающая 2 звука

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в парах;

- оценивать  содержание усваиваемого материала  (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Первичное закрепление знаний

Стихотворение с.6

Работа в парах.

1 вариант - ищет слова с 1 звуком, второй вариант-2 звука. Сравните свои работы. У кого есть разногласия?

-Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?

- Вот сейчас мы это проверим.

Самостоятельная работа.

Дефферинцированные задания.

Задание: прочитайте и над буквами, которые обозначают 2 звука поставьте знак +.

№11

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

№12

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: красный - самый сложный, синий - средней степени сложности, зеленый - самый лёгкий. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.

Самопроверка. Самооценка по шкале правильности. (Методика «Волшебные линеечки»)

Предметные:

- уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Работа над лексическим значением слов.

Повторение.

№13

- А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением .

 -Читаем первую группу слов. Ехали – Ели -Ехал

 - Чем похожи данные слова? ( начинаются на букву е. обозначают действие предметов).

 - Какое из данных слов может обозначать предмет? ( Ели-деревья).

 -Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта

 - В каком слове опасное место –парная согласна на конце? (Ястреб)

 -Кто такой ястреб? ( Птица)

 -Посмотрите на эту птицу.

 - В каком слове букв столько же , сколько и звуков? ( В слове якорь буква я обозначает 2 звука, а буква ь не обозначает звука.)

 Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла

 -Назовите слово, обозначающее жилище.     ( Юрта).

 -Кто объяснит , как выглядит юрта?

 - Какое слово для вас ещё непонятно? (Юнга)

 Кто-то сможет объяснить его значение?

-Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж - Ёрш

 -Назовите односложные слова.( Ёж, ёрш).

 - Чем эти слова ещё похожи ( Начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ш] – это опасное место).

 - Чем отличаются данные слова ? ( Количеством букв и звуков, лексическим значением)

 -Вы видите данную рыбу ,и я думаю вы сможете объяснить, почему её так назвали.

- С чем ассоциируется слово ёлка?

Коллективная работа

Метапредметные (УУД)

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6.Рефлексия

Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:

№ 14

Я узнал …

 Я понял…..

 Мне интересно …

 Я хочу узнать ….

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

(по щелчку учитель включает песню)

Молодцы! Буквы из замка очень благодарны, что вы помогли раскрыть их  секреты и послали вам подарок-сюрприз.

Учитель выносит искусственную ёлочку.

«Ёлочка настроения»

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Обучающиеся на снежинках рисуют «своё настроение» - улыбающее, нейтральное ли грустное лицо и наряжают ёлочку.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

величина или

форма?

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"

Урок организован в соответствии  с образовательной системой  УМК «Гармония» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок получения нового знан...

урок обучения грамоте " Новая работа знакомых букв"

Урок на основе деятельностного подхода. Разработан для учителей работающих по программе "Гармония" ФГОС....

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

проект урока "Новая работа знакомых букв" Обучение грамоте УМК Гармония

проект урока "Новая работа знакомых букв" обучение грамоте УМК Гармония...

Урок обучения грамоте 1 класс«Буква В, её работа»

    Цель:  открытие детьми работы новой буквы В.      Задачи: 1. Сформировать представление о  работе буквы В;2. Обучить умению обоснованно выбирать...