Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 4 классе. Самуил Яковлевич Маршак
    план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

    Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

     

    В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.

    Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.

    Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass_marshak.doc16.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Название урока

     Урок литературного чтения в 4 классе.

    Самуил Яковлевич Маршак

    “Загадки”

    1. Аннотация (краткое изложение)

    В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.

    1. Описание урока

    Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.

    Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.

    1. Конспект урока

    Ход урока

    1. Организационный этап
    2. Сообщение темы и целей урока.

    На данном этапе сообщается тема урока. Дети высказывают свои предположения о том, что ждет их  на уроке. Подходят к мысли, что на уроке будут анализировать тексты загадок Маршака и наблюдать за тем, как они составлены.

     Также ученики отвечают на вопросы: “Нужно ли вам умение составлять загадки? Как оно может пригодиться вам в дальнейшей жизни?

    1. Беседа.

    В ходе данного этапа урока ученики слушают сообщение о С.Я. Маршаке, подготовленное ученицей класса, далее следует обсуждение доклада(Каким вы увидели Маршака? Как он относился к детям?). Ученики рассуждают о Маршаке, пытаются охарактеризовать его личные качества, рассматривают портрет(Обратите внимание на глаза, улыбку, о чем это нам говорит?).

    1. Работа с текстами загадок.

    Ученики получают таблицы, состоящие из двух столбцов

    Отгадка

    Слова-помощники

    Некоторые ученики класса заранее получили задание инсценировать загадку Маршака. По очереди ученики  показывают свои постановки, после каждой загадки следует обсуждение, анализ.

     Отгадку ученики записывают в первый столбик, затем в тексте загадки находят слова, которые помогли найти отгадку.

     а) две ученицы инсценировали следующую загадку:

                               Он - ваш портрет, во всем на вас похожий

                               Смеетесь вы – он засмеется тоже

                               Вы скачете – он вам навстречу скачет.

                               Заплачете – он вместе с вами плачет

    В таблицу записали следующее:

    Отгадка

    Слова – помощники

    Отражение

    Ваш портрет

    Во всем на вас похожий

    Повторяет все действия

    б) следующая ученица инсценировала загадку:

                                 Шумит он в поле и в саду,

                                 А в дом не попадет,

                                 И никуда я не пойду

                                 Покуда он идет.

    В таблицу записали следующее:

    Отгадка

    Слова – помощники

    Дождь

    Шумит

    В дом не попадет

    Человек находится дома

    в)две ученицы инсценировали следующую загадку:

                                        Всегда шагаем мы вдвоем,

                                       Похожие как братья,

                                      Мы за обедом под столом,

                                          А ночью – под кроватью.

    Записали в таблицу:

    Отгадка

    Слова – помощники

    Сапоги (тапочки и т.п)

    Всегда вдвоем

    Похожие

      г) ученица инсценирует загадку :

                           Держусь я только на ходу,

                         А если встану – упаду.

    Записали в таблицу:

    Отгадка

    Слова – помощники

    Велосипед

    Держится только на ходу

    Падает, если останавливается

    д) ученица инсценирует отрывок из загадки:

                                  Спозаранку, за окошком

                                   Стук и звон, и кутерьма,

                                         По прямым стальным дорожкам

                                  Ходят красные дома.

    В таблицу записали следующее:

    Отгадка

    Слова – помощники

    Трамвай

    Стук, звон

    Прямая стальная дорога

    Красный дом

    В таблице остается место для одной загадки. Эту загадку дети составят сами.

    1. Обобщение

    На данном этапе ученики рассуждают о языке Маршака, его речевых оборотах, найденных образах, также дают себе оценку: поняли ли они как составляют загадки, что для этого нужно, смогут ли составить загадку самостоятельно?

    1. Закрепление. Творческая работа.

    Ученики делятся на группы, выбирается капитан. Каждая команда получает конверт, в котором лежит отгадка. Задача детей записать отгадку в табличку, подобрать слова- помощники, которые замаскируют отгадку и попробовать составить загадку, возможно рифмованную.

    В конвертах находятся слова: очки, единица, мяч, карандаш (перо), фонтан.

    По окончании групповой работы, капитаны зачитывают получившиеся загадки, а остальные группы пытаются отгадать.

     Отгадки, полученные в конвертах, являются отгадками на загадки Маршака, которые не были инсценированы в ходе урока. После того, как капитан зачитал загадку и ее отгадали, учитель читает загадку Маршака и ученики сравнивают как замаскировали слово они и как Маршак, находят сходства и различия.

    В случае возникновения трудностей при составлении загадок, учитель может раздать командам конверты - подсказки, в которых находятся слова – помощники.

    1. Рефлексия

    В ходе данного этапа урока ученики делают выводы о том, смогли ли они понять, как составлять загадки, смогут ли придумать собственные.

    1. Домашнее задание

    Составить рифмованную загадку о временах года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. 4 класс. "С. Я. Маршак. Про козла".

    Данный урок учит правильному и  выразительному чтению по ролям. Дети будут знать, как идёт работа по постановке пьесы, научатся при чтении передавать различные интонации, научатся работать в паре...

    Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.

    Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....

    Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".

    Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....

    Презентация к уроку литературное чтение 4 класс С.Я.Маршак "Ледяной остров"

    Презентация  для учителя 4 класса поУМК "Школа 21 века". Содержит словарную работу к тексту и иллюстративный материал...

    Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

    познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

    Урок литературного чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

    УМК "Школа России" . Учебник литературное чтение  Л.Ф. Климанова и др. Тема урока: С.Я. Маршак "Кот и лодыри"...