Урок литературного чтения в 4 классе. Самуил Яковлевич Маршак
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

 

В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.

Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.

Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass_marshak.doc16.67 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название урока

 Урок литературного чтения в 4 классе.

Самуил Яковлевич Маршак

“Загадки”

  1. Аннотация (краткое изложение)

В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.

  1. Описание урока

Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.

Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.

  1. Конспект урока

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Сообщение темы и целей урока.

На данном этапе сообщается тема урока. Дети высказывают свои предположения о том, что ждет их  на уроке. Подходят к мысли, что на уроке будут анализировать тексты загадок Маршака и наблюдать за тем, как они составлены.

 Также ученики отвечают на вопросы: “Нужно ли вам умение составлять загадки? Как оно может пригодиться вам в дальнейшей жизни?

  1. Беседа.

В ходе данного этапа урока ученики слушают сообщение о С.Я. Маршаке, подготовленное ученицей класса, далее следует обсуждение доклада(Каким вы увидели Маршака? Как он относился к детям?). Ученики рассуждают о Маршаке, пытаются охарактеризовать его личные качества, рассматривают портрет(Обратите внимание на глаза, улыбку, о чем это нам говорит?).

  1. Работа с текстами загадок.

Ученики получают таблицы, состоящие из двух столбцов

Отгадка

Слова-помощники

Некоторые ученики класса заранее получили задание инсценировать загадку Маршака. По очереди ученики  показывают свои постановки, после каждой загадки следует обсуждение, анализ.

 Отгадку ученики записывают в первый столбик, затем в тексте загадки находят слова, которые помогли найти отгадку.

 а) две ученицы инсценировали следующую загадку:

                           Он - ваш портрет, во всем на вас похожий

                           Смеетесь вы – он засмеется тоже

                           Вы скачете – он вам навстречу скачет.

                           Заплачете – он вместе с вами плачет

В таблицу записали следующее:

Отгадка

Слова – помощники

Отражение

Ваш портрет

Во всем на вас похожий

Повторяет все действия

б) следующая ученица инсценировала загадку:

                             Шумит он в поле и в саду,

                             А в дом не попадет,

                             И никуда я не пойду

                             Покуда он идет.

В таблицу записали следующее:

Отгадка

Слова – помощники

Дождь

Шумит

В дом не попадет

Человек находится дома

в)две ученицы инсценировали следующую загадку:

                                    Всегда шагаем мы вдвоем,

                                   Похожие как братья,

                                  Мы за обедом под столом,

                                      А ночью – под кроватью.

Записали в таблицу:

Отгадка

Слова – помощники

Сапоги (тапочки и т.п)

Всегда вдвоем

Похожие

  г) ученица инсценирует загадку :

                       Держусь я только на ходу,

                     А если встану – упаду.

Записали в таблицу:

Отгадка

Слова – помощники

Велосипед

Держится только на ходу

Падает, если останавливается

д) ученица инсценирует отрывок из загадки:

                              Спозаранку, за окошком

                               Стук и звон, и кутерьма,

                                     По прямым стальным дорожкам

                              Ходят красные дома.

В таблицу записали следующее:

Отгадка

Слова – помощники

Трамвай

Стук, звон

Прямая стальная дорога

Красный дом

В таблице остается место для одной загадки. Эту загадку дети составят сами.

  1. Обобщение

На данном этапе ученики рассуждают о языке Маршака, его речевых оборотах, найденных образах, также дают себе оценку: поняли ли они как составляют загадки, что для этого нужно, смогут ли составить загадку самостоятельно?

  1. Закрепление. Творческая работа.

Ученики делятся на группы, выбирается капитан. Каждая команда получает конверт, в котором лежит отгадка. Задача детей записать отгадку в табличку, подобрать слова- помощники, которые замаскируют отгадку и попробовать составить загадку, возможно рифмованную.

В конвертах находятся слова: очки, единица, мяч, карандаш (перо), фонтан.

По окончании групповой работы, капитаны зачитывают получившиеся загадки, а остальные группы пытаются отгадать.

 Отгадки, полученные в конвертах, являются отгадками на загадки Маршака, которые не были инсценированы в ходе урока. После того, как капитан зачитал загадку и ее отгадали, учитель читает загадку Маршака и ученики сравнивают как замаскировали слово они и как Маршак, находят сходства и различия.

В случае возникновения трудностей при составлении загадок, учитель может раздать командам конверты - подсказки, в которых находятся слова – помощники.

  1. Рефлексия

В ходе данного этапа урока ученики делают выводы о том, смогли ли они понять, как составлять загадки, смогут ли придумать собственные.

  1. Домашнее задание

Составить рифмованную загадку о временах года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. "С. Я. Маршак. Про козла".

Данный урок учит правильному и  выразительному чтению по ролям. Дети будут знать, как идёт работа по постановке пьесы, научатся при чтении передавать различные интонации, научатся работать в паре...

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс С.Я.Маршак "Ледяной остров"

Презентация  для учителя 4 класса поУМК "Школа 21 века". Содержит словарную работу к тексту и иллюстративный материал...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Урок литературного чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

УМК "Школа России" . Учебник литературное чтение  Л.Ф. Климанова и др. Тема урока: С.Я. Маршак "Кот и лодыри"...