Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок "Жили-были буквы" для 1 класса программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Путешествие в прошлое жилища».

Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.

Грамматическая тема: Образование слов.

Лексическая тема: Жилища.

Цели:

  1. Развивать языковой анализ и синтез.
  2. Развивать навыки словообразования.
  3. Учить подбирать синонимы.
  4. Развивать умение придумывать предложения соответствующие заданной схеме.
  5. Обогащать словарный запас.
  6. Развивать внимание, память, мышление.

  1. Организационный момент.

- Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

  1. Основная часть.

1 – 2 слайд.        

- Сегодня наша гостья, Капелька, и её подружки приглашают Вас отправиться в путешествие в прошлое и настоящее. Капелька и её подружки очень много знают и  хотят поделиться своими знаниями с вами.

- Как вы думаете, почему капельки много знают? Что такое капля? (Частица воды).

- Вода на нашей планете была всегда. И побывать она может везде: просочиться сквозь землю, подняться в воздух, задержаться на поверхности. Следовательно, капелька может многое видеть, знать.  

- Поэтому сегодня капельки решили поделиться с вами своими знаниями.

Итак, отправляемся.

- Чтобы узнать, о чём нам хотят рассказать капельки, надо собрать слово из первых слогов названных мною слов:

                    жираф                  лиса              щенок

(Жилище).

- Что такое жилище? (Помещение для жилья).

- Как по-другому можно назвать «жилище»? (Дом, квартира, дача, отель, гостиница, коттедж. В простонародье «жилище» называют: кров, приют, угол).

- Как называется жилище у животных? (Гнездо, дупло, нора, берлога).

- Откройте тетрадь, запишите число, слово «жилище». Сделайте слого-ритмическую схему слова.

         

         

          3 слайд.

- Назвавние самого древнего жилища соберите из слогов:

                  РА            ПЕ          ЩЕ

(Пещера).

- Древние люди не умели строить, инструменты у них были простейшими. Поэтому их жилищами и стали пещеры, где можно было спрятаться от непогоды и опасного  зверя. О жизни людей в древности нам рассказывают их рисунки, которые были найдены в пещерах.

 - Запишите слово, сделайте слого-ритмическую схему слова.

- Люди постепенно развивались, орудия труда и оружие  становились лучше, удобнее. Чтобы выживать, людям необходимо было добывать себе пищу. Для этого им приходилось уходить очень далеко и надолго от своих пещер. Люди научились создавать для себя жилища из подсобного материала, того, что был у них под руками.

       

  4 слайд.

- Соберите из букв название этого жилища:

                                 А                      Ш

                                              Л

                                 Ш                     А

(Шалаш).

- Чем примечательно слово «шалаш»? (Слово-перевёртыш: читается слева направо и справа налево).

- Шалаши строили разные, в зависимости от материала который был под рукой: соломы, древесины, тростника и других материалов.

- Запишите слово «шалаш», сделайте слого-ритмическую схему.

- Позже люди научились обрабатывать землю, приручили животных, ещё больше усовершенствовали орудия труда. Они стали жить на одном месте. Поэтому жильё им понадобилось более крепкое, удобное. Ведь шалаш не был крепким и надёжным.

          5 слайд.

- Узнайте, как теперь называлось жилище:

                                 

И

А

(Изба).

- Избы сначала были маленькие приземистые, затем стали более удобные, высокие и красивые.

-Запишите слово, сделайте слого-ритмическую схему.

- Шло время, человечество менялось. Всё больше развивалось сельское хозяйство, появились ремёсла. Но вместе с этим стали частыми войны. Чтобы защититься от врагов, стали строить жилища, которые выполняли ещё и оборонительную функцию, т.е. помогали защититься от врагов.

          6 слайд.

- Сверху в разноцветных геометрических фигурах буквы. Снизу только разноцветные фигуры. Соотнесите фигуры с буквами с фигурами без букв. Составьте слово.

                           

(Замок).

- Сначала замки строили из дерева. Но дерево не очень прочный материал.

 Во время войн такие замки было легко разрушить. Поэтому со временем появились каменные замки. На территории замков были хозяйственные помещения, склады продовольствия и оружия, колодцы и другие постройки, которые необходимы для того, чтобы пережить долгую осаду. Хозяевами замков были рыцари и князья, а простые люди жили в близлежащих деревнях.

- Запишите слово, сделайте слого-ритмическую схему.

- Прошло ещё время. Появились новые жилища.

- Соберите слово из  звуков:

                                Д,   В,  А,  Р’,  Э,  Ц

(Дворец).

          7 слайд.

- Дворец – это большое парадное здание. Строились дворцы для знатных, богатых людей, для царей. При строительстве дворцов люди думали не только об удобстве, но и о красоте строения. Слово «дворец» происходит «княжий двор».

- Сделайте звуковой анализ слова. Первый звук? (Характеристика звука). Второй? И т.д.

- Какую букву мы напишем в слове «дворец» – А или О? (О – от слова «двор»).

- Запишите слово, сделайте слого-ритмическую схему.

- Шло время, развивалась наука и техника. Люди получили возможность строить разнообразные жилища. И вот  появились…

          8 слайд.

- Прочитайте слова по слоговой таблице:

                           73в – 32 – 29н – 109 – е         64 – 9

(Современные дома).

- Современные дома строят из разнообразных строительных материалов, используя различную технику.

- Запишите слова, сделайте слого-ритмическую схеу слов.

       

  9 слайд.

- Капелька хочет задать вам вопрос, но она его зашифровала.

- Прочитайте вопрос с помощью «ключа»:

                                   Б 2,  Г 1,  В 4,  А 1, Д 3

(Почему люди придумали высокие дома?)

- Ответьте на вопрос. Как вы думаете?

          Физминутка.

«Он увлечён своим трудом:                        Постукивают кулаком о кулак.

   Из камня мальчик строит дом.                Домик.

   Сердитый ветер налетел,                          Покачивают руками над головой.

   Шел град, но дом остался цел.                 Барабанят пальцами одной руки по

                                                                        ладони другой. Домик.

   Лил дождь, бил гром –                              Поднимают руки вверх и медленно    

                                                                        опускают их, быстро пошевеливая  

                                                                        пальцами. Топают ногами.

   Не рухнул дом!»                                        Домик.

          10 слайд.

- Образуйте новые слова.

- Человек, живущий в пещере? Какой? (пещерный).

- Шалаш, построенный из соломы? Какой? (Соломенный).

- Изба, построенная из брёвен? Какая? (Бревенчатая).

- Замок, построенный в средние века? Какой? (Средневековый).

- Дворец, построенный для царя? Какой? (Царский).

- Дом, имеющий много этажей? Какой? (Многоэтажный).

          11 – 12 слайд.

- На карточках у вас написаны словосочетания. Придумайте с этими словосочетаниями предложения, подходящие к схемам.

          13 слайд.

- Капелька предлагает вам соединить линиями жилища и то, чем обогревались люди в этих жилищах.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Люди в наше время используют для жизни не только современные дома. Есть жилища, которые строят уже много веков. Капельки хотят вам рассказать и о таких домах.

          14 слайд.

- Это чум. Жилище оленеводов. Оленям нужны новые пастбища и людям часто приходится менять место жительства, кочевать. Чум строится из жердей (тонкие деревца), их обтягивают оленьими шкурами. Его можно быстро собрать и разобрать.

- Запишите слово. Надо ли делать слого-ритмическую схему к этому слову?

          15 слайд.

- Люди, живущие в степи, занимаются скотоводством. Они разводят овец, лошадей, верблюдов. Жилище называется юрта. Юрта похожа на чум, но она больше размером, отличается по форме и покрыта войлоком. Войлок – это плотный материал из валяной шерсти. Юрта также легко собирается и разбирается, т.к. скотоводы тоже часто меняют место жительства.

- Запишите слово, сделайте слого-ритмическую схему.

          16 слайд.

- Это иглу – дом из снежных глыб, который строят эскимосы. Живут они на крайнем севере, где почти целый год лежит снег, занимаются рыболовством. Другого строительного материала в этих местах нет. Внутри иглу застилается шкурами. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются  плошки-жирники.

- Запишите слово, сделайте слого-ритмическую схему.

          17 слайд.

- Запомнили, как называются жилища? Давайте повторим.

          18 слайд.

- В конце путешествия капелька приготовила вам зашифрованный рассказ об одном из жилищ.

- Как вы думаете, какое жилище здесь зашифровано? (Замок).

- Почему вы так решили?

- Замки строили для жизни и защиты от врагов. У замков обязательно были башни, с которых можно было далеко видеть неприятеля. На башнях устанавливали флюгер. Флюгер – это прибор для наблюдения за направлением ветра. Въехать в замок можно было только через укреплённые ворота. На воротах или стене замка висел герб рыцаря или князя – хозяина замка. В жилых помещениях замка устанавливали камины для обогрева. По легендам, в замках жили привидения. Слово замок состоит из 5 звуков, 2 слогов.

- Посмотрите, запомните, заполните свои таблички.

- Проверьте, правильно ли вы заполнили.

          19 слайд.

- Ну, вот и закончилось наше путешествие. Капельки собрались вместе, встретятся с другими, побегут в ручеек, из ручейка в море, дальше в океан, понесут свои знания другим. А вам они говорят спасибо за приятное путешествие, за ваши знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...