Программа и КТП. Литературное чтение
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

4 класс. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по литературному чтению

4 класс

                                                              

                           

                               

 Учителя начальных классов

Морщакова Е.В.

Маколкина М.В.

2011 – 2012 учебный год

Программа

 по литературному чтению.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

 Программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается  распределение  учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

 Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность ( 24-26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В  программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный - подготовительный; букварный - основной, послебукварный -завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения - необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор - 10-12%; русская литература XIX века - 15-20%, отечественная литература XX века - 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) - 10%, зарубежная литература - 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Основные содержательные линии

В примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия — Техника чтения — определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование — третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности — содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности — важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Цели обучения

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским      языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие     художественно-творческих     и     познавательных     способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным,  правильным,  беглым и выразительным  чтением  как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников,  формирование представлений  о добре и зле,  справедливости  и честности;
    развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Формы организации учебного процесса:

  1.  индивидуальные;
  2.  групповые;
  3.  индивидуально-групповые;
  4.  фронтальные;
  5.  классные;
  6. внеклассные.

Технологии обучения:

  1.  технология развивающего обучения;

  1. технология проблемного обучения;

  1. игровая технология;

  1.  здоровьесберегающие  технологии;

  1.  проектная технология;

  1.  технология  разноуровнего обучения;

  1. технология опорных конспектов;

  1.  информационные технологии.

Ключевые компетенции обучающихся:

  1. Речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное развитие младших школьников.

  1. Формирование основных видов речевой деятельности (овладение письменной, устной речью, культурой письменного общения).

  1. Формирование практических умений в использовании теоретических знаний.

  1. Осознанное, правильное, выразительное чтение художественных и научно-популярных текстов в соответствии с нормами литературного произношения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  1. ролевые игры;
  2. дискуссии;
  3. групповая работа;
  4. индивидуальная работа;
  5. игротека.

Формы контроля:

  1. самостоятельная работа;
  2. контрольная работа;
  3. тестирование;
  4. работа по карточке.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 472 часа, из них - 10 % резервного времени.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                      Основное содержание (472 ч)

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения.

 Произведения устного народного творчества. Произведения  выдающихся представителей русской литературы (В.А. Жуковский,  ВА. Крылов,  А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях др.

Первоначальное литературное  образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как перво начальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных пережива ний. Характер героя,       его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии):умение практически различать эмоционально- оценочные(образные) средства художественной речи.

  Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка,            басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюс траций к произведениям, сопоставление произведений художественной лите ратуры и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности.

Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочине ний, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопе дии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользо ваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, ан нотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточне ния значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осу ществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, от крытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование) (80-100 ч)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жан ров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литера турных произведений и книг.

                Чтение (190-225 ч)

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смыс ла фразы, опережающее прочтение. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюде нием норм литературного произношения. Недопущение пропуска и Правильность чтения: замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (Ш-1У классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное уве личение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: пони мание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персона жам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популяр ный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переос мыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпи зоды, выражения, слова (выборочное чтение).

                  Говорение(100-110 ч)

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последова тельно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пе ресказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т. п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повест вовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подго товкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (лите ратурные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо (20-25 ч)

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по про читанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием ком пьютера).

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:

—        названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  1. читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  2. определять тему и главную мысль произведения;
  3. пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);
  4. делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  5. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на автор ский текст, оценивать события, героев произведения;
  6. читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  7. создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  8. приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  9. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
    различать сказки народные и литературные;
  10. приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  11. различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюс трация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятель ности и повседневной жизни для:

—        самостоятельного чтения книг;

—        высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  1. самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элемен там;
  2. работы с разными источниками информации (словарями, справочника ми, в том числе на электронных носителях).

.

            Рабочая программа по литературному чтению

                                                    4класс

                                                   Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

        Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

        Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

        Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.    

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин,  М. Ю .Лермонтов,  Л. Н. Толстой,  А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев,  А. А. Фет,   Е. А. Баратынский,  А. Н. Плещеев,  И. С. Никитин,  Н. А. Некрасов,  И. А. Бунин,  В. Ф. Одоевский,  В. М. Гаршин,  П. П. Бажов,  С. Т. Аксаков,  Е. Л. Шварц,  В. Ю. Драгунский,  В. В. Голявкин,  В. Я Брюсов,  Д. Н. Мамин-Сибиряк,  Д. Б. Кедрин,  Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

 

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  102  часа. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

                                          Содержание   программы

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Летописи, былины, жития (8 часов)

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего»; «Ильины три поездочки»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (18 часов)

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;  И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (11 часов)

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (7 часов)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (7часов)

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь 2 (5 часов)

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (11часов)

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь 3 (7 часов)

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (5 часов)

И. С. Никитин. «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (3 часов)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (9 часов)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. Х. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

  1.  правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
  2.  строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
  3. описывать и сопоставлять различные объекты;
  4. самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
  5.  развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
  6. совершенствовать звуковую культуру речи;
  7.  обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
  8. обучать чтению художественных произведений по ролям;
  9. развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
  10.  уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  11.  самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
  12.  развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
  13.  уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
  14.  уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
  15.  развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
  16.  развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
  17. размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
  18.  коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
  19.  развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  
  20.  

                                 Результаты обучения

    В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

  1.  наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  2.  названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  3.  не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

Обучающиеся должны уметь:

  1. осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  2.  понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
  3.   передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
  4.   использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
  5. составлять план к прочитанному;
  6.  делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  7. определять тему и главную мысль произведения;
  8.  озаглавливать иллюстрации и тексты;
  9. вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  10.   выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  11.  полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  
  12. ставить вопросы к прочитанному;
  13.  самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
  14.  оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

  1.  освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
  2.  принимать участие в конкурсах чтецов;
  3.  владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
  4.  понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

  1.  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

  1.  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  2.   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  3.  определять тему и главную мысль произведения;
  4.   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
  5.    делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  6.    составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  7.   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  8.   создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  9.    приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
  10.  различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  11.    приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.    самостоятельного чтения книг;
  2.  высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  3.  самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;
  4.  работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  



Предварительный просмотр:

тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс

Наименование раздела программы

Тема урока


п/п

Кол-во ча-сов

Тип

урока

Элементы
содержания

Требования
к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Дата проведения по плану

Дата проведения  по факту

2

3

1

4

5

6

7

8

9

10

Летописи. Былины. Жития 8 (ч)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Знать жанр
«летопись».

Уметь проводить сравнительный
анализ летописи
и стихотворения
А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий

03.09

05.09

03.09

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего».

Сравнительный анализ летописи
и стихотворения А. С. Пушкина

2

1

Комбинированный

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Фронтальный опрос

05.09

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

3

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять

тему и главную мысль произведения,

Текущий

06.09

06.09


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

Былина «Ильины три поездочки»

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

Текущий

10.09

10.09

5

«Житие Сергия

Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

1

Комбинированный

Образные языковые средства

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Текущий

12.09

12.09

6

Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий.

Пересказ

13.09

17.09

7

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические

тест (5 мин)

17.09

15.09


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

Диагностика навыка
чтения

19.09

15.09

9

Чудесный мир классики

(18 ч)

Чудесный мир классики.

П. Ершов «Конёк-

горбунок» (отрывок)

1

Комбинированный

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать название и основное содержание изученного произведения.

уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический.

Выразительное чтение

20.09

19.09

10

Характеры  главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

Комбинированный

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

Знать творчество
П. Ершова.

Уметь составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на

Тематический

24.09

22.09


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

11

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Фронтальный опрос

26.09

24.09

12

Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное

в стихах

1

Комбинированный

Декламация произведений.

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности

Чтение наизусть

27.09

01.10

13

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту

Тематический

01.10

26.09

14

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев

Выразительное чтение

03.10

29.09


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Комбинированный

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Чтение наизусть.

Картинный план

04.10

03.10

16

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

1

Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

08.10

04.10

17

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..».  Сказки
А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Знать сказки
А. С. Пушкина.

Уметь различать сказки народные и литературные

Тематический

10.10

01.10

18

М. Ю. Лермонтов.

Олицетворение – прием изображе-

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных

Знать название и основное содержание изученного

Выразительное чтение

11.10

06.10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ния действительности в стихотворении «Дары Терека»

переживаний героя

произведения, творчество
М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

19

М. Ю. Лермонтов.

«Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Хорошие и плохие поступки людей

1

Комбинированный

Чтение по ролям

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать

события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Выразительное чтение по ролям

15.10

08.10

20

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

Комбинированный

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы

17.10

10.10

21

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

Комбинированный

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.

Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст  на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произве-

Тематический.

Выразительное чтение

18.10

13.10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

дений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

22

Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый
герой

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Выразительное чтение

22.10

17.10

23

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»                              

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Пересказ от лица героев

24.10

20.10

24

Внеклассное чтение. В мире приключений

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический.

Пересказ отрывка

29.10

15.10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

25

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Составление плана

25.10

22.10

26

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; 

Диагностика навыка
чтения

07.11

24.10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

27

Поэтическая тетрадь 11 (ч)

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей.

Связь литературы с музыкой и живописью

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Чтение наизусть

08.11

27.10

28

Ф. Тютчев  «Как неожиданно
и ярко…»

1

Комбинированный

Настроение лирического героя

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

Е. Баратынского,
Н. Некрасова,
И. Никитина,
И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

Выразительное чтение

12.11

29.10

29

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

1

Комбинированный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение

14.11

07.11

30

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

1

Комбинированный

Образные языковые средства

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.

Тематический.

пересказ

19.11

12.11


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уметь читать осо-знанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

31

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

Выразительное чтение

15.11

10.11

32

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Тематический

21.11

14.11

33

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Чтение
наизусть

22.11

17.11


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

34

Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

1

Комбинированный

Образные языковые средства

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Чтение
наизусть

26.11

19.11

35

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

1

Комбинированный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать творчество
И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Чтение
наизусть

28.11

21.11

36

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Знать книги о жизни трудового народа

Пересказ

03.12

26.11

37

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический

29.11

24.11


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

38

Литературные сказки (11 ч)

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Выразительное чтение

05.12

28.11

39

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

Творческий пересказ

06.12

01.12


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

40

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Знать творчество
В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Пересказ

10.12

02.12

41

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Знать творчество
П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Выразительное чтение

12.12

05.12

42

Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины.

Уметь использовать приобретенные знания и умения  для самостоятельного выбора и определения содержания  книги по ее элементам

Пересказ

17.12

10.12

43

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова

1

Комбинированный

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение,

Уметь читать осо-знанно текст художественного

Чтение по ролям

13.12

08.12


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Серебряное копытце»

использование интонаций, соответствующих смыслу текста

произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

44

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Выразительное чтение

19.12

12.12

45

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Чтение по  ролям

20.12

15.12

46

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

Пересказ

24.12

17.12


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

47

Обобщение по разделу:

«Литературные  сказки»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

Фронтальный опрос

26.12

19.12

48

Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

1

Комбинированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь читать осзнанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Тематический

14.01

24.12

49

Делу время – потехе час
(7 ч)

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Текущий

27.12

22.12


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

50

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном
времени»
Е. Л. Шварца

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

16.01

26.01

51

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического
эффекта

1

Комбинированный

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Чтение по ролям

17.01

.29.12

52

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе
В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему, анализировать образные языковые средства

Чтение по ролям

21.01

12.01

53

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

Комбинированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Выразительное чтение

23.01

14.01


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать
в обсуждении произведения

54

Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Пересказ

28.01

14..01

55

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

1

Комбинированный

Умение составлять простейшие задания для викторины

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

Тест
(10 мин)

24.01

16.01


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

56

Страна детства (7 ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Выразительное чтение

30.01

21.01

57

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».  Взаимоотношения детей
и взрослых

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Пересказ

31.01

23.01

58

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   Поступки как  средство характеристики героев

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Выразительное чтение

04.02

24.01

59

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»                    

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ

06.02

30.01


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

60

Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко»

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь приводить примеры произведений фольклора

Тематический

11.02

28.01

61

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его со-
здания

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Выразительное чтение

07.02

31.01

62

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический

13.02

06.02

63

Поэтическая тетрадь

(5 ч)

Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

Комбинированный

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осо-знанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

Чтение
наизусть

14.02

14.02


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

64

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Выразительное чтение

18.02

18.02

65

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Комбинированный

Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

Выразительное чтение

20.02

20.02

66

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Чтение наизусть

21.02

21.02

67

Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного народа

Пересказ

25.02

25.02

68

Природа и мы

Отношения человека и птицы в  рассказе

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация

Знать творчество
Д. Н. мамина-Сибиряка

Выразительное чтение

27.02


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

69

(11

 ч)

Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

своей позиции с привлечением текста произведения

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

27.02

70

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ

28.02

28.02

71

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
А. И. Куприна.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

03.03

06.03

72

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

Творческий пересказ

05.03

11.03


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

73

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество
М. М. Пришвина.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения

Выразительное чтение

06.03

12.03

74

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

Комбинированный

Рассказ о своих впеча-тлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество
Е. И. Чарушина.

Уметь составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ

10.03

13.03

75

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Выразительное чтение

12.03

19.03

76

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

Фронтальный опрос

13.03

20.03


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

77

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Тематический.

Тест (8 мин)

19.03

02.04

78

Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал

Творческий пересказ

17.03

07.04

79

Поэтическая тетрадь

(7 ч)

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

Чтение
наизусть

20.03

03.04


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

80

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

Комбинированный

Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений
живописи

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

02.04

09.04

81

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина
«Бабье лето»

1

Комбинированный

Декламация произведений

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

Чтение
наизусть

03.04

10.04

82

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

Выразительное чтение

07.04

14.04

83

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Выразительное чтение

09.04

16.04


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

84

Внеклассное чтение. В мире фантастики

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Творческий пересказ

14.04

21.04

85

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический.

Тест (8 мин)

10.04

17.04

86

Родина (5 ч)

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому
в стихах И. С. Никитина «Русь»

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Выразительное чтение

16.04

23.04

87

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

Чтение
наизусть

17.04

24.04


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

88

Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске»

1

Комбинированный

Декламация произведений.

Связь литературы с другими видами искусства

Уметь определять тему и главную мысль произведения;

работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

Выразительное чтение

21.04

28.04

89

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

Выразительное чтение

23.04

28.04

90

Обобщение по разделу «Родина»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

Диагностика навыка
чтения

24.04

12.05

91

Страна Фантазия
(3 ч)

Внеклассное чтение: в мире фантастики

1

Комбинированный

Система событий, составляющих основу художественного произведения

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Тематический.

Пересказ

28.04

05.05

92

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при

Уметь определять тему и главную мысль произведения,

Выразительное чтение

05.05

12.05


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

93

Кир Булычев
«Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь составлять

небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

07.05

14.05

94

Зарубежная литература (9 ч)
(+ 1 ч – резерв)

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст
с целью переосмысления

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

08.05

14.05

95

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения – восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

Знать творчество
Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Творческий пересказ

12.05

15.05


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

96

Внеклассное чтение. В стране литературных героев

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения  книг

Тематический.

Пересказ

19.05

19.05

97

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

14.05

15.05

98

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Пересказ

15.05

21.05


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

99

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

21.05

21.05

100

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь».

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

22.05

22.05

101 - 103

Резервный урок. Литература на лето.

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

Выразительное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по предмету Литературное чтение программа "Планета знаний"

Рабочая программа к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» третьего класса , разработанным в соответствии с Государственным стандартом содержания начального образования  и являю...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива"  для 2 класса....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...