прощание с Азбукой
план-конспект по чтению по теме

Бричик Галина Вячеславна

 

                                       ПРОЩАНИЕ  С АЗБУКОЙ

 

Оборудование: зал празднично украшен рисунками героев из мультфильмов, связками из    воздушных гелиевых шаров. На сцене рисунки поезда с вагонами, плакат «Азбука -  ступенька к мудрости», сундучок со школьными вещами, у детей  таблички с буквами алфавита, знаками препинания, рисунками школьных принадлежностей.

                           (Звучит музыка песни «Голубой вагон»)

Клоун 1:   Почему не на уроках школьники с утра?

                Почему в парадной форме нынче детвора?

Клоун 2:   Сняли с Азбуки обложки, и закладок нет…

              Все взволнованы немножко… В чём секрет?

Клоун 1: В поезд можете садиться.

              Этот поезд быстро мчится

Клоун 2:    В школу он спешит сейчас

              К нам на праздник в первый класс!

Клоун 1: Так садись в счастливый поезд,

              И помчим от А до Я.

Клоун 2: Праздник Азбуки сегодня,

              Отмечаем мы друзья!

                             (дети занимают свои места в зале)

Ученик 1: Мы сегодня очень рады

              Всем ребятам, мамам, папам.

              Мы приветствуем гостей,

              Дорогих учителей.

Ученик 2: Мы собрали пап и мам,

                     Но не для потехи.

                    Мы сегодня рапортуем

                    Про свои успехи.

 

 

Ученик 3: Сегодня, друзья, мы здесь собрались,

              Чтоб доброе слово сказать,

              Тому, кто был другом.

Ученик 4:   И каждый свой час

              Молчал, но учил нас трудиться.

Ученик 5:   Вначале мы буквы учились читать,

              Теперь мы читаем страницы.

Клоун 1: Сегодня вы собрались на праздник «Прощание с Азбукой», так

               давайте  отправимся в путешествие на нашем поезде по Волшебной

               стране слов.

Клоун 2:   И песенка, и песенка

              В пути нам пригодится.

              Учиться надо весело,

              Чтоб хорошо учиться!

                                           Песня «Чему учат в школе»

 

 

Клоун 1: А, вы уже умеете читать! Тогда прочитайте, что написано на доске?

                               (Азбука – ступенька к  мудрости)

ПЕРВЫЙ.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

 

Ель, топор, лопата, руки -

В каждой словно слышим звуки.

Звуки эти разные:

 

ВСЕ ВМЕСТЕ. Гласные, согласные.

 

ВТОРОЙ.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

ТРЕТИЙ.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

ВСЕ ВМЕСТЕ.

С-с-с... змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш... шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж... шмели в саду жужжат,

Р-р-р... моторы торохтят.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ.

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни: МАША!)

К нам явились на урок.

 

ПЯТЫЙ.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай: СОВА.

 

ШЕСТОЙ.

`Мила мыла руки мылом,

Маша кашу варит нам`,

Чтоб скорей и легче было,

Все читайте по слогам!

 

СЕДЬМОЙ.

Соединили мы два слова -

И предложение готово:

`Дождь идет.

Гремит гроза.

Улетела стрекоза.`

 

ОДНА ГРУППА. Мы знаем буквы, знаем слоги.

 

ВСЕ ВМЕСТЕ. Умеем говорить, считать.

 

ВТОРАЯ ГРУППА. И постепенно, понемногу

 

ВСЕ ВМЕСТЕ. Мы научились все читать.

 

Клоун 2:

              Буквы строго встали в ряд,

              Будто по линейке.

              Каждый знает своё место

              И уйти не смеет.

              Вот они стоят красиво,

              По порядку, посмотри,

              Здесь их ровно 33!

А – начало алфавита, тем она и знаменита.

                   Буква Б – с большим брюшком,

                   В кепке с длинным  козырьком.

Вот буква В – видна вдали –красивая, витая.

Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.

                   Перед нами буква Г

                   Стоит подобно кочерге.

Вот стоит, дымок пуская, буква Д – труба печная.

                   Е - на грядке пригодилась, - вместо грабель потрудилась.

Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр непросто,

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

                   Ж: Эта буква широка и похожа на жука.

                   И при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук:

                   Ж-ж-ж-ж.

 З – не просто завитушка,

 З – пружинка, крендель, стружка.

                    На калитку посмотри, чем она не буква И.

Букву Й зовут «И кратким».

Й, как И, в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.

                    Это – Ж, а это К: целый жук и полжука.

Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.

                     М: Маша, глянь-ка, две горы, словно две родных сестры.

На букве Н я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

                    Посмотри на колесо и увидишь букву О.

На хоккее, на футболе, буква П - ворота в поле.

                    Р: Дрожу от страха до сих пор!- воскликнуло полено.

                    Похожа буква на топор! Расколет непременно!

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

                   Буква Т стоит на крыше:

                   Телевизор в доме том.

                   Т в антенну превратилась

                   И на крыше очутилась.

 У: Удобная буква! Удобно в ней то,

     Что можно на букву повесить пальто.

                   Филин, в книжку залетев, превратился в букву Ф.

Х - забавная  игрушка, деревянная вертушка.

                   Вот какая буква Ц: с коготочком на конце.

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

                  Посмотри на букву Ш - буква очень хороша,

                  Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

На расческу Щ похожа, три зубца всего?

Ну что же?

Из ведра не просто так нам воды напиться:

Нужен ковшик – Ъ, чтобы не облиться.

                  Вот топор, полено рядом.  Получилось то, что надо.

                  Получилась буква Ы, всем мы знать её должны.

Буква Р перевернулась Ь обернулась.

                  Над лугами в синеве пролетает буква Э.

                  Это ласточка весной возвращается домой.

Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось:

Получилась буква Ю.

                  Я сказала про себя: -Хоккеист известный я.

                  Шайба прямо в цель летит.

                  Гол! Закончен алфавит!

Клоун 1: Афавитова семья вам представлена, друзья!

                                           Песня «Алфавит»

Ученик 6: Самый первый свой учебник

              Класс с волненьем открывал…

              Видно, сказочный волшебник

              Эту книгу написал.

Ученик 7:Оказалось, что крючочки

              Населяют буквари,

              Загогулинки, значочки,

              А всего их – 33!

Ученик 8: Так чудесно буквы эти

              Могут слоги составлять,

              И про всё на белом свете

              Нам словами рассказать.

Ученик 9: Знаем мы не понаслышке:

              Чудеса и вправду есть.

              Мы теперь любые книжки

              Можем запросто прочесть!

Клоун 2: Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась -

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Дети, поставьте буквы на свои места.

Клоун 1:

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

Клоун 2:.

На остров налетел ураган,

Остался на пальме последний баран.

Клоун 1:

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов.

Клоун 2: Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

"Там ползет зеленый лук

С длинными усами".

Клоун 1:

Не учил уроки,

А играл в футбол,

От того в тетрадке

Появился гол.

Дети находят ошибки и исправляют их.

ЗАГАДКИ.

 

1. Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.

 

2. Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белу полю пройдет –

Каждый след его поймет.

 

3. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки

Что угодно для души.

 

4. Голубочка бела

В избу влетела,

Что на свете видала,

Про все рассказала.

 

1. 33 богатыря

К нам пришли сюда не зря.

Изучая их секреты,

Ты на всё найдешь ответы.

Но скажи-ка нам пока,

Как зовут их?( азбука )

 

2. Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать.

Чтоб проверить, всё ль в порядке,

В сумке ль книжки и тетрадки,

А вопрос такой возник:

Кто же это? (ученик)

 

3. Когда приходим мы в свой класс,

Она встречает первой нас.

Она добра, хоть и бывает строгой,

В мир знаний, открывая нам дорогу.

Кто это, назовите?

Конечно же (учитель)

 

4. У каждой девчонки и у мальчишки

Есть этот учебник - заветная книжка.

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем ... (букварь)

 

5. Мне не нужен пароход,

Поезд, самолет, автобус,

Потому, что у меня,

Шар волшебный есть, друзья .

Называется он ... (глобус)

 

 

Клоун 2: Представляем вам парад школьных принадлежностей!

                    (Под музыку марша выходят дети с картинками школьных принадлежностей)

Глобус: На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

              Нам показывает страны, реки, горы, океаны.

Дневник: В школьной сумке я лежу,

              Как ты учишься, скажу.

Карандаш: Если ты меня отточишь, нарисуешь всё, что хочешь!

                   Солнце, море, горы, пляж. Это просто карандаш!

Краски и кисти: Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.

                        Дядя, длинный и худой, носит воду бородой.

                        И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

Мел: В чёрном поле заяц белый

         Прыгал, бегал, петли делал.

         След за ним был тоже бел.

          Этот заяц белый мел.

Пенал:   Разноцветный ящик мой

              В ранец я кладу с собой.

             Ящик этот очень мал. Называется пенал.

Книга:  Я всё знаю, всех учу,

              Но сама всегда молчу.

              Чтоб со мною подружиться,

              Надо грамотно учиться.               

Линейка:  Я люблю прямоту, я сама прямая.

                  Сделать ровную черту всем я помогаю.

Ручка:   В снежном поле по дороге

            Мчится конь мой одноногий.

         И на много-много лет

         Оставляет синий след.

Резинка: Хоть не прачка я, друзья,

               Стираю я старательно.

                Если мне работу дашь –

                Зря трудился карандаш.

 

Ученик 10: Букв сначала мы не знали,

              Мамы сказки нам читали,

              А теперь читаем сами,

              Подружились сказки с нами.

Клоун 1:  Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

 

Клоун 2:   Бабушка девочку очень любила.

              Шапочку красную ей подарила.

              Девочка имя забыла своё,

              Вы подскажите, как звали её?         (Красная Шапочка)

 

Клоун 1: С букварём шагает в школу

                Деревянный мальчуган.

               Попадает вместо школы

               В полотняный балаган.

               Как зовётся эта книжка?

               Как зовётся сам мальчишка?              (Буратино)

 

Игра «Верни вещи в сказку»  (яблоко, игла, ключик, золотая рыбка, яичко)

 

                 «Узнай сказку»

1.     Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку и называется…. («Три поросёнка»)

 

2.     Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)

 

3. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

    А Емеля на печи ест большие калачи!

    Чай сам наливается по его хотению,

    А сказка называется…    («По щучьему велению»)

 

4.Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

    Он сам, того не ведая, несёт её домой.

    Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

    Названье этой книжки… («Маша и медведь»)

 

1.     Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…

Плачет дед, плачет баба, но их утешает…  («Курочка Ряба»)

 

Клоун 2: Их приглашают с другом Геной

             На день рожденья непременно.

             И любит каждую букашку

             Забавный добрый …..                   (Чебурашка)

Клоун 2: Укатился он из дома

               По дороге незнакомой…

             Ты узнал его, дружок?

            Это самый непослушный, говорливый, простодушный

              И румяный…                                                                          (Колобок)

 

 

Клоун 2:

                 Сегодня сказочные герои  не смогли прийти к вам на праздник,

                  но они прислали  телеграммы. Отгадайте, от кого они?

 

1.     Спасите! Нас съел серый волк…       

2.     Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…

3.     Люблю мёд, ушёл в гости к Пятачку…

4.     Простите, не могу приехать, боюсь солнышка и тепла. Останусь у дедушки и бабушки. Ваша девочка - …

5.     «Не нужно ругаться и драться не нужно», - советует кот …

 

 

Клоун 1: На нашем празднике мы забыли о тех, кто предаёт особый смысл

                предложениям. Что это за знаки?

 

Дети: Знаки препинания.

(Звучит «Марш». Выходят знаки)

 

Точка с запятой:  Точки, палочки, крючки…

                            Неприметные значки,

                              А во время чтения требуют почтения.

Восклицательный знак:  Бурным чувствам нет конца:

                                          Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак:  Вечно думая над смыслом,

                                         Изогнулся коромыслом.

Многоточие:   Стоят три кумушки рядком.

                         Ведут беседу, но тайком,

                         Какими-то далёкими туманными намёками…

Двоеточие:  Двоеточие глазастое ходит,

                     Знаниями хвастая:

                   Так и хочется ему разъяснить нам, что к чему…

Тире: Ляжет палочкой на строчку:  -Проходите по мосточку.

Кавычки:  Всегда подслушать норовят то,

                  Что другие говорят…

Скобки: Словам раскрывают объятья:

               -Ждём в гости вас, милые братья!

Запятая: Выйдет на дорожку – всем подставит ножку!

Точка:  Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

 

(Дети уходят под «Марш»)

 

Ученик 11: Очень любим приключенья

               И откроем свой секрет:

                  Увлекательнее чтенья,

                  Ничего на свете нет.

 

Баба-Яга: Что такое? Почему? Ничего я не пойму.

               Почему веселье, пляс?  Ничему не быть сейчас!

                            (стучит метлой)

                 Унды-фунды, гунды-гей!

                 Кончись, праздник, поскорей! Ха-ха-ха!

              Вот и тихо! Вот и хорошо!

                 Вот вам и праздник!

                 И никто вас не найдёт!

                Ах, как мои ноженьки устали с дороги… Ох и старая я стала, надо

                отдохнуть.

Клоун 1 :: Кто веселье прекратил?

                  Кто музыку остановил?

Дети: Баба-Яга.

Клоун 2:: Ах она, злющая!

             Ах она, старая!

Давайте её накажем?

Она плясать не любит. А мы её заставим. (Хлопает в ладоши)

Раз, два, три, ну-ка, бабушка, пляши!

                                (Баба-Яга пляшет)

Баба-Яга: Ох, плясать я не могу. Ох, сейчас я упаду.

              Расколдуй меня скорей.

              Буду, буду я добрей.             

Клоун 1: Раз, два, три! Музыка, замри!

Баба-Яга: Простите меня, ребята

Клоун 2: Простим?

                  Я желаю вам радости! Желаю не скучать!

               Мам и бабушек не очень огорчать.

               И всегда просить прощения

               За любое огорчение!

               До свиданья, ребятня,

               Буду доброй нынче я.

 

 

 

Клоун 2: Наш поезд делает последнюю остановку. Вы стали умными-

               благоразумными и    сможете найти ошибку.

Клоун 1: Мы будем читать вам интересные стихи, а вы внимательно

                слушайте и если надо,  исправляйте.

Клоун 2: Тает снег. Течёт ручей.

                На ветвях полно ВРАЧЕЙ.  (грачей)

Клоун 1: Синее море перед нами.

             Летают МАЙКИ над волнами.   (чайки)

Клоун 2: Закричал охотник: Ой!

             ДВЕРИ гонятся за мной!   (звери)

Клоун 1:  Говорил один рыбак:

              В ПЕЧКЕ выловил башмак.   (речке)

Ученик 7.

 

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

 

Ученик 8.

 

Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем -

Эти буквы мы поем!

 

Ученик 9.

 

Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом "проглочу"!

 

Ученик 10.

 

Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем

Азбуку" прочли до корки,

Нам по чтению -

Пятёрки!

Ученик 11.

 

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения:

Нам сегодня выдают

У-до-сто-ве-ре-ния!

 

Ученик 12.

 

В том. Что "Азбуку"прочли

Полный курс наук

Прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки

 

Клоун 2: Всем спасибо за вниманье,

             За задор и звонкий смех!

Клоун 1: Вот настал момент прощанья

             Будет краткой наша речь.

Клоуны: Говорим мы, до свиданья,   

               До счастливых, новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...