Урок литературного чтения во 2 классе. Г.Скребицкий "Заботливая мамаша"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Снигур Надежда Владимировна

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" по учебнику Ефросининой Л.А. ставит такие задачи:Развитие техники чтения на основе смысловой работы над текстом. Развитие навыков осмысленного чтения, высказывания на заданную тему.

Формирование вкуса к исследовательской словарной работе.

Расширение представлений о средствах художественной выразительности прозы. Формирование осознанного выразительного чтения.

Обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к чтению и потребности в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Учитель МБОУ СОШ № 5 г. Курчатова

Снигур Н.В.

Тема: Г Скребицкий «Заботливая мамаша»

Цели: Развитие техники чтения на основе смысловой работы над текстом. Развитие навыков осмысленного чтения, высказывания на заданную тему.

Формирование вкуса к исследовательской словарной работе.

Расширение представлений о средствах художественной выразительности прозы. Формирование осознанного выразительного чтения.

Обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к чтению и потребности в нем.

Оборудование: Рисунки лисенка, амбара с фундаментом. Картинный план. Музыкальная запись «Звуки леса». Персонаж сказочной лисы. Выставка книг со сказками о лисе. Таблицы со словами текста. Картина «Осень в лесу».

                                                     Ход урока.

  1. Работа над техникой чтения.

- Постановка дыхания: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, задержка дыхания, выдох порциями ( по 3 раза).

- Скороговорка: Лиса по лесу шла, лиса лычки драла (артикуляционная зарядка).

  1. Актуализация знаний.

- Расшифруйте шифрограмму: (работа в группах) ЧПТСВИЛИСЕНОКАЦЬКРМАМАШАСЬИДСАМБАРЖЗАМНСУАВТОРЛЬФУНДАМЕНТВ.

(лисенок, мамаша, амбар, автор, фундамент)

- Из какого произведения эти слова? (рассказ Г.Скребицкого «Заботливая мамаша»)

  1. Словарная работа. (Работа в группах)

- Что такое амбар? (Строение для хранения зерна, муки, припасов, а так же товаров)

- А фундамент? (основание, служащее опорой для стен здания)

- Рассмотрите рисунок амбара с фундаментом.

  1. Чтение рассказа хорошо читающими детьми.

- Прочитаем рассказ и подумаем, подходит ли ему такое название?

(После чтения посоветоваться в группах. Подходит, т.к. в нем лиса описывается как настоящая мать.)

  1. Проверка домашнего задания.  (Работа в группах)

Покажите рисунок лисенка своей группе, выберите лучший.

- Подтвердите текстом, что рисунок соответствует описанию.

( Из четырех рисунков учитель выбирает лучший и помещает на доску)

  1. Работа по содержанию.

- Что еще вы узнали о лисенке? (Выборочное чтение на протяжении всего урока)

- Его поймали пастухи. Был маленький. Очень боялся. Ночью тявкал и скулил. О чем говорит слово «скулил» ?  (Ему плохо)

- Почему автор употребил слово «тявкал», а не «лаял» ? (Т.к. он маленький, слабый. Такой звук издают лисы.)

- …Как почуял маму, тявканье прекратилось, послышался радостный визг, а когда лиса ушла, снова стал скулить…

- Учитель вывешивает на доску таблицу со словами текста:

                   Забился в угол

                   Испуганно озирался

                   От страха даже не кусался

                   Прижимал уши

                   Весь дрожал

                   Тявкал и скулил

- А как же вела себя лисица?  ( Как настоящая мамаша, заботилась о лисенке, хотела ему помочь)

- Докажите это. (…Из кустов выскочила лисица, остановилась прислушалась и крадучись подбежала к амбару… Бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним.)

- О чем говорят эти слова?  (Спешила, осторожна, тревожилась, волновалась, заботилась, т.к. убежала в кусты, а утром на пороге лежал мертвый зайчонок.)

Давайте еще раз прочитаем эти строчки и передадим чувства лисы при этом.

- Закончились ли на этом попытки лисы помочь лисенку?  (Нет, на следующий день на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисенка. Добычу в лесу ей поймать не удалось, вот и залезла к соседям в курятник)

- На доске появляется плакат со словами:

                       Выскочила

                       Остановилась

                      Прислушалась

                      Крадучись подбежала

                    Бегала вокруг

                    Пробовала подрыть землю

                    Убежала в кусты

                    Принесла еду

                    Опять приходила

- Найдите предложение, которое очень точно характеризует лису.

( Ну и заботливая мамаша!)

- Как же поступил папа и почему? (Папа отнес лисенка в лес, т.к. соседи требовали, чтобы больше не платить за кур, ему самому было жаль лисенка)

- Давайте вернемся к началу рассказа и понаблюдаем, только ли папа испытывал такие чувства.

(Все жалели лисенка. Дети читают, доказывая текстом)

- На доске появляются слова на плакате:

            Лисенок                              вертелся около амбара

            Мордочка                           заглядывал в щелки

            Беленький                          вечером не мог заснуть

            Зверек                                 вскакивал с постели

                                                        смотрел в окно

- Итак, не только жалость испытывали люди, но и …

                            Жалость

                            Любопытство

                            Забота

                            Нетерпение

                            Восхищение

                            Желание помочь

- А что вы испытали, читая этот рассказ?

7. Релаксация.

- Пришла пора отдохнуть. Посмотрите на эту картину. Здесь изображен осенний лес. Давайте отправимся туда на экскурсию. Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что мы в осеннем лесу. (звучит запись звуков осеннего леса) Вот стоит красавец клен с резными разноцветными листьями, а вот трепетная осина сбрасывает свои последние листочки. Сверкнул последний теплый луч солнышка. А в нем бабочка запоздалая, еще не забралась в щелочку на зиму, вот бы ее поймать! А вот последний нежный цветок – так хочется его сорвать… Прислушайтесь…не слышно птичьих голосов. Это потому, что летом забрал кто-то яички из гнезда, и мама-птичка обиделась, не поет больше песен. А вот на лужайке играют лисята… Вот бы домой такого!

- Что вы хотите сказать? (Нельзя ловить, брать, ломать и т.д. Все должны жить у себя дома. Вот как лисенку было плохо и его маме.)

8. Сравнение образа сказочной лисы и лисы-мамаши.

- Входит в класс лиса из сказки:

«Здравствуйте, здравствуйте! Я услышала, здесь обо мне говорят. Знаете, почему меня лисой зовут? Лисый – это желтоватый, «залисеть», - значит пожелтеть. Но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу.»

- Дети, а что это значит «обвести вокруг пальца» ?  (перехитрить)

- Да, обо мне говорят: «Рыжая, хитрая, лукавая, плутовка, кума Лизавета, Патрикеевна.

- Кому интересно узнать, почему лису называют Патрикеевной, прочтите статью в нашем «уголке»

- А мы о такой лисе сегодня читали? (Учитель показывает на выставку книг со сказками о лисе)

- Нет. (Дети доказывают)

- Посмотрите на рисунок лисы. (Лиса в зубах держит курицу)

Лиса: «Да, это уже не сказка. В жизни нам лисам тоже приходится и детей растить, и заботиться о них, и учить охоте… Пойду другим ребятам расскажу об этом»

9. Составление плана.

- Давайте еще раз посмотрим на это произведение. На сколько частей разделен текст?

- На три (работа в группах)

- Перед вами 3 картины. Подумайте, как правильно расположить их в соответствии с текстом, и дайте им названия.

1. Испуганный лисенок.

2. Ну и заботливая мамаша!

3. Освобождение.

(Картины на доске располагаются по порядку, и под ними появляются подписи. Учитель выбирает лучшие.)

10. Рефлексия.

- Что же вы открыли для себя в этом рассказе? (Лиса бывает разная, нельзя брать домой животных из леса, животные тоже переживают)

- Продолжите: Мне понравилось на уроке…

                         Я затруднялся, когда….

                         Мне нужно еще…

11. Домашнее задание.

- На уроке все дети были активны, хорошо работали, за это каждая группа получает свою награду: осенние листочки, да не простые, на обороте для вас есть индивидуальное задание, а всем вместе дома надо будет пересказать этот рассказ по тому плану, который мы составили.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...