Урок литературного чтения в 1 классе. Г. Сапгир "Лошарик"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

 

Обучение осуществляется по программе «Начальная школа 21 века». Предмет «Литературное чтение» преподается в букварный период по учебнику Букварь: 1 класс: 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011. Но в учебнике представлено произведение в прозе, а на уроке использовано данное произведениние в стихотворной форме 

Тип урока: урок нового материала. Урок–исследование

Для эмоционального восприятия материала использована презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Г. Сапгир «Лошарик».

Урок-исследование

Цель урока: Знакомство с новым произведением Г. Сапгира «Лошарик»

Задачи: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Лошарик» Г. Сапгира, с творчеством писателя;

способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения;

содействовать воспитанию толерантности, умению дружить

УУД:

Познавательные: общеучебные – ознакомление с рассказом Г. Сапгира; овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку деятельности другими участниками учебного процесса.

Коммуникативные:

уметь взаимодействовать с окружающими

Оборудование: презентация, заготовки кластера, карточки характеристики, картинки из сказки с описанием

Ход урока

1. Организационный момент

(Дети стоят)

- Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

(Сели за парты)

2. Подготовка к восприятию нового материала

- Откройте учебники, на какой странице изучили последнее произведение?

- Теперь, закладку оставьте здесь, обратимся к содержанию, в конце учебника. Нашли номер этой страницы здесь.

- На следующей строке назовите автора нового сегодняшнего произведения

(Г. Сапгир)

 3. Сведения об авторе (Слайд 2)

Читает учитель

Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик. Родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера. Писать стихи начал в 11 лет. Их печатали в газете «Пионерская правда». Это газета для детей.

Г. Сапгир работал над составлением  «Букваря», «Забавной азбуки», написал много других детских книг…

И ещё одно словечко вертится на языке, когда говоришь о поэзии Сапгира, — «театр». Часто его стихотворения — это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами.

(Слайд 3)  Вашему вниманию представлена выставка книг для детей Генриха Вениаминовича.

- С каким из них мы недавно познакомились?

- А какое произведение этого автора мы будем изучать сегодня, вы скажите, прочитав в содержании в конце учебника (Лошарик)

- Вот и это произведение представлено на выставке.

4. Составление кластера

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - Лошарик? (Высказывания уч-ся)(Лошадь, шарик)

(Ассоциации помещаем на доску)

5. Составление плана исследования

- О чем вам захотелось узнать, прочитав   название  этого произведения?

(Узнать, кто такой Лошарик, познакомиться с содержанием и т. д.)

- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением  (Слайд 4)

(Ученик зачитывает вслух)

             Г. Сапгир «Лошарик»

           План работы

Прочитав произведение

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Лошарик

- охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

- высказать своё отношение

6. Словарная работа (Слайд 5)

При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.

– Как вы понимаете?

  1. Маг – фокусник, иллюзионист
  2. Жонглёр – циркач, фокусник, подбрасывающий несколько объектов
  3. Укротитель - дрессировщик диких хищных животных
  4. Сальто-мортале - опасный для жизни прыжок
  5. Курбет - движение лошади: разом поднимает передние ноги
  6. Ложа - специально устроенное место
  7. Фрак - мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди с длинными узкими полами сзади, брюки с атласными лампасами

- Обратите внимание на эти слова и задумайтесь, о чём это произведение, где происходят события? (О цирке)

- Но в этом нам ещё предстоит убедиться!

7. Физкультминутка (офтальмотренажер)

8.  Этап осмысления. Чтение текста по частям и работа над его содержанием

- Прочитаем произведение по частям

- Внимание!

вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним

- Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте…(Слайд 6)

1 часть

  1. Где происходят события?
  2. Кто главный герой?

(Первичное чтение хорошо читающим учащимся)

- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)

- Итак, ответим на вопросы  (События происходят… Главный герой:…)

Прогнозирование: - Как вы думаете, а кто же такой Лошарик? (Рассуждают)

- Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны

-  Продолжив работу над 2 частью, исследуем

- Внимание на слайд, прочитайте… (Слайд 7)

        2 часть

  1. Кто оказался Лошариком?
  2. Кому Лошарик принёс славу?

- Помечайте непонятные для вас слова и выражения

(Первичное чтение учителем)

- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)

- Ответим на вопросы…

- Какие слова учебника ещё точнее характеризуют, кто же такой Лошарик?…

Уточнение кластера (лошадка – жеребёнок)

т.е. он маленький, беззащитный

-  Продолжив работу над 3 частью, исследуем…

Внимание на слайд, читаем

        

        3 часть

  1. Как относятся звери к главному герою – Лошарику?

(маленькому, беззащитному)

- Помечайте непонятные для вас слова и выражения

(Первичное чтение учащимися и учителем)

- Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…

9. Физкультминутка (на массажной дорожке)

-Изобразите, как может передвигаться Лошарик; как передвигаются хмурые львы

10. Работа по теме урока

        4 часть (исследуем) (Слайд 8)

  1. Тревожная новость в цирке…
  2. Как повёл себя Тарелкин?

- Помечайте непонятные для вас слова и выражения

(Первичное чтение учащимися и учителем)

- Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…

        5 часть (исследуем)

  1. Как характеризуют Лошарика?

(Первичное чтение учащимися)

- Ответим на вопрос…

6 часть (Слайд 9)

  1. Как повели себя львы?
  2. Какая реакция была у публики?

- Помечайте непонятные для вас слова и выражения

(Первичное чтение учителем)

- Было что-то непонятным в тексте? Ответим на вопросы…

11. Прогнозирование

- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

(Заслушиваем несколько историй)

12. Чтение 7 части учителем, работа над содержанием

Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…

(читаем на слайде) 

  1. Совпадёт ли ваше мнение конца истории  с авторским?

Просмотр мультфильма (время 10 мин)

- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)

13. Работа в парах.

Для характеристики Тарелкина поставьте плюс рядом с подходящими ему

словами и выражениями

Время – 1 минута

(карточки у каждого на парте)

Тарелкин

+ (где надо)

слабохарактерный

не ценил дружбу

лучший друг

бросил старого друга

любит славу

14. Работа в группах.

2 картинки из сказки соотнести с описанием

15. Итог урока (Слайд 10)

- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока

 (Дети зачитывают и отвечают)

        Г. Сапгир «Лошарик»

        План работы

Прочитав произведение

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Лошарик

- охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

- высказать своё отношение

16. Рефлексия

- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях

(Слайд 11)

Закончите  предложения:

  1. Рассказ «Лошарик» вызвал у меня чувства…
  2. Рассказ помог понять…
  3. Для меня было сложным…
  4. Мне понравилось…

- Словесное оценивание  ….

(Встали)       Прозвенел уже звонок,

                      Значит, кончился урок.

                     Спасибо, ребята, за работу на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...