урок - исследование Тема: Птицы и птичьи гнезда.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Кашлач Татьяна Юрьевна

 2 класс Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2012_moy_urok_ptichi_gnezda.zip525.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Птицы и птичьи гнезда.

Цель урока: познакомить с особенностями построения птичьих гнезд.

Задачи урока:

Образовательная - учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд.

Развивающая - развивать умения обобщать полученные в ходе наблюдений сведений.

Воспитательная -Воспитывать бережное отноше ние к живой природе, доброе отношение к птицам. Формировать культуру восприятия и сочувствия у детей; Учить понимать чужую боль; Формировать аккуратность, наблюдательность. 

Проектная: выяснить какие гнёзда быват у птиц. Составить памятку о правилах поведения в лесу.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  карточки со значением птиц, гнезда птиц, оформление доски: вверху слова Сент-Экзюпери, по центру нарисована наша планета, на планету по ходу урока прикрепляются карточки с изображением и названием птиц.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная .

Подготовительная работа: Учениками заранее выполнены макеты гнёзд.

Планируемый результат Дети учатся:

-изучать мир живой природы весной;

-бережно относиться к хрупкому миру живой природы, по нимать необходимость её охраны;

-использовать научно-познавательный текст и иллюстрации для сбора информации;

- представлять найденную информацию разными способами.

Умения, характеризующие достижение этого результата: владеть информацией о различных образцах гнёзд;

* находить факты в научно-познавательном рассказе.

Ход урока

Орг. момент.

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…(Весна)

Весна это солнце, тепло, хорошее настроение. С такими чувствами и начнем наш урок.

Введение  в тему

Определить тему нашего урока  поможет отгадка на загадку

 "Без рук, без топорёнка построена избенка". Что такое? (птичье гнездо)

тема нашего сегодняшнего разговора -птичьи гнёзда .

И назовем мы сегодня себя любителями-орнитологами. А кто такие орнитологи?

Орнитолог   - специалист по изучению птиц.

3. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

На земном шаре существует примерно  - 9000 видов птиц , это около 100 млрд.

4.Проверка домашнего задания

Давайте вспомним, какова  роль птиц в природе?

Значение птиц в природе

Значение птиц в жизни человека

1.Ограничивает рост растений.

2.Опыление цветковых растений.

3.Распространение семян.

4.Цепи питания.

5.Санитары.

1.Промысловые и домашние птицы.

мясо, жир, яйца, ("ласточкины гнезда" - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)

2.Пух (морская утка - гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).

3.Удобрения (гуано).

4.Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).

5.Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных.

6.Украшения.

7.Подарили людям идею полёта.

8.Разнообразные музыкальные трели (иволга - флейта, многоголосье - симфонический оркестр и т.д.).

9.Голоса птиц целебны.

10.Несут весть о весне, дарят радость

-Какова роль птиц в природе и в жизни человека?

Вывод: в природе и в жизни человека роль птиц велика.

 Мотивация

Одной из ярких примет весны - возвращение птиц из дальних краёв. Они с весёлым шумом принимаются за по стройку своих жилищ - гнёзд. Ведь пора выводить потомство! Посмотрите, на доске у нас разные птицы и их гнёзда. А как вы думаете, какая птичка в каком гнезде живёт?

Давайте поместим птичку в нужное гнёздышко.

Дать возможность детям высказать свои предположения. Возникает спор: как это сделать правильно?

Учитель. Нам не хватает знаний об особенностях жизни птиц, о том, как и где птицы строят свои гнёзда.

Формулируется цель исследования: найти факты об особеннocтяx птичьих гнёзд.

2. Исследование в малых группах

Каждая группа получает научный текст о том, как птицы строят гнёзда , план – ответа

 Задание: прочитать текст , предоставить  план в виде «Помощника ответа»

  1. Мы прочитали рассказ о птице          _
  2. Птица         строит своё гнездо из         _
  3. Гнездо этой птицы имеет форму         _
  4. Гнездо располагается         _
  1. Мы сделали закточение _____________________________

1группа

ДРОЗДЫ в деле строительства великие искусники. Гнезда вьют объемистые, прочные, плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое - цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной. Люди у дрозда научились штукатурить избы.

Развилки крупных толстых ветвей и даже стволов - излюбленные места гнездования дроздов, особенно самого крупного из них - ря бинника. Его тяжеловесное гнездо, слепленное из глины отделан ное травинками внутри и снаружи, не подвесишь на тонких ветках, как «гамачок» иволги. Добраться до него довольно просто, поэтому и разорить его не составило бы труда какому-нибудь ловкому зверьку, например белке. Но не тут-то было! Рябинники строят гнёзда непо далёку друг от друга, образуя небольшие «посёлки», и бывают очень агрессивны, завидев непрошеного гостя. За порядком следит не пара, а десятки пар бдительных глаз. Нарушитель будет изгнан буквально с треском. Такой яростной атаки могут не вы держать не только белочки (которые, несмотря на свою симпатичную внешность, не прочь бывают отведать птичьих яиц или птенцов), но и более матёрые разбойники: вороны, сойки и сороки.

текст подготовлен по материалам книги: Штейнбах М Как птицы строят гнёзда. Серия «Природа Poccии». - М, 1997.

2группа

ЛАСТОЧКА - КАСАТОЧКА гнездо лепит: С большой любовью и заботой делают ласточки шарообразные гнезда для высиживания яиц, которое длится 12- 17 дней. Материалом для гнезда служат кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом. Оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. При постройке гнезда одна ласточка занимается строительством, а другая подносит материал. Носиком глину приминает, носиком её на речке колупает, носиком носит. Если же обе ласточки отлучатся от недостроенного гнезда, его могут занять воришки - воробьи и ласточкам придётся строить новое гнездо. Гнездо получается аккуратное, тёплое, прочное недоступное для врагов. Гнёзда ласточка может делать под крышей деревенских домов,  делает глубокую дырочку в земле где крутой берег реки

3 группа

Ремез

 у самой реки, на концах свисающих над водой длинных и тонких ветвей ивы, любит устраивать свой дом-«рукавичку» самый лучший в Европе строитель гнёзд - ремез. Строит этот шедевр птичьей архи тeктypы самец, а самочка помогает ему отдельrвать гнездо, выстилая его пухом и законопачивая щели. Гнёзда получаются такими тёплыми и прочными, что в некоторых странах, бывало, дети собирали и но сили их вместо домашних туфель. Хотя гнёзда обычно висят невысо ко, вода и тонкие ветки не позволяют добраться до них ни назем ным, ни крылатым врагам. Все в жизни мелких птиц направлено на то, чтобы спрятать гнездо. Когда выводятся птенцы, самочка уносит в клюве скорлупки подальше от гнезда. Птенцы сидят в гнезде тихо

текст подготовлен по материалам книги: Штейнбах М. Как птицы строят гнёзда. Серия «Природа Poccии». - М., 1997.

4 группа

1) ГРАЧИ

Грачи  прилетают раньше других птиц.    Считается, что  с их прилёта и начинается у нас весна. Гнездятся грачи колониями, устраивая гнезда в форме чашки  на деревьях. В грачиных городах бывают сотни и даже тысячи гнезд, многие из которых почти вплотную примыкают одно к другому. Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти и служат птицам не один год. Весной грачи прежде всего торопятся занять уже готовые постройки, тщательно их ремонтируют, обновляют подстилку. Члены колонии знают друг друга,  живут шумно и дружно.

2) Жаворонок

Прилетают жаворонки одновременно со скворцами, даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют.Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо  очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить .

  

5 группа

Лебеди

Лебединое гнездо располагается обычно на тростниковых завалах, иногда на мелководье. Выбрав место для гнезда, оба партнёра начи нают сваливать в кучу собранные неподалёку сухие стебли тростника, камыша и других растений, не пытаясь укладывать их в каком-либо определённом порядке или переплетать. Получается довольно гро моздкая постройка в виде большой рыхлой кучи с лотком на верши не, выстланным более мягким и нежным материалом - сухими стеблями травянистых растений, а позднее - и небольшим количест вом пуха, который самка выщипывает у себя с груди и брюха в период откладки яиц в мае - июне. В полной кладке 6-8 больших голубоватых яиц. Насиживает одна самка, но супруг всегда нахо дится поблизости и ревностно охраняет гнездовой участок.

Гнездо, окружённое со всех сторон водой, лучше всего защищено от всевозможных врагов. Особенно если, подобно маленькому плоти ку, оно способно быть на плаву.

2   Зяблик -  Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещёхолодно, зябко. За это и получила своё название.     Прилетают зяблики  в первых числах апреля и сразуже  радуют нас своей песней . Продолжается песня зяблика всего несколько  секунд, но повторяется много раз. Один Орнитолог   - специалист по изучению птиц подсчитал, что за 2 часа зяблик пропел  824 раза. Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройкуобычно в развилке ствола. Стенки у него толстые и прочные, Гнездо глубокое и очень  аккуратное. Оно ещё  облицовано кусочками коры, лишайниками, что делает его почти невидимым.

 

3. Обмен информацией, организация фактов

Дать возможность каждой группе представить собранныеые в ходе исследования материалы. Ребята по очереди выходят к доске, рассказывают о поведении птиц весной, об их гнёздах. Садят птичку в гнездо. 

Сводная  таб лица птичьих гнёзд :

Название птицы

Форма гнезда

Материал

Местонахождение

Ласточка –

Касаточка

Шаро

образные

кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом

Под крышей домов,

Берег водоёма

Ремез

Дом-

Рукавичка

Пух, законопачивая щели землей и слюной

на концах свисающих над водой длинных и тонких ветвей ивы

Грач

Чаше

образное

Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти

Деревья

Жаворонок

Ямка

Луг ,травянистая опушка стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом

на земле

Лебедь

в виде большой рыхлой кучи- плотик

сухие стебли тростника, камыша,  сухими стеблями травянистых растений, а позднее - и небольшим количест вом пуха

На воде

Дрозд

Чаше

образное

плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое - цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной

Развилки крупных толстых ветвей и даже стволов

Зяблик

Круглое

глубокое , облицовано кусочками коры, лишайниками

на дереве, размещая свою постройкуобычно в развилке ствола

Прuмечанuе. Заполнять таблицу лучше всего с последних строк - с тех птиц, гнёзда которых расположены на земле, а затем располагать названия других птиц по мере возрастания высоты гнездования.

4. Связывание информации, формулирование вывода.

у ч и те ль. Посмотрите внимательно на таблицу с фактами. Ка кое заключение мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?

Дети под руководством учителя формулируют обобщение уро ка: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных мате риалов, формой и местонахождением.

5. Постановка проблемы домашнего задания (Доклад ребенка)

- К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Есть такие ребята, которые шутя, из любопытства или стреляя разоряют птичьи гнезда.

Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.

1) Международные организации:

ГРИНПИС;

МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.

СИПО - Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

2) Красная Книга - список животных и растений, нуждающихся в охране.

Чёрная Книга - список исчезнувших видов животных и растений.

6. Мини-опрос-  тест Самостоятельная работа

1.У кого из птиц гнездо похоже на рукавицу и плетется из пуха ивы или тополя?

А) ремез Б) ласточка

2.Какая птица строит свои гнёзда в развилках крупных толстых ветвей и даже стволов, научила людей штукатурить свои дома?

А) дрозд Б) ласточка

3. Эта птица лепит гнёзда под крышей  домов, делает   в почве , где крутой берег реки?

А)  Ласточка Б)дрозд

4.Делают гнездо  в виде рыхлой кучи, которое плавает по водоему?

А) Лебедь Б) галка

 Проверка на слайде. Самоанализ теста.

7. Задания группам

 Напишите обращение к жителям Земли по охране птиц.

8. Подведение итогов урока.

Уважаемые Люди! Обращаемся к вам с просьбой!

Просим вас не вырубайте леса, будьте осторожны в лесу с огнём! Ведь вы не одни, рядом наши птицы! Не трогайте гнёзда и яйца руками, птица бросит гнездо! Не кричите в лесу, ведь вы в гостях у природы! Не рвите цветов, не рвите мухоморов, то , что не нужно людям- пригодится животным! Мы сбережом природу, а она нас!

8. Подведение итогов

На этапе подведения итогов целесообразно вернуться к на чалу занятия, к загадке, которая прозвучала на этапе мотива ции.

Учитель. Итак, как бы вы теперь разместили птичек в гнёз дышки?

Дети исправляют допущенные в начале урока неточности.

9. Домашнее задание: составить по желанию кроссворд про птиц.

Сделать с родителями скворечник для птиц.

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа

Методическая разработка

Предмет: Мир вокруг нас

РМО учителей р.п. Чунский

Класс- 2б

Урок – исследование с мультимедийным приложением

Тема: «Птицы и птичьи гнезда»

Кашлач Татьяна  Юрьевна

Иркутская обл., п. Чунский., Мира 53 конт. Тел., 2-16-74.,  11.04.2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шавалеева Г.Ш. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

Класс: 2 Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 2. Тема урока: Сложение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд, вида 37+15 (426+257) Тип урока: изучение нового материала. Тип знания: ...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Урок – исследование. Тема : Разноспрягаемые глаголы.

Урок – исследование.                     Тема: Разноспрягаемые  глаголы.Цель: Познакомить  учащихся  с  разноспрягаемым...

Технологическая карта урока технологии. Тема: "Птица счастья". Изделие "Птица счастья"

Технологическая карта урока технологии. Тема: "Птица счастья". Изделие "Птица счастья"...