Интегрированный урок литературного чтения и изо 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

ВЕРЕНДЯКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_lit-ry_i_izo.docx180.96 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по  литературному чтению и  изобразительному искусству во 2 классе.

Тема: « Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и колорит картины В.Васнецова

Задачи: 

1.Выявить признаки волшебной сказки.

2.Показать  неразрывную связь между литературой и живописью на примере русской народной сказки.

3.Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа  сказки.

4.Продолжить развитие интереса к русскому народному творчеству и живописи.

5.Развивать умение «читать» настроение картины, сопоставлять настроение и колорит.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.  Постановка учебной задачи.

-Ребята, давайте вспомним с, каким произведением мы познакомились вчера? ( Мы познакомились со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

-Напомните мне, что было задано на дом? (Прочитать сказку и нарисовать простым карандашом рисунки к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

-Что вам понравилось в этой сказке?

-Ребята, а эта сказка народная или авторская? Почему? (Эта сказка народная, и относится к жанру устного народного творчества).

-Что значит устное народное творчество? (Сказки сочиняли люди и передавали из уст в уста).

-Дома вы еще раз читали эту сказку. Были ли моменты, когда вы переживали, волновались  за героев сказки? И за кого? (  Да. Когда Аленушке надели на шею камень и утопили в реке… Братец Иванушка превратился в козленочка… Иванушка бегал к реке и звал Аленушку на помощь).

-Какая это сказка волшебная или сказка про животных? ( Волшебная)

-Что вам подсказало, что это сказка волшебная? (В сказке присутствуют признаки волшебной сказки)

-Перечислите признаки волшебной сказки. (Признаки волшебной сказки вывешиваются на доску:

          - волшебное число три

          - волшебный цвет: золотой, серебряный

          -  волшебный мир

          - чудеса: Иванушка превратился в козленочка, Аленушка разговаривала из воды с Иванушкой, Аленушка осталась жива, после того, как ее утопили в реке;

           - волшебные герои: ведьма)

-Какие герои присутствуют в этой сказке? (положительные и отрицательные).

-Какое качество характера несут положительные герои?( Качество доброты).

-Вы сказали, что в русских народных сказках есть добрые герои, а кто является олицетворением зла в этой сказке? ( Ведьма).

-Если бы вы были художниками, смогли бы вы всю сказку написать одним цветом? (Нет)

-А почему? ( В сказке происходят разные события)

-На сколько частей можно разделить сказку? (выслушиваем мнения детей)

-Давайте попробуем разобраться.(Постановка проблемного вопроса)

3.Открытие нового знания. Работа над структурой сказки. (Работа в группах)

-Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо разделить сказку на части. Найти начало и конец каждой части. И подумайте, какими красками нарисуете эту часть.

( Представители каждой группы зачитывают начало и конец каждой части по очереди)

-Что узнали из первой части?( Мы узнали о главных героях сказки)

-Какими красками изобразите эту часть? Какой колорит? (Теплыми).

-Прочитайте слова, с которых начинается 1 часть.(Жили – были старик да старуха…)

-Чем является это предложение в сказке? (Зачином) (Вывешивается структура сказки)

-Прочитайте начало и конец 2 части.

-Какие события происходят в этой части? ( Козленочек три раза пытается напиться водицы из разных копытцев).

-Какими красками изобразим вторую часть? Какой колорит? (Более холодными)

-Прочитайте слова, с которые вас насторожили в этой части. (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца…..)

-Чем является это предложение в сказке? ( Завязкой.)

4.Физминутка для глаз (ВИДЕО)

-Прочитайте начало и конец 3 части.

-В чем отличие 3 части от предыдущей ( Она большая по содержанию, есть повторы, песни)

-Сколько повторов? ( Три.)

-Зачитайте их.

-Что выражает песня Аленушки и козленочка? (Боль, печаль, тоску, одиночество, тревогу)

-Почему купец не смог распознать ведьму, а только козленочек узнал ее? ( Потому что он находится в волшебном мире вместе с ведьмой).

-Раньше народ верил в то, что люди не умирают, их душа переселяется в животных. Эти животные обладают сверхъестественной силой. А находясь в волшебном мире, они видят, что происходит в реальном и волшебном мирах. Человек награждал животного способностью говорить, как будто это говорил человек, которого нет в реальном мире. Поэтому и козленочек наделен речью, и он видит ведьму в отличие от самого купца.

-Как вы думаете, каких красок будет больше темных или светлых?(Светлых, потому что добро побеждает зло).

-Вы, наверное, обратили свое внимание, что в конце этой части идет быстрое развитие событий. Как называется быстрая смена событий?

(Кульминацией)

-Прочитайте предложение, которое у нас осталось. Мы можем отнести его к 3 части? (  Нет.)

-Почему? ( Это предложение ставит точку в развитие сюжета. Это концовка сказки).

-Какими красками изобразим конец сказки? Почему? ( Теплыми, чистыми, светлыми. Добро всегда побеждает зло)

-Чему же учит нас эта сказка? (  Зло всегда будет наказано)

5 Анализ картины В. Васнецова (на проекторе).

-А сейчас давайте рассмотрим репродукцию с картины Виктора Васнецова «Аленушка». Как вы думаете, есть ли что-то общее у сказки и картины? (Постановка проблемного вопроса)

 (Нет. В сказке нет эпизода, в который изображен на картине Васнецова).

(Есть. Одни и те же герои. Аленушка.)

-А может, это ведьма переоделась в Аленушку? ( Нет, такого быть не может. Аленушка плачет. А зачем ведьме плакать? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и радуется).

-Я с вами согласна. Конечно, это Аленушка! Волосы распущены, пригорюнилась. Жалко ей и себя, и братца… Аленушка печальна, но красива. Какие краски использовал Васнецов?  ( Краски темны, унылые, много черного.  Холодные краски. И вода темная.)

-Можем ли мы предположить, что Васнецова эта сказка вдохновила на создание этой картины. Тогда почему он изобразил героиню у темной воды?

( Васнецов изобразил ее у воды, потому что вся жизнь Аленушки связаны с водой. Она тонет в речке, ее оживляют живой водой, и братец Иванушка превратился в козленочка, испив воды из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду. И даже желтые листики не привлекают ее взгляда.

-Какое настроение вызвала картина? ( Грустное, печальное).

-Посмотрите, как грозно надвигаются ели, как темно и страшно в лесу Аленушке. Но в тоже время на картине есть и свет, надежда на то, что добро победит зло.

-А какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее читали? (грустное, печальное, волновались за героев).

6.Физкультминутка.

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

7. Рисование иллюстрации к сказке. Звучит классическая спокойная музыка.

        -Ребята, а сейчас, мы выполним свои рисунки в цвете. Нам нужно учитывать то, что как разное настроение присутствует в сказке, так и  колорит наших рисунков должен быть разным.

8. Подведение итога урока.

- Итак, что же роднит картину Васнецова и русскую народную сказку?

 (Их роднит настроение…Грустное и печальное… сказка «Аленушка..» грустная и печальная и картина печальная.

-Правильно, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

8. Домашнее задание

-Дома  прочитайте понравившиеся эпизоды сказки, которые можно было бы изобразить, используя теплые краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литературное чтение+изо) 2 класс "Зима в лесу"

Конспект урока+ презентация по УМК "Школа 21 века".Тема урока "Зима в лесу". Авторская разработка учителя начальных классов Ерохиной Е.В. и учителя изо Кавериной И.А....

интегрированный урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» и музыки А.Вивальди «Зима» из цикла времена года.Цель:Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения...

Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"

На данном уроке реализовываются  следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Интегрированный урок литературное чтение+ технология 2 класс УМК "Школа2100"

На данном уроке представлена работа в группах, как на уроке литературного чтения, так и на уроке технологии. К уроку литературного чтения подготовлена презентация. На технологии использован диск "Урок...

Интегрированный урок. Литературное чтение + ИЗО, 2 класс

Итегрированный урок литературного чтения и ИЗО  во 2 классе по теме "Сергей Есенин "Белая берёза"...

Интегрированный урок литературное чтение+ИЗО. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок проведен в рамках районного семинара учителей начальных классов в преддверии празднования Международного женского дня 8 Марта....