Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 1 классе. Г. Сапгир "Лошарик"
    методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

     

    Обучение осуществляется по программе «Начальная школа 21 века». Предмет «Литературное чтение» преподается в букварный период по учебнику Букварь: 1 класс: 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011. Но в учебнике представлено произведение в прозе, а на уроке использовано данное произведениние в стихотворной форме 

    Тип урока: урок нового материала. Урок–исследование

    Для эмоционального восприятия материала использована презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 1 классе

    Г. Сапгир «Лошарик».

    Урок-исследование

    Цель урока: Знакомство с новым произведением Г. Сапгира «Лошарик»

    Задачи: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Лошарик» Г. Сапгира, с творчеством писателя;

    способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения;

    содействовать воспитанию толерантности, умению дружить

    УУД:

    Познавательные: общеучебные – ознакомление с рассказом Г. Сапгира; овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку деятельности другими участниками учебного процесса.

    Коммуникативные:

    уметь взаимодействовать с окружающими

    Оборудование: презентация, заготовки кластера, карточки характеристики, картинки из сказки с описанием

    Ход урока

    1. Организационный момент

    (Дети стоят)

    - Итак, друзья, внимание –

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее –

    Начнем скорей урок!

    (Сели за парты)

    2. Подготовка к восприятию нового материала

    - Откройте учебники, на какой странице изучили последнее произведение?

    - Теперь, закладку оставьте здесь, обратимся к содержанию, в конце учебника. Нашли номер этой страницы здесь.

    - На следующей строке назовите автора нового сегодняшнего произведения

    (Г. Сапгир)

     3. Сведения об авторе (Слайд 2)

    Читает учитель

    Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик. Родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера. Писать стихи начал в 11 лет. Их печатали в газете «Пионерская правда». Это газета для детей.

    Г. Сапгир работал над составлением  «Букваря», «Забавной азбуки», написал много других детских книг…

    И ещё одно словечко вертится на языке, когда говоришь о поэзии Сапгира, — «театр». Часто его стихотворения — это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами.

    (Слайд 3)  Вашему вниманию представлена выставка книг для детей Генриха Вениаминовича.

    - С каким из них мы недавно познакомились?

    - А какое произведение этого автора мы будем изучать сегодня, вы скажите, прочитав в содержании в конце учебника (Лошарик)

    - Вот и это произведение представлено на выставке.

    4. Составление кластера

    - Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - Лошарик? (Высказывания уч-ся)(Лошадь, шарик)

    (Ассоциации помещаем на доску)

    5. Составление плана исследования

    - О чем вам захотелось узнать, прочитав   название  этого произведения?

    (Узнать, кто такой Лошарик, познакомиться с содержанием и т. д.)

    - Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением  (Слайд 4)

    (Ученик зачитывает вслух)

                 Г. Сапгир «Лошарик»

               План работы

    Прочитав произведение

    - познакомиться с героями

    - определить, кто такой Лошарик

    - охарактеризовать главных героев

    - выяснить главную мысль

    - высказать своё отношение

    6. Словарная работа (Слайд 5)

    При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.

    – Как вы понимаете?

    1. Маг – фокусник, иллюзионист
    2. Жонглёр – циркач, фокусник, подбрасывающий несколько объектов
    3. Укротитель - дрессировщик диких хищных животных
    4. Сальто-мортале - опасный для жизни прыжок
    5. Курбет - движение лошади: разом поднимает передние ноги
    6. Ложа - специально устроенное место
    7. Фрак - мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди с длинными узкими полами сзади, брюки с атласными лампасами

    - Обратите внимание на эти слова и задумайтесь, о чём это произведение, где происходят события? (О цирке)

    - Но в этом нам ещё предстоит убедиться!

    7. Физкультминутка (офтальмотренажер)

    8.  Этап осмысления. Чтение текста по частям и работа над его содержанием

    - Прочитаем произведение по частям

    - Внимание!

    вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним

    - Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте…(Слайд 6)

    1 часть

    1. Где происходят события?
    2. Кто главный герой?

    (Первичное чтение хорошо читающим учащимся)

    - Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)

    - Итак, ответим на вопросы  (События происходят… Главный герой:…)

    Прогнозирование: - Как вы думаете, а кто же такой Лошарик? (Рассуждают)

    - Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны

    -  Продолжив работу над 2 частью, исследуем

    - Внимание на слайд, прочитайте… (Слайд 7)

            2 часть

    1. Кто оказался Лошариком?
    2. Кому Лошарик принёс славу?

    - Помечайте непонятные для вас слова и выражения

    (Первичное чтение учителем)

    - Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)

    - Ответим на вопросы…

    - Какие слова учебника ещё точнее характеризуют, кто же такой Лошарик?…

    Уточнение кластера (лошадка – жеребёнок)

    т.е. он маленький, беззащитный

    -  Продолжив работу над 3 частью, исследуем…

    Внимание на слайд, читаем

            

            3 часть

    1. Как относятся звери к главному герою – Лошарику?

    (маленькому, беззащитному)

    - Помечайте непонятные для вас слова и выражения

    (Первичное чтение учащимися и учителем)

    - Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…

    9. Физкультминутка (на массажной дорожке)

    -Изобразите, как может передвигаться Лошарик; как передвигаются хмурые львы

    10. Работа по теме урока

            4 часть (исследуем) (Слайд 8)

    1. Тревожная новость в цирке…
    2. Как повёл себя Тарелкин?

    - Помечайте непонятные для вас слова и выражения

    (Первичное чтение учащимися и учителем)

    - Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…

            5 часть (исследуем)

    1. Как характеризуют Лошарика?

    (Первичное чтение учащимися)

    - Ответим на вопрос…

    6 часть (Слайд 9)

    1. Как повели себя львы?
    2. Какая реакция была у публики?

    - Помечайте непонятные для вас слова и выражения

    (Первичное чтение учителем)

    - Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…

    11. Прогнозирование

    - А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

    (Заслушиваем несколько историй)

    12. Чтение 7 части учителем, работа над содержанием

    Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…

    (читаем на слайде) 

    1. Совпадёт ли ваше мнение конца истории  с авторским?

    Просмотр мультфильма (время 10 мин)

    - Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)

    13. Работа в парах.

    Для характеристики Тарелкина поставьте плюс рядом с подходящими ему

    словами и выражениями

    Время – 1 минута

    (карточки у каждого на парте)

    Тарелкин

    + (где надо)

    слабохарактерный

    не ценил дружбу

    лучший друг

    бросил старого друга

    любит славу

    14. Работа в группах.

    2 картинки из сказки соотнести с описанием

    15. Итог урока (Слайд 10)

    - Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока

     (Дети зачитывают и отвечают)

            Г. Сапгир «Лошарик»

            План работы

    Прочитав произведение

    - познакомиться с героями

    - определить, кто такой Лошарик

    - охарактеризовать главных героев

    - выяснить главную мысль

    - высказать своё отношение

    16. Рефлексия

    - Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях

    (Слайд 11)

    Закончите  предложения:

    1. Рассказ «Лошарик» вызвал у меня чувства…
    2. Рассказ помог понять…
    3. Для меня было сложным…
    4. Мне понравилось…

    - Словесное оценивание  ….

    (Встали)       Прозвенел уже звонок,

                          Значит, кончился урок.

                         Спасибо, ребята, за работу на уроке


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

    Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

    Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

    ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

    Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

    технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

    Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...