Урок - обобщение. Чтение. Тема: Сказки А.С.Пушкина.
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Апарина Людмила Анатольевна

 

Материал данного урока позволяет в игровой форме обобщить знания детей о творчестве поэта, позволяет развивать внимание, творческое воображение, мышление, умение подбирать рифму, воспитывает любовь к русской литературе и способствует развитию интереса к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobshchenie.chtenie._skazki_a.s.pushkina.docx229.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - обобщение. Чтение. Тема: Сказки А.С.Пушкина.

Цели.  1. Обобщить знания детей о творчестве поэта.

2. Развивать внимание, творческое воображение, быстроту реакции, мышление, речь, умение подбирать рифмовку.

3. Воспитывать любовь к русской литературе и интерес к чтению.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги А.С.Пушкина для выставки, аудиозапись стихотворения «Няне», набор с деталями «Танграма», карточки, фишки-звёздочки, ордена «Умник» («Умница»).

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Сегодня нам предстоит встреча с великим русским писателем и его сказками. Узнать имя этого писателя поможет выставка его произведений. (Книги закрыты.) Но чтобы мы смогли увидеть эти книги надо правильно произнести эту скороговорку. (На доске.)

2.Разминка.

А) Артикуляционная гимнастика.

Упражнение №1 «Чищу зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить зубы» с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.

Упражнение №2. «Вкусное варенье». Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.

Упражнение №3. «Стук». Стучать кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны.

Б) Работа над скороговоркой. (На карточке.)

Корабли лавировали, лавировали

Да не вылавировали.

3.Сообщение темы.

- Назовите книги, которые вы видите. («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Салтане…», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке».)

- Кто автор этих книг? (А.С.Пушкин.)

(На доске портрет А.С.Пушкина)

                       

- Верно. Тема нашего урока посвящена творчеству А.С.Пушкина.

4.Актуализация знаний.

- Ответьте на вопросы и за правильный ответ получите фишку.  

1) Назови даты жизни А.С.Пушкина. (1799г. – 1837г.)

2) Когда отмечается день рождения Александра Сергеевича Пушкина? (6 июня)

3) В каком городе родился А.С.Пушкин? (Москва)

4) Какая поэма начинается строками «У лукоморья дуб зелёный…»?  («Руслан и Людмила»)

5) «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт…» Какими словами начинается песенка белочки?  («Во саду ли, в огороде»)

6) В какой сказке работник сказал: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу…»? («Сказка о попе и о работнике его Балде)

7) В какой сказке зеркальце умело говорить? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

8) Как называется остров, через который лежал путь в «царство славного Салтана»? (Буян)

9) Кто из героев сказки превратился в комара? (Князь Гвидон)

10) В какой сказке рыбка «голосом молвила человечьим»?  («Сказка о рыбаке и рыбке).

(Подсчитывается количество фишек и победителю выдаётся орден «Умника» или «Умницы».)

5.  Актуализация знаний о биографии поэта.

- Поговорим о биографии А.С.Пушкина. За правильный ответ  - фишка.

- Чтобы узнать,  как называли великого русского поэта вам необходимо вычеркнуть из каждой строки повторяющиеся буквы. (На доске открывается запись.)

С  К  О  К  Л  К  Н  К  Ц  К  Е  К

Р  Я  У  Я  С  Я С  Я  К  Я  О  Я  Й  Я

П  Н  О  Н  Э  Н  З  Н  И  Н  И  Н

        (Ответ. Солнце русской поэзии.)

- Верно. А каким был поэт в детстве, вы узнаете,  прочитав слова в столбиках. (На карточке запись.) Надо читать по стрелке в указанном порядке.

СЫПАЛИСЬ

И

ТАК

ИСКРЫ

КОТОРЫХ

ИЗ

ГЛАЗАМИ

ЖИВЫМИ

ОЧЕНЬ

С

ЛИЧИКОМ

СМУГЛЫМ

СО

МАЛЬЧИК

КУДРЯВЫЙ

(Ответ. Кудрявый мальчик со смуглым личиком, с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались.)

- Так описывала поэта его бабушка, Мария Алексеевна. Как вы понимаете выражение «искры так и сыпались»?

( На доске поочерёдно прикрепляются портреты: портрет Марии Алексеевны Ганнибал  - бабушка А.С.Пушкина и его няни – Арины Родионовны).

                               

- У маленького Саши была заботливая добрая няня Арина Родионовна. Она очень любила мальчика, и Саша отвечал ей взаимностью. Он искал у няни утешения, когда его обижали, и прятался от неё, когда проказничал. Пушкин посвятил няне стихотворение, в котором обращается к ней с нежностью и любовью. ( Звучит аудиозапись стихотворения “Няне”).

- Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (Грустное, печальное, тоскливое.)

- Какой была няня? (Старенькой, «дряхлой»)

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (Он чувствовал себя виноватым перед няней за долгое отсутствие, он выражает свою заботу, нежность к няне за её ожидания.)

- Пушкин очень любил свою няню, а она его. Именно Арина Родионовна подсказала сюжеты, из которых потом родились пушкинские сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и т.д.

(Подводятся итоги.)

6. Физкультминутка.

Переменка

Переменка! Переменка!              (Стоят по кругу, хлопают в ладоши.)

Отдохните хорошенько.

Можно бегать и шуметь,              (Бегают на месте.)

Танцевать и песни петь,               (Танцуют, как умеют)

Можно сесть и помолчать,          (Приседают на корточки и затихают)

Только – чур! – нельзя скучать!   (Вскакивают и прыгают.)

                                                 (А.Шибаев)

7.Актуализация знаний о творчестве поэта.

- Продолжаем выполнять задания и за правильные ответы получать фишки.

- Попробуйте узнать сказки А.С.Пушкина по нескольким строкам. (Задание на карточках)

«Толоконный лоб», «об оброке век мы не слыхали»,

«кобылу подыми-тка ты да неси её полверсты»,

«с третьего щелка вышибло ум у старика».

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

«Кабы я была царица»,

«родила царица в ночь не то сына, не то дочь»,

«ты не коршуна убил, чародея подстрелил»,

«ветер на море гуляет и кораблик подгоняет».

(«Сказка о царе Салтане…»

«Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года»,

«ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе»,

«на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто».

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

«Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился»,

«ты, конечно, спору нет; ты, царица, всех милее, всех румяней и белее»,

«коли красная девица, будь нам милая сестрица».

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

8. Работа с танграмом.

- Прослушайте отрывок и скажите, название какого сказочного героя пропущено?

-Из какого  произведения эти строки? («Сказка о золотом петушке»)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

………………………………………     (Золотого петушка.)

«Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

………….  (Петушок) мой ……….     (золотой)

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой ……………          (петушок)

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется».

- Из частей квадрата сложите золотого петушка. (Для правильного выполнения задания используется образец.)

9. «Сочинение стишат».

- Представьте себе, что вы поэты. Продолжите в рифму.

 Ре – ре – ре………….    (Встану утром на заре.)

Ты – ты – ты………….    (Поливай скорей цветы.)

Ох – ох – ох…………..     (Съели мальчики горох.)

Им – им – им………..  (Посидим и помолчим)

Да – да – да…………..    (В огороде лебеда.)

Уж – уж – уж…………..   (Не боюсь глубоких луж.)

10. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

(Подведение итогов работы. Подсчёт фишек. Награждение лучших учеников орденом «Умник» или «Умница».)

- С какими произведениями А.С.Пушкина мы сегодня встречались на уроке? («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Салтане…», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Няне.)

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что Пушкина называли……….

- Как звали бабушку поэта?

- Кому А.С.Пушкин посвятил строки: «Подруга дней моих суровых,

   Голубка дряхлая моя…»   (Няне)

11. Домашнее задание.

Подготовить рисунок к одной из сказок А.С.Пушкина.

- Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:·         углубить литературное образование;·         обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;·...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...

Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...

Урок-обобщение по теме: « Сказки А. С. Пушкина » КВН «Что за чудо эти сказки»

Урок-обобщение по теме: « Сказки А. С. Пушкина »                         ...

Урок-обобщение по теме: « Сказки А. С. Пушкина » КВН «Что за чудо эти сказки» Презентация

Урок-обобщение по теме: « Сказки А. С. Пушкина »      КВН «Что за чудо эти сказки»  Презентация...

Внеклассное чтение. Тема: Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане»

Цель: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина....