Урок литературного чтения в 1 классе. Г. Сапгир "Лошарик"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Обучение осуществляется по программе «Начальная школа 21 века». Предмет «Литературное чтение» преподается в букварный период по учебнику Букварь: 1 класс: 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011. Но в учебнике представлено произведение в прозе, а на уроке использовано данное произведениние в стихотворной форме
Тип урока: урок нового материала. Урок–исследование
Для эмоционального восприятия материала использована презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.g._sapgir_losharik.doc | 70.5 КБ |
urok_losharik_g.sapgir.ppt | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
Г. Сапгир «Лошарик».
Урок-исследование
Цель урока: Знакомство с новым произведением Г. Сапгира «Лошарик»
Задачи: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Лошарик» Г. Сапгира, с творчеством писателя;
способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения;
содействовать воспитанию толерантности, умению дружить
УУД:
Познавательные: общеучебные – ознакомление с рассказом Г. Сапгира; овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку деятельности другими участниками учебного процесса.
Коммуникативные:
уметь взаимодействовать с окружающими
Оборудование: презентация, заготовки кластера, карточки характеристики, картинки из сказки с описанием
Ход урока
1. Организационный момент
(Дети стоят)
- Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
(Сели за парты)
2. Подготовка к восприятию нового материала
- Откройте учебники, на какой странице изучили последнее произведение?
- Теперь, закладку оставьте здесь, обратимся к содержанию, в конце учебника. Нашли номер этой страницы здесь.
- На следующей строке назовите автора нового сегодняшнего произведения
(Г. Сапгир)
3. Сведения об авторе (Слайд 2)
Читает учитель
Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик. Родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера. Писать стихи начал в 11 лет. Их печатали в газете «Пионерская правда». Это газета для детей.
Г. Сапгир работал над составлением «Букваря», «Забавной азбуки», написал много других детских книг…
И ещё одно словечко вертится на языке, когда говоришь о поэзии Сапгира, — «театр». Часто его стихотворения — это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами.
(Слайд 3) Вашему вниманию представлена выставка книг для детей Генриха Вениаминовича.
- С каким из них мы недавно познакомились?
- А какое произведение этого автора мы будем изучать сегодня, вы скажите, прочитав в содержании в конце учебника (Лошарик)
- Вот и это произведение представлено на выставке.
4. Составление кластера
- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - Лошарик? (Высказывания уч-ся)(Лошадь, шарик)
(Ассоциации помещаем на доску)
5. Составление плана исследования
- О чем вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?
(Узнать, кто такой Лошарик, познакомиться с содержанием и т. д.)
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением (Слайд 4)
(Ученик зачитывает вслух)
Г. Сапгир «Лошарик»
План работы
Прочитав произведение
- познакомиться с героями
- определить, кто такой Лошарик
- охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
- высказать своё отношение
6. Словарная работа (Слайд 5)
При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.
– Как вы понимаете?
- Маг – фокусник, иллюзионист
- Жонглёр – циркач, фокусник, подбрасывающий несколько объектов
- Укротитель - дрессировщик диких хищных животных
- Сальто-мортале - опасный для жизни прыжок
- Курбет - движение лошади: разом поднимает передние ноги
- Ложа - специально устроенное место
- Фрак - мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди с длинными узкими полами сзади, брюки с атласными лампасами
- Обратите внимание на эти слова и задумайтесь, о чём это произведение, где происходят события? (О цирке)
- Но в этом нам ещё предстоит убедиться!
7. Физкультминутка (офтальмотренажер)
8. Этап осмысления. Чтение текста по частям и работа над его содержанием
- Прочитаем произведение по частям
- Внимание!
вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним
- Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте…(Слайд 6)
1 часть
- Где происходят события?
- Кто главный герой?
(Первичное чтение хорошо читающим учащимся)
- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)
- Итак, ответим на вопросы (События происходят… Главный герой:…)
Прогнозирование: - Как вы думаете, а кто же такой Лошарик? (Рассуждают)
- Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны
- Продолжив работу над 2 частью, исследуем
- Внимание на слайд, прочитайте… (Слайд 7)
2 часть
- Кто оказался Лошариком?
- Кому Лошарик принёс славу?
- Помечайте непонятные для вас слова и выражения
(Первичное чтение учителем)
- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)
- Ответим на вопросы…
- Какие слова учебника ещё точнее характеризуют, кто же такой Лошарик?…
Уточнение кластера (лошадка – жеребёнок)
т.е. он маленький, беззащитный
- Продолжив работу над 3 частью, исследуем…
Внимание на слайд, читаем
3 часть
- Как относятся звери к главному герою – Лошарику?
(маленькому, беззащитному)
- Помечайте непонятные для вас слова и выражения
(Первичное чтение учащимися и учителем)
- Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…
9. Физкультминутка (на массажной дорожке)
-Изобразите, как может передвигаться Лошарик; как передвигаются хмурые львы
10. Работа по теме урока
4 часть (исследуем) (Слайд 8)
- Тревожная новость в цирке…
- Как повёл себя Тарелкин?
- Помечайте непонятные для вас слова и выражения
(Первичное чтение учащимися и учителем)
- Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…
5 часть (исследуем)
- Как характеризуют Лошарика?
(Первичное чтение учащимися)
- Ответим на вопрос…
6 часть (Слайд 9)
- Как повели себя львы?
- Какая реакция была у публики?
- Помечайте непонятные для вас слова и выражения
(Первичное чтение учителем)
- Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…
11. Прогнозирование
- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
(Заслушиваем несколько историй)
12. Чтение 7 части учителем, работа над содержанием
Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…
(читаем на слайде)
- Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?
Просмотр мультфильма (время 10 мин)
- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)
13. Работа в парах.
Для характеристики Тарелкина поставьте плюс рядом с подходящими ему
словами и выражениями
Время – 1 минута
(карточки у каждого на парте)
Тарелкин | + (где надо) |
слабохарактерный | |
не ценил дружбу | |
лучший друг | |
бросил старого друга | |
любит славу |
14. Работа в группах.
2 картинки из сказки соотнести с описанием
15. Итог урока (Слайд 10)
- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока
(Дети зачитывают и отвечают)
Г. Сапгир «Лошарик»
План работы
Прочитав произведение
- познакомиться с героями
- определить, кто такой Лошарик
- охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
- высказать своё отношение
16. Рефлексия
- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях
(Слайд 11)
Закончите предложения:
- Рассказ «Лошарик» вызвал у меня чувства…
- Рассказ помог понять…
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
- Словесное оценивание ….
(Встали) Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо, ребята, за работу на уроке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...