Планирование 1 класс.
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chteniedokument_microsoft_office_word.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы::

Пояснительная записка

Содержание программы

Учебно-тематический план

Требование к уровню подготовки обучающихся

Литература и средства обучения

Календарно-тематический план

Программа реализации НРК                                    Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889

с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,  

приказом министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;

примерными программами  начального общего образования  (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г №22/5135«Об организации образовательного процесса в начальной школе  в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 году»

учебным  планом  МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года

программой четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А.                                        Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон,

А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

Курс рассчитан на 42 часа  (4 часа в неделю).

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Программные требования 1-го класса определяются:

необходимостью формирования потребности и мотива чтения;

начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;

логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;

актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Раздел 2. Содержание тем

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.                                                  

                                                                     Раздел 3. Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

1

Стихи и проза

2

Устное народное творчество и литература

3

Эмоциональный тон произведения

4

Средства художественной выразительности

5

Жанры литературы

6

Библиографическая культура

7

Навыки чтения

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся

Должны иметь  общее представление:

о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

об отличии фольклорного текста от литературного;

об отличии поэтического текста от прозаического;

о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

о том, что такое рифма.                                                           Знать: 

наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

содержание произведений, прочитанных в классе.              Уметь: 

читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации программного содержания используются:

Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;

Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. Хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2006;

Малаховская, О. В. Литературное чтение: тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. -М.: Академкнига / Учебник, 2006;

Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2006.

Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

дата

ТСО

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

Элементы

дополнительного

содержания

план

факт

1

Волшебные предметы и помощники (с. 3-5)

Презент

тест

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка

Знать смысл слова «докучать».

Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»

Текущий

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, закличка

2-3

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9)

презент

Произведения устного

народного творчества.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Знать законы построения

докучной сказки.

Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки

Текущий.

Выразительное

чтение

Первичные представления

об олицетворении

4

Секреты считалок (с. 10-11)

Презент

тест

Произведения устного

народного творчества.

Декламация произведений. Чтение наизусть

Знать особенности построения считалок.

Уметь рассказывать считалки; различать потешки и считалки

Текущий.

Чтение в парах

Рифма

5

Секреты считалок (с. 10-11)

презент

Произведения устного

народного творчества.

Декламация произведений. Чтение наизусть

Знать особенности построения считалок.

Уметь рассказывать считалки;

Текущий.

Чтение в парах

Рифма

6

Древние считалки (с. 12-13)

презент

Произведения устного

народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

произведения

Уметь сравнивать между

собой произведения одного фольклорного жанра; читать в парах

Текущий.

Чтение в парах

Рифма

7

Тайны загадок (с. 14-17)

Презент

тест

Произведения устного

народного творчества. Понимание основного содержания текста

Знать понятие «олицетворение».

Уметь разгадывать загадки

Текущий.

Выразительное чтение

Олицетворение

8

Как устроена загадка (с. 17-19)

презент

Произведения устного

народного творчества. Осознанное правильное

чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

Знать приёмы сравнения

и олицетворения.

Уметь сочинять загадки;

ориентироваться в книге,

находя нужное произведение

Текущий.

Выразительное

чтение

Практическое

освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка

9

Как устроена загадка (с. 17-19)

презент

Произведения устного

народного творчества. Осознанное правильное

чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

Знать приёмы сравнения

и олицетворения.

Уметь сочинять загадки;

ориентироваться в книге,

находя нужное произведение

Текущий.

Выразительное

чтение

Практическое

освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка

10

Заклички: обращение к природе

(с. 20-21)

презент

Произведения устного

народного творчества.

Передача впечатления

от услышанного своими

словами. Выразительное

чтение

Знать жанр «закличка», его особенности.

Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

Текущий.

Выразительное

чтение

Заклички

11

Заклички: обращение к природе

(с. 20-21)

презент

Произведения устного

народного творчества.

Передача впечатления

от услышанного своими

словами. Выразительное

чтение

Знать жанр «закличка», его особенности.

Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

Текущий.

Выразительное

чтение

Заклички

12

Трудности скороговорок

(с. 22-23)

презент

Произведения устного

народного творчества.

Участие в диалоге при

обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение

Знать жанр «скороговорка».

Уметь различать малые жанры фольклора: загадку,

считалку, скороговорку,

закличку, небылицу

Тематический.

Выразительное

Чтение в парах

Скороговорки.

Чистоговорки

13

Трудности скороговорок

(с. 22-23)

Презент

тест

Произведения устного

народного творчества.

Участие в диалоге при

обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение

Знать жанр «скороговорка».

Уметь различать малые жанры фольклора: загадку,

считалку, скороговорку,

закличку, небылицу

Тематический.

Выразительное

Чтение в парах

Скороговорки.

Чистоговорки

14

Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» (с. 24-25)

презент

Произведения современной отечественной литературы.

Осознанное правильное

чтение художественного

текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

Знать содержание произведения.

Уметь определять приёмы

выразительности в процессе анализа текстов.

Иметь представление

о стихотворном и прозаическом произведении

Текущий.

Пересказ

знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить

красоту и смысл

в обыденном.

15

Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26-27)

презент

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения. Чтение наизусть

Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте

Текущий.

Чтение наизусть

Рифма

16-

18

Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31)

презент

Произведения современной отечественной литературы.

Жанровое разнообразие

предлагаемых к изучению произведении: литературная сказка, стихотворение

Знать содержание произведения.

Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного

Текущий.

Ответы на вопросы

Рифма

19-

21

Шуточные стихи. И.Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз (с. 32-34)

презент

Произведения современной отечественной литературы

Знать наизусть одно

из стихотворений.

Уметь рифмовать слова

Тематический. Чтение наизусть

Рифма

22-

23

Сказка-цепочка.

Русская народная сказка «Репка»

(с. 36-38)

презент

Произведения устного

народного творчества. Восприятие на слух

и понимание произведений разных жанров. От-

веты на вопросы по со-

держанию прослушанно-

го, прочитанного.

Знать композиционные

особенности кумулятивной сказки.

Уметь читать по цепочке

Текущий.

Выразительное

чтение

Знакомство

с жанром кумулятивной сказки.

Разный смысл повторов

24

Звучащие стихи. Е.Благинина.

А.Усачёв. Джеймс Ривз

(с. 39-41)

презент

Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному

Знать наизусть одно

из стихотворений; средства выражения авторского

отношения к изображаемому.

Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений

Текущий.

Чтение наизусть

Эмоциональная

передача характера произведения при чтении вслух,

наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений; несловесных

средств - мимики,

движений, жестов

25-

26

Звукопись в поэзии и прозе.

М.Горький «Воробьишко» (в сокращении) (с. 42-44)

презент

Жанровое разнообразие

произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения

Знать содержание прочитанных произведений.

Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах

Текущий.

Пересказ

Выразительность

звукописи

27

Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47)

презент

Различение жанров произведений: малые

фольклорные жанры,

стихотворение.

Декламация произведений

Знать малые фольклорные

жанры: считалка, скороговорка.

Уметь различать малые

жанры фольклора: считалку,

Текущий.

Чтение

в парах

Малые фольк-

лорные жанры:

считалка, скоро-

говорка

28-29

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер (с. 48-51)

презент

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками

Уметь находить средства

художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмор произведения

Текущий.

Выразительное

чтение

Определение

серьёзного и шуточного (юмористического) характера произведения

30

Стихи про мальчиков и девочек.

В.Лунин. Э.Успенский (с. 52-53)

презент

Выделение языковых средств художественной

выразительности.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям;

определять приёмы выразительности в процессе

анализа текстов

Текущий.

Чтение наизусть

Эмоциональная

передача характера произведения при чтении вслух,

наизусть:

31

Фантазия в литературе. Б.Заходер (с. 54-55)

презент

Произведения современной отечественной литературы. Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать краткие сведения о биографии и творчестве

Б.Заходера.

Уметь читать по ролям стихотворные произведения

Тематический.

Выразительное чтение

Фантазия в литературе

32-33

Особый взгляд на мир. И.Токмакова. С.Козлов (с. 56-59)

презент

Понимание содержания

литературного произведения. Тема, главная

мысль. Герои произведения. Правильность чтения: недопущение пропуска и замены слов

Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям.

Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях

Текущий.

Чтение

наизусть

Сравнительный

анализ двух об-

разов. Рифма

-34-35

Что видит и слышит поэт.

С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-64)

презент

Выделение языковых

средств художественной

выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

Иметь представление

о жанрах - рассказе, стихотворении

Текущий.

Отвечать на вопросы

|

Выражение соб-

ственного отно-

шения к каждому

из героев

36-37

Прибаутка и небылица (с. 65-67)

презент

Произведения устного

народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры.

Выразительное чтение

Знать жанровые особенности прибаутки и небылицы.

Уметь соотносить текст с иллюстрацией

Текущий.

Чтение в парах

Малые фольклорные жанры: прибаутка

38-40

Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 67-75)

презент

Произведения устного

народного творчества. Участие в диалоге при

обсуждении произведения

Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки.

Уметь находить в тексте

парную рифму

Текущий.

Чтение в парах

Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы

41

Искусство иллюстрации.

Что видит художник (с. 69-80)

презент

Произведения устного

народного творчества.

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию

Текущий.

Выборочное чтение

Выразительность

рифмы

42

Рифмующиеся слова и изображения (с. 71-80)

презент

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям,

Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

Тематический.

Выразительно

читать

Выразительность

рифмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Тематическое планирование1 класс

Календарные сроки№ п/пТемы уроков Количество часов Планируемые результатыВозможные виды деятельности учащихсяВозможные формы контроляОсвоение предметных знаний (базовый/повышенный уровни)Уни...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...