Звуки [ д ] , [д’] и буква Д д
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок русского языка с применением деятельностного метода. Материал урока рассчитан на детей , умеющих читать и слабочитающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka___bbukva_d.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звуки [  д  ] ,   [д’] и буква Д д

Цель урока:познакомить со звуками   [  д  ] ,   [д’] и буквой, которая их обозначает. 

Задачи  урока:

  1. учить отличать звуки    [  д  ] ,   [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
  2. учить читать слоги и слова с новой буквой;
  3. расширять кругозор учащихся, знакомя их с новыми видами животного мира и новой профессией;
  4. развивать логику и умение выделять признаки в предметах, вычленяя общие признаки в нескольких словах;
  5. воспитывать интерес  к миру профессий.

                        Ход урока .

  1. Мобилизующий этап.
  2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

У.            Начнем наш урок со следующего задания. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются  слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Произношу сочетание слов :  короткая ночь

Д.            Словосочетание  короткая ночь противоположно сочетанию длинный день . Первое слова в нем начинается со звука [  д  ], второе -[д’]. значит тема сегодняшнего урока звуки [  д  ] ,   [д’] и буква, которая их обозначает.

           У.            Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели нашего урока.

Д .       цель урока- познакомиться со звуками   [  д  ] ,   [д’] и буква, которая их обозначает; учиться отличать звуки    [  д  ] ,   [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.

  1. Знакомство с новыми звуками.

Учитель показывает детям две картинки- собака породы водолаз, и рабочий – водолаз.

У. Ребята, внимательно рассмотрите картинки и скажите, можно ли назвать эти  предметы одним словом? Если можно, то каким?

Д.  На первой картинке нарисована собака. Это порода собак, которая хорошо плавает. Их используют для спасения утопающих. Это собака-водолаз.

Д.   На второй картинке изображен водолаз. Это человек, который работает в специальном костюме под водой.  

Д. Оба предмета назван одним словом- водолаз.

У.  Произнесите слово « водолаз» и определите, сколько в нем слогов. Произнесите второй  слог, выделяя первый звук. Назовите выделенный звук.

Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания и сделайте выводы.

Д. При произнесении звука [  д  ] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При произнесении слышится голос и шум. Значит он звонкий. Он произносится твёрдо. Значит звук [  д  ]- согласный, твёрдый, звонкий.

У.   Профессия водолаза интересна, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например , в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых  согласных звуков. Какое это животное?

Д.   Это крокодил.

Дальше идёт работа по выявлению в третьем слоге первого звука. Звука [д’].

Вывод : Звуки [  д  ] ,   [д’]  обозначается буквой Д.

  1.   Физкультминутка .

Сейчас  мы с вами будем повторять погружения водолаза в воду и выход на поверхность. Если в произнесенном слове есть звук [  д  ] ,   [д’]  ,то вы поднимаетесь или опускаетесь в воду как водолаз. Если в слове нет новых звуков. То вы делаете движения головой вправо-влево, изображая разминку водолаза на берегу.

Спуск, медленно, вода, водоём, дно, рыбы, рачки, подплыл, поднял, подъём.

  1. Чтение  слогов, слов и текста с новой буквой.

          А

          О

Д                 И

          У

          Е

          А

          О

Д                 И                        М Р                      

          У

          Е

У.    Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть этого прекрасного мира отражена в этой записи.

ди

ми

га

за

гонь

бель

дю

дю

ду

ме

я

Д. Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.

Получилось     Медуза     Бельдюга     Дюгонь  Мидия

У.    Молодцы, ребята. В правильно прочитали эти слова. Скажите, что в них есть общего?

Д. -все эти слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.

   - во всех словах есть буква Д

У.     Найдите признаки ,  по которым три слова из данных четырёх можно объединить, а одно исключить. 

Д.  

  1. Слова бельдюга, мидия и дюгонь  буква д обозначает мягкий звук [д’], а в слове медуза твёрдый.
  2. Слова  бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога, а  дюгонь- два.
  3. В словах бельдюга, медуза и дюгонь   ударение падает на на второй слог, а в слове мидия- на первый.

У.      На какие две группы можно разделить эти слова?

Д.  бельдюга и дюгонь  -это рыбы, а мидия, медуза-нет.

У.      Посмотрите внимательно на текст. Что с ним нужно сделать?

                                        ?

Водолаз- ма.тер на все .уки. под .одой приходится быть и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры.ником, и элетро.варщиком. строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод- без водолаза не о.ойтись. водолаз заде.ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна за.онувший  .рабль.

Д.   Надо прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, и озаглавить его.

У.      Озаглавьте этот текст, используя предложение из текста.

У.      Можно текст назвать « Мастер на все руки».

У.       Как вы понимаете выражение» мастер на все руки?»

Д.      Так говорят про человека, который умеет делать многое сам и делает эту работу очень хорошо.

  1. Итог урока .

Вопросы учителя: - что нового узнали на уроке?

                                    -с  каким звуком и буквой познакомились?

                                     Охарактеризуйте эти звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...